Логопедический семинар-практикум для родителей: "Учимся, играя".
консультация (подготовительная группа)

Ольга Владимировна Уваркина

Цель: оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов при проведении домашних занятий по автоматизации звуков;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_igraya.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА № 50

Логопедический семинар-практикум для родителей:

"Учимся, играя".

Учитель-логопед: Уваркина Ольга Владимировна

г.о. Химки

19.03.2019 г.

Логопедический семинар-практикум для родителей "Учимся, играя"

Цель: оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов при проведении домашних занятий по автоматизации звуков;

Оборудование: мультимедийная установка, экран, “Учимся, играя”, флипчарт с маркерами, карточки с заданиями и речевым материалом (наборы слов и предложений на определенный звук, слоговые ряды для составления “чистоговорок”).

Значение игры в жизни ребенка очень велико! Игры стимулируют познавательную активность ребенка, позволяют ему усваивать необходимые знания в интересной для него форме. Сегодня мы рассмотрим, как превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков у детей в занимательную игру. Вашему вниманию будут представлены различные игровые приемы на примере звуков Р и Л. Эти два звука выбраны не случайно – нарушение их произношения чаще других встречается у детей старшего дошкольного возраста (т.е. у 5-7 летних детей). При выполнении упражнений в игровой форме одновременно с автоматизацией звука у ребенка будет совершенствоваться фонематический слух, будут улучшаться процессы памяти, внимания, развиваться творческое воображение. Если сопровождать проговаривание домашних заданий рисованием картинок, действиями с игрушками из “Киндер-сюрпризов”, выкладыванием “дорожек” из счетных палочек, мозаики, пуговиц, камешков и т.п., то у ребенка будут задействованы пальчики рук, что в свою очередь благоприятно скажется на развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму.

Для начала рассмотрим как правильно произносится звук Р (описание артикуляции звуков Р, Рь). 

Произношение звука Р иногда искажается. Встречаются следующие виды нарушений. Горловое произношение (велярный и увулярный звук Р) – наиболее часто встречающееся;

  • Боковое, щечное произношение;
  • Одноударное;
  • Йотированное (замена на [j]);
  • Заднеязычное
  • Замена на звуки Рь, Л, В, Д, Ль

А теперь попробуйте произнести звук Л и опишите положение ваших органов артикуляции.  Как же может нарушиться произношение звука Л? 

 Губное произношение;

  • Заднеязычное;
  • Йотированное;
  • Носовое;
  • Заменяется звуками Ль, В, Р.

Артикуляция мягкой пары звука Л легче, поэтому дети начинают говорить Ль довольно рано, следовательно, его нарушения к старшему дошкольному возрасту остаются редко.

Постановка (или вызывание, формирование) звуков – это сложный процесс, который чаще всего осуществляет логопед. “По мере того, как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации”.

Автоматизация – это тренировочные упражнения со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

Автоматизация любых звуков осуществляется в определенной последовательности:  в слогах;

  • в словах без стечения согласных, с учетом местоположения звука (в начале, в середине, в концеслова), в словах со стечением согласных звуков;
  • в предложениях;
  • в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • в рассказах и в связной разговорной речи.

При закреплении правильного произношения того или иного звука необходимо соблюдать несколько основных правил:  На первых порах нужно многократно проговаривать с ребенком речевой материал, предоставленный логопедом – важно четко произносить ряды слов со звуком в определенной позиции, а чуть позже – предложения, насыщенные закрепляемым звуком, заучивать стихотворения.

Предусматривается постепенное повышение темпа речевых упражнений: от неторопливого произнесения слов и предложений с протяжным, утрированным выделением отрабатываемого звукаребенок должен постепенно переходить к обычному темпу речи. На определенном этапеможно будет приступить к более быстромупроговариванию скороговорок.

Если ребенок не выговаривает несколько звуков, желательно сначала автоматизировать один звук. Речевой и картинный материал должен быть подобран таким образом, чтобы другие нарушенные звуки встречались как можно реже. Не рекомендуется одновременно автоматизировать два сходных по акустическим признакам звука (например, [С] и [Ш], [Р] и [Л], [Ц] и [Ч] и др.). В противном случае, у ребенка могут возникнуть смешения звуков в произношении: например, вместо “шапка” он будет говорить “сапка”, вместо “лодка” - “родка” и т.п.

Необходимо переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным: сначала ребенок просто повторяет слова за взрослым, а затем сам называет предметы, действия по картинкам, выполняет грамматические упражнения в игровой форме. Отработать чистое произношение и дикцию можно в стихотворениях, скороговорках и рассказах по картинкам.

Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию: важно объяснить ребенку значимость правильного произношения. Обязательно хвалите вашего малыша за выполненные задания, за его достижения, отмечайте успехи ребенка. Не акцентируйте внимание на неудачах, а целенаправленно преодолевайте их. Старайтесь не заниматься с ребенком, если он утомлен или перевозбужден, скорее всего, такие занятия не дадут результата.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука более увлекательным и эффективным, необходимо больше играть с ребенком. Можно включить игры в свои повседневные дела: играйте с вашим малышом во время прогулки, по дороге домой из детского сада, в автобусе или в поликлинике, во время совместного творчества или приготовления ужина! Картинки и игрушки, игровая ситуация, а также эмоциональное преподнесение речевого материала создают непринужденную обстановку и превращают закрепление звуков в интересное занятие.

С логопедом дошкольник проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи – процесс непрерывный. Только родительское участие, заинтересованность и постоянное внимание к произношению ребенка помогут преодолеть речевое нарушение. На сегодняшний день имеется очень большой выбор логопедических тетрадей для домашней работы над звуками. Я попыталась выбрать самые интересные и полезные упражнения, которые в них предлагаются. Мы выполняем эти задания на логопедических занятиях, ноих обязательно надозакреплять дома.Постарайтесь найти немного времени на подготовку и проявить фантазию.

Итак, давайте будем учиться играть! Для начала необходимо собрать речевой материал для автоматизации того или иного звука:

  • сделать карточки со словами и предложениями (можно воспользоваться теми распечатками и карточками, которые вам подобрал логопед);
  • найти и вырезать картинки с автоматизируемым звуком из старых журналов или выбрать картинки из “Лото” (возможно у вас дома найдутся лото “Детское”, “Подбери и назови”, “Времена года”, “Животные” или др.);
  • можно воспользоваться презентациями или электронными пособиями, которые были предоставлены в ходе коррекционных занятий с учителем-логопедом;
  • вы можете купить готовые логопедические тетради для домашних заданий (о некоторых из них я расскажу позже).

На первом этапе звук автоматизируется в слогах, но на этой работе, как правило, мы долго не задерживаемся. Все-таки, смысловые упражнения должны преобладать над чисто механическим повторением и проговариванием. Поэтому рассмотрим примеры дидактических игр для закрепления звуков в словах:

  • “Лото”;
  • “Лабиринты” (создайте собственные “лабиринты” из подобранных вами картинок или воспользуйтесь пособием Л.А.Комаровой “Автоматизация звука Р (Л) в игровых упражнениях”).

С картинками из “Лото” или “Лабиринтов” можно поигратьв “Ходилки”: шагаем по стрелочкам и называем картинки. А также выполнить другие задания: “Загадки”, “Эхо”, “Фотограф” и т.д. 

С родителями проигрываются приемы на автоматизацию звуков Р и Л: “Угадай-ка”(отгадывание предметов по их признакам или действиям: например: “Мужская, полосатая...Что? (рубашка), “Течет, журчит... Что? (ручей), “Половинки” (угадывание слова по его началу: рубаш-.., руж-.., руба-...), “Хлопушки” или “Телеграф” (проговаривание слов сопровождается отхлопыванием, отстукиванием их по слогам: ла-пы, ла-до-ни).

  • “Собери одинаковые предметы” – упражнение на развитие внимания по типу “корректурной пробы”: можно схематически изобразить любые предметы со звуком Р или Л в названии и попросить ребенка: “У тебя много разных предметов, но ты должен собрать в коробочку только ручки. Называй все предметы подряд, но зачеркни только ручки”, “Надо сорвать все груши – обведи их карандашом”, “Подари Роме только ракеты” и т.д. 

В игры, которые мы с вами будем рассматривать дальше, можно играть как с картинками, так и без них.

  • “Угадай слово”, “Придумай слово” - узнавание или придумывание слов по заданному начальному слогу или по первой букве (звуку)

Варианты игры “Волшебная палочка” – это лексико-грамматические упражнения:“Один – много” – образование существительных множественного числа;“Прятки”, “Много чего” – правильное употребление окончаний существительных единственного и множественного числав родительном падеже;“Назови ласково”, “Большой-маленький” – образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

  • “Посчитай-ка”  согласование имен существительных с числительными.

Счет предметов до пяти, до семи или до десяти помогает детям освоить навыки порядкового счета, способствует удлинению речевого выдоха, а также учит их правильно согласовывать имена существительные с числительными “один”, “два”, “пять”. При автоматизации Р считаем, например, арбузы таким образом: один арбуз, два арбуза, три арбуза... пять арбузов и т.д. Можно использовать счетные палочки, магнитные цифры.

