ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ТНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
I | Пояснительная записка
|
II | Здоровьесберегающие технологии, цели, принципы и виды.
|
III | Организация здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
|
IV | Виды здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, способы их применения
|
V | Практическое применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
|
VI | Динамика использования данной технологии
|
VII | Список литературы
|
VIII | Приложения
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_zdorovya.docx | 228.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ТНР
Разработала: учитель-логопед
Саликова Т.В.
Кашира, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
I | Пояснительная записка | 3 |
II | Здоровьесберегающие технологии, цели, принципы и виды. | 3 |
III | Организация здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях | 6 |
IV | Виды здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, способы их применения | 7 |
V | Практическое применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях | 13 |
VI | Динамика использования данной технологии | 23 |
VII | Список литературы | 24 |
VIII | Приложения | 25 |
I.Пояснительная записка
В условиях реализации ФГОС технологии здоровьсбережения играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из (главнейших) задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Используя индивидуальную диагностику Нищевой Н.В. для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4-7 лет, исследуя моторную сферу можно сказать, что у большинства обследуемых нарушение общей моторики: движения неточные, темп медленный переключаемость низкая, объём движений неполный, отмечается хаотичность движений, моторная неуклюжесть. Также отмечается низкая сформированность либо несформированность мимической мускулатуры: тонус лицевых мышц, мимика неживая, невыразительная, лицо «маскообразное», неудержание позы, низкая переключаемость движений. Отмечается несформированность ручной моторики: объём движений неполный, темп медленный, переключаемость от одного движения к другому низкая, наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре. И самое важное для учителя-логопеда – это несформированность артикуляционной моторики: артикуляция смазанная, движения неточные, объем движений неполный, часто из-за парезов ребенок не может удержать артикуляционную позу, подвижность языка ограничена, амплитуда движений снижена, тонус мышц языка. Отмечается тремор языка, девиация, синкинезии, повышенная гиперсаливация.
Данная технология разработана на два года обучения, для детей старшей группы (5-6 лет) и для детей подготовительной группы (6-7 лет).
II.Здоровьесберегающие технологии, цели, принципы и виды.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2.Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4.Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
5.Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6.Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение \\\"по единицам, а не по элементам\\\", принцип целостности.
7.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
8.Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
9.Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
10.Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
11.Комплексная система закаливания детей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
●организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
III.Организация здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Система коррекции включает в себя проведение фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий. В старшей и подготовительной логопедических группах для детей с ОНР с сентября по май (включительно) проводятся подгрупповые и фронтальные занятия, не превышающие рекомендованную СанПиНом нагрузку.
В старшей группе фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю ( понедельник, среда, четверг), подгрупповые – 4 раза (понедельник, вторник, четверг, пятница); в подготовительной группе – фронтальные 4 раза в неделю(понедельник, вторник, четверг, пятница), подгрупповые – 2 раза (вторник, четверг).Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально. Согласно СанПину для каждой возрастной группы разработан режим дня, с учетом всех особенностей детей логопедической группы.
