Логоритмические занятия для детей 3-5 лет с ОНР.
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Платонова Надежда Мадестовна

. В цикл входит 12 логоритмических занятий по разным темам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskie_zanyatiya_dlya_detey_3.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмические занятия для детей  3-5 лет с ОНР.

Устная речь связана деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов. Для дизартрии, имеющейся у большинства детей с средней группы в первую очередь, характерно нарушение четкости кинестетических ощущений, а это приводит к недиференцированности процессов напряжения и расслабления, к замедлению процесса интеграции в деятельности функциональных систем, обеспечивающих реализацию речевой функции. В последнее время на логопедическую ритмику обращают внимание, хотя редко освещается  в педагогической литературе в разделе коррекционного обучения детей с ТНР.

Логопедическая ритмика  включена в программу коррекции речевых нарушений у дошкольников в качестве рекомендуемых занятий, дополняющих основное содержание  логопедического воздействия.

В книге Вороновой Аллы Евгеньевны и Корчагиной Анастасии Евгеньевны «Логоритмические занятия для детей 3-5 лет с ОНР»  освещается комплекс занятий , направленные на развитие речи, движений и пространственных представлений через усвоение гласных звуков средствами логопедической ритмики. В цикл входит 12 логоритмических занятий по разным темам. Каждая тема повторяется 2-3 раза:

Звук А; звук У; дифференциация А – У; звук О; дифференциация звуков У – О; звук И;  звук Ы; дифференциация звуков И – Ы; звук Э; дифференциация звуков А – Э; дифференциация звуков Ы – Э; гласные, обобщение.

 На первых занятиях идет первоначальное обучение, а на последующих – углубленное разучивание.

Задачи логоритмического воздействия: развивать слуховое внимание, фонематический слух, пространственную организацию движений, речевую моторику, общую, мелкую моторику, физиологическое и функциональное дыхание, чувство ритма;

Формировать кинестетические ощущения, связь между кинестетическим и акустическим образом звука, формировать и закреплять навык  правильного употребления гласных звуков в различных формах и видах речи.

Для решения поставленных коррекционных задач  я использую :

  • ходьба и маршировка в различных направлениях
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, активизацию внимания
  • игры - драматизации
  • игры на музыкальных инструментах (музыкальный руководитель)
  • сюжетные подвижные игры (воспитатель).

Логоритмические занятия проводятся фронтально 1 раз в неделю 20 минут

Темы логоритмических занятий предварительно прорабатываются  на логопедических занятиях (по одной теме 2 занятия) с использованием наглядного пособия и дидактического материала.

Соблюдается взаимосвязь логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя.

При первоначальном разучивании звуки прорабатываются изолированно, а на этапе углубленного изучения – в слогах.

Пример.       Звук А.

1 Упражнение на соотнесение кинестетического и акустического образов звука.  1) Дети беззвучно артикулируют звук А  (изображают губами большой круг), ориентируясь на символ звука – красный круг.

2) Звук А поизносим с движениями (руки прямые над головой, произнося А опускаем руки вниз в стороны).

2.Упражнение на развитие фонематического слуха.

Ходьба и маршировка. Дети идут друг за другом или шаг на месте, услышав звук  А останавливаются, затем двигаются дальше.

3.Звук А. Упражнение на развитие слухового внимания.

1)Произносят звук  А в соответствии с количеством сыгранных звуков на музыкальном инструменте (бубен, барабан, ложки…)

2) Извлекают звук на музыкальном инструменте в соответствии с количеством произнесенных звуков А.

3. Упражнение на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

1. 1) Дети укачивают игрушки – девочки –куклу, мальчику- мишку и пропевают  звук А – 3-5 раз.

2) У игрушек заболело горло. Широко открыв рот, шепотом произносят звук А. И чтобы вылечить горлышко  нужно петь звук А то громко, то тихо.

4. Упражнение на развитие подражательной деятельности (с музыкальным сопровождением).

«Гусь».  Дети складывают кисть в щепоть, изображая гуся, маршируют и проговаривают: «Га-га-га».

«Собака». Дети прикладывают кисти рук к голове, маршируя проговаривают: «Ав-ав-ав».

«Лягушки».  Дети сгибают руки перед грудью и разводят пальцы, полуприседая,  прыжками двигаются друг за другом и проговаривают:  «Ква- ква-ква».

5. Двигательно-речевая игра «Джон (Боб) – зайчик».

Логопед. Это Боб-зайчик?

Дети. Да-  да -  да! ( Дети три раза хлопают себя по груди).

Логопед. Забегал к нам в сад?

Дети. Да-  да -  да! ( Дети три раза хлопают себя по бедрам).

Логопед. С грядки ел салат?

Дети. Да-  да -  да! ( Дети три раза хлопают себя по коленям).

Логопед. И горошек ел?

Дети. Да-  да -  да! ( Дети изображают, что срывают горох).

Логопед. Репку сгрызть успел?

Дети. Да-  да -  да! ( Дети изображают, что выдергивают репку).

Логопед.  И еще капусту?

Дети. Да-  да -  да! ( Дети ударяют три раза ребром правой ладони по левой).

Логопед. В огороде пусто?

Дети. ( Дети три раза хлопают в ладоши, перемещая руки направо).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья "Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста" (из опыта работы)...

Конспект итогового логоритмического занятия

Итоговое логоритмическое занятие с детьми подготовительной группы с ЗПР...

Логоритмическое занятие"Краски осени"

Занятие проводится в музыкальном зале, украшенном в осеннем стиле.Загадывание загадки про осень.Упражнение на установление ритмических координаций.Песня"Осенний листопад".Упржнение на построение ритми...

Конспект логоритмического занятия ОНР. В гости к бабушке Алене.

Дети отправляются в деревню к бабушке, чтобы познакомиться с домашними животными. По дороге  они посещают лес, где встречают диких животных.Закрепление лексических тем "Домашние животные", "Дикие...

проект логоритмических занятий «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Музыка» на логоритмических занятиях»

Цель: преодоление речевой, двигательной и коммуникативной недостаточности у   детей с нарушением  речи и зрения....

Прогулка в зимний лес тематическое занятие для детей3-4лет

Тематическое занятие для детей  3-4лет " Путешествие в зимний лес"...