Просим родителей посчитать “белок”от однойдо пяти.

Как видите, подобные упражненияпозволяют научиться употреблять некоторые сложные грамматические формыправильно, без ошибок.

Следующие игровые приемы развивают речевой слух ребенка, активизируют его словарный запас, развивают память.

  • “Эхо” - “Повтори по три (четыре) слова за мной, как будто ты – мое эхо в лесу”;
  • “Рифмы” - подбор слов, похожих по звучанию. 

Родителям предлагается поиграть в “Поэтов”: нужно выбрать из предложенных слов или самостоятельно подобрать слова в рифму к заданному слову (рифмующиеся слова ведущий записывает на флипчарте):

Мухомор – косогор, гора, помидор; Ковер – ...(шофер, костер); Кефир – ... (зефир, факир).Колобок – ... (молоток, клубок), мыло – ... (шило, было) и т.п.

“Четвертый лишний” – в этом задании надо выделить и назвать лишний предмет. Три предмета можно объединить по какому-то признаку, например, форме, назначению или их можно назвать одним обобщающим словом (“овощи”, “животные”, “инструменты”, “школьные принадлежности” и т.п.). А вот один предмет не обладает таким признаком и является лишним.

участникам нужно назвать все предметы в домике, правильно выговаривая звук Р (или Л), а потом сказать, что лишнее и объяснить, почему этот предмет не подходит ко всем остальным. лишний предмет выбирается из ряда слов без наглядного подкрепления.

  • “Половинки” - можно схематично изобразить половинки от предметов со звуком Р (Л) в названии и попросить ребенка угадывать, что это за предмет. 

Следующим этапом является автоматизация звука в предложениях. Просто придумывать предложения – это скучно! Поэтому вам придется быть изобретательными, чтобы заинтересовать ребенка. Можно обыграть такие задания следующим образом: взрослый проговаривает предложения, насыщенные звуком Р (Л), искажая произношение звука – пропуская звук, заменяя его другим или подражая неправильному произношению самого ребенка.

  • “Исправь малышку” 
  • “Исправь взрослого” 

Данный прием проигрывается с несколькими родителями, которым раздаются карточки с предложениями.

Переставьте слова в предложении, чтобы его смысл стал неправильным, необычным. Это очень весело и такие приемы нравятся детям.

  • “Заколдованные предложения”, “Небылицы”, “Путаница”, “Помоги Незнайке”, “Скоморох решил тебя рассмешить” 
  • “Близнецы”, “Повторюшки”, “Дразнилки” – в этих играх получшеотработаем произношение Л в конце слов (глаголов ЕЛ, СЕЛ, ВИДЕЛ и т.п.)

С этой же целью используем на логопедических занятиях, а вы можете продолжать это дома, следующий прием: перечисляем предметы, которые нашли “Мила” и “Владик”. Эту игру можно устроить в форме соревнований – кто больше придумает слов со звуком Л и правильно его произнесет, тот и считается победителем.

Например, Мила шла, шла, шла и лак нашла, 
Владик шел, шел, шел и лопату нашел. 
Мила шла, шла, шла и платок нашла,
Владик шел, шел, шел и елку нашел и т.д.

Чуть позже, когда ребенок уже сможет контролировать свою речь и без особых усилий произносит звук, в процесс автоматизации можно включить стихотворную речь.

Сначала, как правило, берем простой вид стихотворной речи – чистоговорки. Чистоговорки – это слоги и предложения, рифмованные между собой. Их можно проговаривать совместно, договаривать или придумывать самостоятельно. Для примера послушайте несколько чистоговорок на автоматизацию звука Л, затем Р.

А теперь вас ждет самостоятельная работа – кто-то попробуетсочинить чистоговорку, а кто-то придумает ее конец.

Группам из 3-4-х родителей раздаются карточки с началом чистоговорок, дается 2-4 минуты на творческую работу, затем можно заслушать несколько примеров.

Некоторые дети после предыдущих этапов работы уже смогут без контроля со стороны взрослого использовать в обычной речи правильное произношение. Но кому-то еще необходимо будет проработать звуки в скороговорках, коротких стихотворениях и связных рассказах. Некоторые скороговорки известны вам еще со школы: например, “Ехал Грека через реку...”, “Прыгают на языке скороговорки как караси на сковородке”, “Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила”. Другие примеры вы видите на слайдах.

Скороговорки, стихи, загадки, насыщенные закрепляемым звуком, можно найти в любых логопедических пособиях, на сайтах по развитию речи, а также подборки скороговорок есть в картотеке нашего логопедического кабинета.