Старшая логопедическая группа ( с 5 до 6 лет)
Образовательная область. Направление деятельности | Количество занятий в неделю |
Речевое развитие/Художественно-эстетическое развитие | 1 |
Познавательное развитие ( познавательно-исследовательская деятельность, конструктивно-модельная деятельность) | 2 |
Познавательное развитие ( развитие математических представлений) | 1 |
Художественно-эстетическое развитие ( рисование) | 1 |
Художественно-эстетическое развитие ( лепка/аппликация) | 1 |
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | 2 |
Физическое развитие | 2 1 на свежем воздухе |
Фронтальные логопедические занятия по обучению грамоте | 1 |
Фронтальные логопедические занятия по развитию речи | 2 |
Подгрупповые занятия | 4 |
Индивидуальные занятия с логопедом | 3 |
Индивидуальные занятия с воспитателем | 3 |
Подготовительная логопедическая группа ( с 5 до 6 лет)
Образовательная область. Направление деятельности | Количество занятий в неделю |
Речевое развитие/Художественно-эстетическое развитие | 1 |
Познавательное развитие ( познавательно-исследовательская деятельность, конструктивно-модельная деятельность) | 2 |
Познавательное развитие ( развитие математических представлений) | 2 |
Художественно-эстетическое развитие ( рисование) | 1 |
Художественно-эстетическое развитие ( лепка/аппликация) | 1 |
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | 3 |
Физическое развитие | 3 ( 1 на свежем воздухе) |
Фронтальные логопедические занятия по обучению грамоте | 3 |
Фронтальные логопедические занятия по развитию речи | 1 |
Подгрупповые занятия | 4 |
Индивидуальные занятия с логопедом | 3 |
Индивидуальные занятия с воспитателем | 3 |
IV.Виды здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, способы их применения
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя:
- дыхательную гимнастику,
- артикуляционную гимнастику,
- пальчиковую гимнастику,
- биоэнергопластика
- физкультминутки,
- зрительная гимнастика,
- логоритмику,
- песочная терапия
Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, в своей работе я использую следующие оздоровительные приемы:
1. Артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
2. Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения. На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.
Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительная гимнастика используется:
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
- для укрепления мышц глаз
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Гимнастика бывает:
1) игровая коррекционная физминутка;
2) с предметами;
3) по зрительным тренажёрам;
4) комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.
4. Пальчиковая гимнастика
В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка. У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
- пальчиковые игры с мелкими предметами;
- пальчиковые игры со скороговорками;
- пальчиковые игры со стихами;
- пальчиковая гимнастика;
- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
5. Биоэнергопластика – это соединение движений речевого аппарата с движениями кисти руки, что помогает активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благоприятное воздействие на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Упражнения можно выполнять в положении стоя или сидя. Каждое упражнение отрабатывается отдельно, затем оба упражнения выполняются совместно. Упражнения повторяются по 5-7 раз без перерыва. Необходимо следить за правильным и синхронным выполнением упражнений.
6. Физкультминутки.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию. Виды физминуток:
1.Оздоровительно- гигиенические физкультминутки
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
2.Танцевальные физкультминутки
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
3.Физкультурно-спортивные физкультминутки
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
4.Подражательные физкультминутки
Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
5.Двигательно-речевые физкультминутки
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.
7. Логоритмика.
Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.
Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики.
Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике.
Занятия логоритмикой укрепляют у логопатов костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.
Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения.
Кроме того, развивается фонематическое восприятие. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов.
В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционные подходы, имевшие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка.
Итак, на коррекционных занятиях с элементами логоритмики мы используем следующие моменты:
-дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-артикуляционная гимнастика
-массаж и самомассаж
-движения под музыку
-слушание музыки
-рисование в воздухе и на бумаге
-использование игровых ситуаций и драматизации
-физкультминутки
-выполнение заданий типа: дорисуй, раскрась, помоги.
Такие приёмы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников и не приносят ущерба здоровью. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания.
8. Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.
Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.
Основные принципы игры на песке:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
V. Практическое применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Дыхательная гимнастика
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса.
«Игрушки сели на качели»
Дети лежат на спине – на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально втянуть живот.
«Кошечка спит».
Дети лежат на спине в состоянии расслабленности и делают несколько спокойных вдохов и выдохов. Затем полностью выдыхают и начинают выполнять трёхфазное дыхание.
«Футбол».
Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
«Снегопад». Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее.
Снег, снег кружится, белая вся улица!
Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок.
«Бабочка».
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку:
Бабочка - коробочка, полети на облачко,
Там твои детки — на березовой ветке!
Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
«Шторм в стакане».
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
«Задуй свечу».
Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.
Дыхательно–голосовые упражнения и игры на материале гласных и согласных звуков.
«Гудок паровоза».
Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком “у” (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.
«Полет самолета».
Дети-самолеты “летают” произнося звук “У”. При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.
«Царство ветров».
