«Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр»
проект по логопедии (подготовительная группа)
Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-летнего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rechevoy.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование лексико-грамматических представлений
у детей с ОНР через систему развивающих игр»
Паспорт проекта:
Сведения о детях, на которых рассчитаны предоставляемые материалы.
Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-летнего возраста.
Для воспитанников группы с диагнозом ОНР II уровня характерна речевая недостаточность, которая проявляется во всех компонентах:
- связная речь состоит только из простых предложений, состоящих из 3-4 слов;
- словарный запас значительно отстает от возрастной нормы;
- грамматические конструкции употребляются с грубыми ошибками;
- звуко-слоговая структура слов нарушена;
- фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен, и смешений
Для воспитанников группы с диагнозом ОНР III уровня характерна развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития:
- недефференцированное произнесение звуков;
- неточное употребление многих лексических значений;
- наличие аграмматизмов (ошибок в употреблении предлогов, падежных конструкций, согласование числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, в употреблении предлогов)
Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерно нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
У отдельных детей группы отмечается несоответствие возрастным нормам в развитии таких психических процессов, как произвольность внимания, логического мышления (что характерно для детей с общим недоразвитием речи).
В целом же дети группы активны, общительны, любознательны, проявляют интерес ко всему новому и необычному. Любят читать стихи. Дети любят разнообразные игры, упражнения, задания, легко и прочно усваивают лексико-грамматический материал, преподнесенный в игровой форме. Все дети группы с удовольствием занимаются на логопедических, познавательных и других видах занятий, проявляют желание учиться в школе.
Продолжительность проекта.
Проблема формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР в подготовительной группе решается в течение всего учебного года. Практико-ориентированный проект реализуется с сентября по май месяц. Первые 2 недели сентября и последние 2 недели мая отводятся на диагностику речевого развития детей.
В связи с тем, что игровая деятельность у дошкольников является ведущей, то система развивающих игр стала составной частью каждого логопедического занятия (фронтального, подгруппового, индивидуального), проводимого с детьми.
Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.
В настоящее время много детей с проблемами в развитии, в том числе в развитии речи. Так, у 65% детей 6-7 летнего возраста уровень речевого развития отличается следующими особенностями:
- Звукопроизношение нарушено;
- Фонематическое восприятие не сформировано;
- Слоговая структура слова нарушена;
- Нарушены лексико-грамматические категории:
- словарь бедный, с преобладанием существительных и глаголов;
- речь фразовая, но с аграмматизмами;
- в разговорной речи преобладают простые нераспространенные предложения.
Такой характер нарушений соответствует третьему уровню общего недоразвития речи по психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной.
Среди этих проблем речевого развития проблема формирования лексико-грамматических категорий выделяется особенно, т.к. даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения, навыки, усваивать школьную программу.
В связи с этим большое внимание проблеме формирования лексико-грамматических категорий уделяли такие авторы, как Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова, в книге «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет) пишет: «Дети с ОНР даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов языка, речи и, прежде всего, слова. Поэтому очевидна необходимость дополнительных разработок в логопедической работе в группах дошкольников с ОНР по формированию лексики путем целенаправленного действия на уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание слова как элемента языка и речи, как совокупности лексического и грамматического значения».
Т. А. Ткаченко, в книге «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет) пишет: «Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций».
Учитывая структуру дефекта у детей с ОНР, в проекте используется новый подход сочетания игр, направленных на развитие у детей высших психических функций (восприятие, внимание, память), а также на формирование целостного восприятия предмета, зрительно-моторных координаций и моторику пальцев рук. Что, в свою очередь, значительно облегчает работу по формированию лексико-грамматических категорий.
Актуальным моментом становится решение этой проблемы через развивающую игру, как основного вида деятельности старшего дошкольника. У развивающей игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует воспитатель, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий. Решение данной проблемы напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе.
Цели и задачи проекта.
Работу по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в речи детей планируем через систему развивающих игр в соответствии с периодами обучения, предусмотренными программой.
Развивающие игры, используемые нами, основаны на следующих принципах:
- Развивающая игра соответствует программному материалу;
- Развивающая игра способствует вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);
- Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр ясны и понятны детям;
- Условия игр вовлекают всех детей в коррекционный процесс;
- Игры соответствуют закономерностям онтогенеза (т.е. нормальному ходу речевого развития)
Учитывая структуру дефекта у детей с ОНР, используем игры, направленные на развитие у детей высших психических функций, таких как восприятие, память, внимание. Так как работа по накоплению словаря и формированию грамматических средств языка и навыков словообразования проводится в тесном единстве, то большинство развивающих игр в предложенной систематизации имеют не одну, а сразу несколько целей: формирование словарного запаса, формирование грамматического строя речи и получение навыков словообразования.
Подборка игр шла с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи. К наиболее важным из них относятся:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка (осознанность является показателем степени сформированности речевых умений).
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Работа с детьми подготовительной группы по проблеме формирования лексико-грамматических представлений через систему развивающих игр осуществляется в процессе занятий:
- фронтальных;
- подгрупповых;
- индивидуальных.