Для лучшего запоминания стихотворений советую использовать мнемотехнику – т.е. рисовать предметы из каждой строчки стишка или загадки, а потом вспоминать текст, глядя на зарисовки. 

И все-таки, главной целью всей логопедической работы является формирование коммуникативных умений и навыков у ребенка. Важно, чтобы к моменту окончания занятий с логопедом дошкольник мог правильно выговаривать все звуки в любых ситуациях общения. Поэтому заключительный этап – это автоматизация звука в связной речи: составление и пересказ рассказов (по сюжетной картинке, по серии картинок), пересказ сказок, придумывание историй и фантазирование. “Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разговорному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельные высказывания”. Эта работа помогает не только закрепить произношение звуков, но и способствует развитию монологической речи ребенка, положительно влияет на его речевую готовность к школе.

Существуют специальные пособия по развитию связной речи – наборы и серии сюжетных картинок, специально созданные авторские тексты, максимально насыщенные автоматизируемым звуком. Например, “Фонетические рассказы с картинками” Т.А.Ткаченко ? это альбомы с сюжетными картинами, к которым придуманы небольшие истории. Можно использовать обычные детские книги с картинками, которые наверняка найдутся у каждого из вас в домашней библиотеке. Для пересказа подойдут, например, известные детям сказки “Теремок”, “Репка”, “Колобок”, очень хороши произведения В.Г.Сутеева с авторскими иллюстрациями. 

Если вы немного умеете рисовать, можно составитьмнемотаблицу: читая сказку, схематично изобразить последовательность предметов, героев или их действий. А затем пересказывать с опорой на эту схему. 

Еще один способ “нескучного” пересказа – рисование предметных картинок со стрелочками – “рассказ по цепочке”. 

Для ребенка будет очень интересной совместная творческая работа – придумайте совместно сказку, вспомните историю или приключение из вашей жизни. Или же предложите сочинить веселое окончание для сказки, которую начнете рассказывать вы.

Сегодня имеется большой выбор разнообразных настольно-печатных игр, домашних логопедических тетрадей. Внекоторых из них можно играть, рисовать, раскрашивать и одновременно закреплять правильное произношение звуков. Очень интересными, на мой взгляд, являются пособия Л.А. Комаровой “Автоматизация звука в игровых упражнениях”, тетради с занимательными заданиями “День рождения Р”, “Приключения Л” и др. И.В. Баскакиной и М.И. Лынской, “Говорящий карандашик” Н.В. Гальской и другие. 

Процесс становления правильной, красивой речи очень сложен и требует большого терпения и заинтересованности! Я уверена, что если вы будете заниматься вместе с ребенком весь период логопедической работы и следить за его произношением, то результат этого кропотливого труда не заставит себя ждать. Чистая речь порадует всех: и родителей, и педагогов, и, в первую очередь, самого ребенка.

Литература.

  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М.:Издат-школа, СПб.:Библиополис, 1996г.
  2. Баскакина И.В., Лынская М.И. Серия “Популярная логопедия”, Логопедические игры. “День рождения Р”, “Приключения Л” и др. М.:Айрис-Пресс, 2013 г.
  3. Комарова Л.А. Серия “Альбом дошкольника”, Автоматизация звука Р (Л и др.) в игровых упражнениях.М.: Гном, 2013 г.
  4. Лазаренко О.И. Серия “Библиотека логопеда-практика”, Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р (Л).М.: Айрис-пресс, 2006
  5. Логопедия: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология” / под ред. Л.С. Волковой – М.: Просвещение, 1989.
  6. Смирнова Л.Н.Логопедия.Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов,дефектологов и воспитателей, М.: Мозаика-синтез, 2004.
  7. Ткаченко Т.А. Серия “Учим произносить правильно”, Фонетические рассказы с картинками, М.: АРКТИ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"

Практический семинар  для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста....

Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем дома с детьми»

Одним из основных целевых ориентиров Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» на этапе завершения дошкольного образования является хорошо сфор...

Семинар-практикум для педагогов адаптационных групп «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения »

Данный материал опубликован в помощь педагогам, работающим с детьми, проходящими адаптацию в ДОУ...

Логопедический семинар-практикум для педагогов «Игры с водой для развития речи»

Игры с водой направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизи...

Логопедический семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста»

Логопедический семинар - практикум для педагогов на тему: "Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум для педагогов адаптационной группы «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения»

В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитат...

Логопедический семинар - практикум для воспитателей "Сам себе логопед"

Цель: Знакомство участников мастер – класса с элементами работы учителя – логопед...