Дети, изображая ветры (северный – холодный, южный – тёплый, восточный – усиливающийся, западный – затихающий), пропевают звуки разные по высоте, силе, тембру, громкости, модуляции.
Звук У – холодный северный ветер. Звук завывающий (низко).
Звук И – южный тёплый ветер. Звук радостный (высоко, звонко, ровно).
Звук А – ветерок потеплее, восточный, оттуда, где солнышко просыпается. Звук усиливается.
Звук О – западный, оттуда, где солнышко ложится спать.
Звук затухающий от сильного к слабому.
«Жук»
Игрушка жука (или другого летающего насекомого) на длинной нитке (25см), лежащая в яйце (от киндер-сюрприза). дети открывают яйца, а мамы за нитку поднимают жуков. Жуки улетают, а дети пытаются дотянуться и поймать их двумя руками. Жуки летают со звуком «Ж»- мамы и ведущий демонстрируют звук, побуждая детей к подражанию.
Дыхательно–голосовые упражнения и игры на материале слогов.
«Умный молоток».
Дети произносят звукоподражание «тук-тук», имитируя забивание гвоздя, в темпе и ритме режима работы.
«Паровоз».
Дети друг за другом выстраиваются «паровозиком». Начинают движение со звукоподражанием «чух-чух-чух». По условному сигналу «паровозик» то ускоряет, то замедляет движение и соответственно речевое сопровождение.
«Дрова».
Х: «На зиму дрова пилили –З-з-з»
И.п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с пилой – вперед, назад.
«Мы дрова кололи вместе топором –Ух!»
И.п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с топором - вверх (вдох), вниз (на выдохе «Ух»).
Дыхательно–голосовые упражнения и игры на материале слов, предложений и фраз.
«Далеко-высоко».
Логопед. Куда, птицы, летели?
Дети. Далеко-о-о-о!
Логопед. Как, птицы, летите?
Дети. Высоко-о-о-!
Перед словами «далеко» и «высоко» сделать глубокий вдох носом, слова произносить на максимально длинном выдохе.
«Обратный счет».
Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Для самоконтроля ладонь ребенка лежит на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе:
- десять, девять;
- десять, девять, восемь;
- десять, девять, восемь, семь;
- десять, девять, восемь, семь, шесть.
«Считалочка».
Произносим считалку. Контроль над дыханием: вдох расходуется не в паузах, а только на очередное сочетание слов.
Как за нашим за двором (Вдох.)
Стоит чашка с творогом, (Вдох.)
Прилетели две тетери, (Вдох.)
Поклевали, улетели. (Вдох.)
Поклевали, улетели, (Вдох.)
На лугу зеленом сели. (Вдох.)
Наращивание слов в предложении.
Светит солнышко. (Вдох.)
Светит ясное солнышко. (Вдох.)
Ярко светит ясное солнышко. (Вдох.)
Очень ярко светит ясное солнышко. (Вдох.)
Вышепредставленные виды упражнений можно использовать на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
В своей работе также использую пособие Н.В.Нищевой «Дыхательная гимнастика», где очень красочно и наглядно представлены различные упражнения. Эти упражнения беру на индивидуальных занятиях.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Основной комплекс.
1.Открыть рот и подержать открытым (а – а – а – а), закрыть.
2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.
5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. «Качели» - движение языка: нос – подбородок.
- Для постановки каждой группы звуков применяются определённые упражнения.
Для шипящих (ш, ж, ч, щ)
1. «Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
2. «Гармошка»
Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.
3.«Фокус»
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
4. «Чашечка»
Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
5. «Приклей конфетку»
Цель: Учить удерживать язык вверху.
Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.
В своей работе применяю упражнения артикуляционной гимнастики по системе «Дерево», которую разработала Архипова О.Ф. все представленные упражнения, за исключением системы «Дерево», можно использовать на фронтальных и подгрупповых занятиях.
Пальчиковая гимнастика
Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
- пальчиковые игры с палочками ;
- пальчиковые игры со скороговорками;
- пальчиковые игры со стихами;
- пальчиковый массаж;
- пальчиковая гимнастика;
- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
«Массаж пальцев».
