Методическая разработка по теме:"Развитие фонематических функций у детей"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Белоусова Екатерина Анатольевна

Методическая разработка по теме"Развитие фонематических функций у детей"

Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г.Санкт-Петербурга

Значительная часть детей не осваивает вовремя звуковык нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических процессов.

Термин "фонематический слух" включает в себя 3 речевые операции:

  • способность слышать данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и теже фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разныепо значению слова.

Термин "фонематический слух" включает  в себя 3 речевые операции:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звукав слове по соотношению км его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчёт количества звуков в слове;

Термин "фонемный анализ" включает в себя:

  • выяснение порядка следования фонм в слове;
  • установление различительной функции фонем;
  • выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Важно вовремя развивать фонематические процессы. Это поможет успешно учиться ребёнку в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «Развитие фонематических функций у детей»

Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е. А. ГБДОУ д/с №65

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Значительная часть детей не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических процессов.

Термин «фонематический слух» включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. Термин «фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Термин "фонемный анализ" включает в себя:

• выяснение порядка следования фонем в слове;

• установление различительной функции фонем;

• выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Вывод: нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

Предлагаю Вашему вниманию этапы развития фонематического восприятия

1. Развитие неречевого слуха. На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание:

• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);

• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);

• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).

Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий. Примерные игры с детьми для развития неречевого слуха: «Что звучало?»

Цель: развитие слухового внимания.

Демонстририровать звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

«Угадай чей голос?»

Цель: развитие слухового внимания. Родитель подходит к любому сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что-либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

Игра «Скажи, что ты слышишь?» 

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

Игра «В мире звуков» 

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Взрослый предлагает закрыть глаза и послушать, что происходит дома, на улице.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

Игра «Тихо - громко!»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Педагог может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

Игра «Дятел», «Прохлопай, как я»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны. Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста"

Цвет является одним из самых доступных средств выразительности для ребенка дошкольного возраста. Данная методическая разработка поможет построить работу по данной теме....

Методические рекомендации по теме: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Игры и упражнения для развития фонематическ...

Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Опыт работы по  теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников в игровой деятельности». В  ходе педагогической деятельности изучила много научной литературы и сделала для себя вывод: что сам...

Методическая разработка: "Игры по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Дидактические игры способствуют развитиию фонематических процессов у старших дошкольников и могут использоваться воспитателями и логопедами ДОУ на всех этапах коррекционно-педагогического процесса....