(массируется каждый пальчик поочередно)
Мышка мыла – мыла лапку:
каждый пальчик по-порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув его водой.
Не забыла и указку,
Смыв с него и грязь, и краску.
Средний мылила усердно-
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой,-
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла-
Очень он боялся мыла!
Статические упражнения
«Кошка».
Исходное положение. Большой палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони.
Маленькая кошка
Села у окошка.
Хвостиком играет,
Мышку поджидает.
Динамические упражнения
«Семья».
Исходное положение. Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - это Я.
Вот и вся моя семья.
(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
Итоговые сказки
«Путешествие человечка».
(*) – показ соответствующей картинки)
Жил был человечек (рукой изображаем человечка, *) и построил он себе дом (*). Домик получился красивый с высокой трубой (*) на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами (*). Возле дома человечек посадил цветы (*), они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчёлы (*), они жужжали и собирали цветочный сок.
Человечек жил один-одинёшенек, и пошёл он по свету друзей искать. Шёл-шёл, встретил птичку (*) и говорит: "Птичка-птичка, давай дружить!" Но птица ничего ему не сказала, взмахнула крыльями и улетела.
Пошёл человечек дальше и увидел рыбу (*). Но рыбка не захотела дружить с человеком, плеснула хвостиком и уплыла. А он пошёл дальше и встретил лошадку (*). "И-го-го", - сказала лошадка, - давай с тобой дружить, человек, я буду помогать тебе перевозить тяжёлые грузы". И человечек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человек и лошадка.
Шли-шли, а навстречу им - собака (*). "Ав-ав, возьми меня с собой, человек, я буду тебя охранять". И пошли они дальше втроём: человек, лошадь и собака. Идут и видят - коза пасётся в поле: "Ме-ме, давай дружить, человек, я буду поить тебя вкусным молоком". Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза. Идут и слышат жалобное мяуканье. Оказалось, что это кошка (*): "Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек, я буду мышей (*) пугать, чтобы они ничего не могли погрызть".
Согласился человечек, и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка. Пришли к реке (*), а переправиться через неё не могут: мостика (*) нет. Построили они тогда все вместе мостик, перешли на другой берег, и увидел человек свой домик с трубой, из которого он ушёл когда-то. Построил человек для своих друзей сарай (*), и стали они вместе жить-поживать и друг другу помогать.
Дидактические пособия для развития мелкой моторики.
- «Волшебная коробка»;
- «Волшебный мешочек»;
- «Шнуровка»;
- «Деревянный планшет»;
- «Бомбошки»
Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью «сухого бассейна».
Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
«Горох»
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску сыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили
«Фасоль»
На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне — игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
«Тесто»
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
«Зарядка»
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
«Напрягаем пальцы»
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнем, Сразу пальцы разожмем,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжем.
«Пальцы играют»
Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
На фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях можно использовать пальчиковые игры по лексическим темам, что способствует развитию словаря и мелкой моторики.
Физкультурные минутки.
Двигательно-речевые физкультминутки
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать. Прочь, усталость, лень и скука, Будем мышцы разминать! А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем. Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» - на все на свете. А теперь мы приседаем и колени разгибаем. Ноги до конца сгибать! Раз — два - три - четыре - пять. Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем! Мы размяться были рады, но пора опять за парты.
«Наши ручки»
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Сказки- зарядки.
Физкультурные сказки
«Колобок»
Испекла баба колобок, положила его на окошко студиться. Колобок полежал-полежал, да и в лес убежал. Катится колобок по лесу, катится …
Показываем, как катится колобок:
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. Круговые вращения головой вправо. То же в другую сторону (3 раза).
А навстречу ему медведь. Идёт, ворон считает, сухие ветки у деревьев ломает.
Показываем медведя:
И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – наклон вправо, руки скользят по туловищу – правая вниз, левая на пояс; 2 – и.п. То же в другую сторону (3 раза).
Обрадовался медведь. Хоть и на один зубок колобок, а всё ж не каждый день еда сама в рот просится.
- Колобок, колобок! Я тебя съем!
- Не ешь меня. Я тебе песенку спою!
( Дети поют песенку колобка).
Покатился колобок дальше …
И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы прижаты к плечам. Круговые вращения руками: 1-2 – вперёд, 3-4 – назад (3-4 раза).
Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. По сторонам посматривает, травку щиплет.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые вращения туловищем (по 4 раза в каждую сторону).
- Колобок, колобок! Я тебя съем!
- Не ешь меня, я тебе песенку спою!
Спел колобок песенку зайцу и покатился дальше. Навстречу ему волк бежит, заячьи следы ищет.
И.п. – ноги вместе, руки в сторону. 1 – мах левой ногой вперёд, хлопок под ногой; 2 – и.п.; 3 – мах правой ногой вперёд, хлопок под ногой; 4 – и.п. (3-4 раза).
- Колобок, колобок! Я тебя съем!
- Не ешь меня, я тебе песенку спою!
Спел колобок песенку волку и покатился дальше.
А вот с лисой колобок в нашей сказке не встретился, чему и был очень рад!
И.п. – ноги вместе, руки на пояс. Прыжки на месте (2-3 минуты).
«Репка»
Наступило тёплое весеннее утро.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. Круговые вращения головой на счёт 1-2-3-4 вправо, затем влево.
Ветер разогнал на небе тучи.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы прижаты к плечам. Круговые вращения руками вперёд-назад (1 – 2 минуты)
А теперь – внимание! Начинается наша сказка.
Вскопал дед грядку, посадил репку. Выросла репка маленькая – премаленькая. Ищет дед репку, ищет – не найдёт.
И.п. – стоя ноги врозь, руки в стороны. Вращения кистями рук вперёд-назад. То же, вращение кулаками (1 – 2 минуты).
Позвал дед бабку. Прополола бабка грядку. Ищут-ищут – не найдут репку.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки за головой. Наклон вперёд, коснуться левой ноги; выпрямиться; наклон вперёд, коснуться правой ноги; выпрямиться (2-3 раза).
Позвали внучку. Принесла внучка лупу. Ищут-ищут – не найдут репку.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – присесть, руки на пояс; 2 – и.п. (2-4 раза).
Позвали Жучку. Ищут-ищут – не найдут.
Вылезает из норки мышка:
- Вашу репку я нечаянно съела!
Обрадовались внучка и Жучка, бабка и дедка:
- Всё-таки нашлась наша репка!
И.п. – ноги вместе, руки на пояс. Прыжки (1 минута).
Ходьба (растём большими), вытянув руки вверх и потягиваясь. Вдох носом, выдох ртом.
Зрительная гимнастика
Отдельные упражнения
«Филин».
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 - 6. Выполнять 4-5 раз.
«Метелки».
Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10 -15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)
Комплексы упражнений с речевым сопровождением
“Лиса”.
Са– Са– Са () Сы– сы– сы (глаза “моргают”)
Вот идет лиса. Хвост пушистый у лисы.
Су– су-су () Са– Са-са (глаза закрыты)
Видим мы лису. Лисонька-краса.
Глазки открываются -
Дети улыбаются.
“Весёлая неделька”
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Логопедическая ритмика.
Используются отдельные упражнения и игры, либо проводится комплексное логоритмическое занятие.
Отдельные упражнения и игры
«Куда?»
(работа над интонацией).
Куда? (резко вверх)
Остановитесь! (Стоп! – закрутка).
Куда? Куда?
Вернитесь! (требовательный жест рукой к себе).
Не смейте убегать! (естественное движение).
«Говорим вместе»
(работа над темпом речи)
По лестнице вверх тихо иду.
С лестницы вниз быстро бегу.
Дети представляют, как поднимаются по лестнице вверх, показывают движения на месте, высоко поднимая ножки, согнутые в коленях. Быстро бегут в круг.
«Паровозик»
Дети друг за другом едут на паровозе (руки согнуты в локтях, мелкими шажочками), музыка становится энергичнее - дети бегут, музыка становится медленнее – дети становятся парами и идут друг за другом(Выходим на прогулку из поезда), музыка становится энергичнее – поехали дальше.
«Релакс»
Медленная ходьба под спокойную музыку, выполнение различных упражнений медленно и не спеша.
«Веселые песенки»
Выполнение движений под слова песенки с разным темпом и ритмом.
Логоритмику я использую перед подведением итогов занятия, как правило, на фронтальных и подгрупповых занятиях.
Биоэнергопластика
Логопед вместе с детьми повторяет первую пару упражнений и следит за их правильным синхронным выполнением. Упражнение можно выполнять сидя или стоя. Оба упражнения выполняются одновременно и синхронно, повторяются без перерыва под счет 5-7 раз. С упражнениями детей следует знакомить на подгрупповых занятиях, затем вводить на фронтальные. Упражнения выполняются в такой последовательности : первое занятие 1 пара, второе занятие 1 пара и 2, затем 1-2 пара и 3тья, и так далее. Более подробно методика описана в книге Н.Е.Арбековой «Развиваем связную речь у детей». Упражнения биоэнергопластики выполняем в начале занятия.
VI. Динамика использования данной технологии Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка. ЗСТ, влияющие на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений. Проводимая нами работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач: • Способствует повышению речевой активности; • Развивает речевые умения и навыки; • Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность; • Активизирует познавательный интерес; • Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики. Динамика использования данной технологии показана на диаграммах (см приложение). |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
- Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
- М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
- С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
- Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
- Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
- Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
- Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
- Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
- Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
- Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003.
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
- Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
- Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- Формирование основ здорового образа жизни //Управление ДОУ. 2006.№4.
- Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей с ОНР»
- Нищева Н.В. «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика».
Приложение 1
Динамика использования данной технологии
2021-2022 уч.год
А/Г – артикуляционная гимнастика
Д/Г – дыхательная гимнастика
Ф/М – физкульминутки
Б – биоэнергопластика
З/Г – зрительная гимнастика
П/Т – песочная терапия
Л/Р – логоритмика
При проведении данных пробы оценивание происходило по 3 критериям:
Высокий уровень – (3 балла) – навыки и умения сформированы полностью
Средний уровень – (2 балла) – навыки и умения сформированы частично
Низкий уровень – (1 балл) – навыки и умения не сформированы
Начало года
№ | Фамилия, имя ребенка | А/Г | Д/Г | П/Г | Ф/М | Б | З/Г | П/Т | Л\Р |
1 | Прудников Илья | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Михеев Коля | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Мирзоян Арам | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | Егоршина Маша | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Малинкова Анна | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Седень Богдан | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | Айбадулин Максим | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8 | Ковалева Ксения | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | Юдин Артем | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Конец года
№ | Фамилия, имя ребенка | А/Г | Д/Г | П/Г | Ф/М | Б | З/Г | П/Т | Л\Р |
1 | Прудников Илья | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
2 | Михеев Коля | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Мирзоян Арам | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
4 | Егоршина Маша | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 |
5 | Малинкова Анна | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
6 | Седень Богдан | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 |
7 | Айбадулин Максим | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 |
8 | Ковалева Ксения | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
9 | Юдин Артем | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Начало года | Конец года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «Как Мишка потерял звук Ш»
Занятие с детьми в логопункте ДОУ с применением камнетерапии...
Занятие на тему: «Здоровьесберегающие технологии на логопедическом занятии. Постановка звука «С»
Применение здоровьесберегающих технологий на логопедическом занятии: артикуляционной и дыхательной гимнастики, релаксации, физминутки, развитие мелкой моторики....
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишке в зимний лес"
Несмачных М.А., учитель-логопедКонспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых пр...
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишке в зимний лес"
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах.
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах. "В гости к Мишке в осенний лес&q...
Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»
Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...