Новый материал преподносился детям на фронтальных занятиях, а закреплялся на подгрупповых и индивидуальных. Работа по совершенствованию лексико-грамматических категорий через систему развивающих игр являлась составной частью каждого фронтального занятия. Лексические и грамматические темы, задачи, речевой материал планировался в соответствии с рекомендациями «Программы обучения детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б. Филичивой и Г.В. Чиркиной), возрастом детей и уровнем их речевого развития.
Содержание работы и решаемые задачи по формированию лексико-грамматических представлений у детей реализовывались через систему специально подобранных развивающих игр.
Использование методов и приемов в работе по формированию лексики
и грамматической структуры речи.
Ожидаемые результаты коррекционной работы.
В целом.
Дети проявляют интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия, активны на занятиях, самостоятельно рассуждают, классифицируют, делают обобщения и выводы. Адекватно реагируют на оценку своей деятельности, имеют прочные знания об окружающем мире, используют полученные навыки в практической деятельности.
Сформированность лексических представлений.
Дети имеют богатый словарный запас. Безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Свободно говорят на темы, выходящие за пределы видимой ситуации.
Владеют предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливают частные и общие связи между ними.
Сформированность грамматического строя речи.
В результате коррекционной работы к концу года у детей заметно снизилась интенсивность словотворчества, развилось критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, развит речевой самоконтроль.
В этот период дети достаточно точно понимают значения слов, выражаемых приставками и суффиксами, различают морфологические элементы слов, выражающие значение числа и рода. Дети в достаточной степени понимают логико-грамматические структуры, выражающие причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Сформированность связной речи.
Дети способны составлять тексты разного типа: описание, повествование, рассуждение. Детские описания включают называние объекта, его детали и качества. При повествовательном рассказе просматривается четкая структура текста, а также дети способны разбивать текст на составные части.
К концу года дети свободно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми, активно общаются на познавательные темы.
Критерии определения уровня лексико-грамматических представлений
детей 7-го года жизни (подготовительная группа).
Низкий уровень речи
Лексика | Грамматическая структура речи | Развитие речи |
Ребенок различает и называет большое число животных и растений, но плохо дифференцирует животных по среде обитания и не знает многих слов, обозначающих части тела животных, части одежды, мебели, посуды. Возможности использования предметного словаря, словаря действий и признаков ограничены. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение. Учебная активность неустойчива, связана с яркими, привлекающими внимание событиями. | Ребенок пользуется только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: смешение падежных форм; употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица; употребление числа и рода глаголов при изменении существительных по числам не точны; отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными; частые пропуски предлогов; союзы и частицы употребляются редко. | Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах; при рассказах требуется помощь взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании повторяет рассказы других детей, не пользуется речью – доказательством. |
Средний уровень речи.
Лексика | Грамматическая структура речи | Развитие речи |
Ребенок различает большое количество объектов, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Не достаточно владеет общими понятиями и общими связями. | У ребенка редки ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Ошибается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Наблюдаются незначительные трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения | В рассказе ребенок употребляет простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции, допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослого и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но сам недостаточно активен в нем |
Высокий уровень речи.
Лексика | Грамматическая структура речи | Развитие речи |
Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Моделирует признаки объектов и связи. Познавательное отношение устойчиво. | Ребенок достаточно точно понимает значения слов, выражаемых приставками и суффиксами, различает морфологические элементы слов, выражающие значение числа и рода. В достаточной степени понимает логико-грамматические структуры, выражающие причинно-следственные, временные и пространственные отношения. | Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, способен составлять тексты разного типа: описание, повествование, рассуждение. Его описания включают называние объекта, его детали и качества. При повествовательном рассказе просматривается четкая структура текста, а также ребенок способен разбивать текст на составные части. Так же ребенок свободно вступает в диалог со сверстниками и взрослыми, активно общается на познавательные темы. |
Методы проведения диагностики на выявление уровня лексико-грамматических представлений у детей с ОНР.
1. Исследование словарного состава языка.
Самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда:
солнышко, какое? — теплое, яркое…
какие овощи растут на грядке? — огурцы...
подбор синонимов, антонимов, родственных слов;
выявление общих категориальных названий.
Например: машина, автобус, трамвай — это? (транспорт)
Отметить:
- соответствие словаря возрастной корме;
- наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;
- точность употребления слов.
2. Обследование грамматического строя речи.
а) Состояние функций словоизменения:
- преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;
- образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;
- согласование с числительными (2 и 5).
б) состояние функции словообразования:
- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);
- образование названий детенышей животных;
- образование глаголов с помощью приставок.
3. Состояние связной речи.
а) Воспроизведение знакомой сказки:
- по памяти;
- по серии картинок.
Сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».
б) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Отметить:
- логическую последовательность в изложении событий;
- характер аграмматизма;
- особенности словаря.
Перечень методов и диагностического материала для обследования лексико-грамматического строя речи.
1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.
2. Картинки с изображением действий:
мальчик рисует;
девочка поливает цветы;
мама моет посуду;
бабушка вяжет носки;
мальчик играет с мячом;
девочка прыгает через скакалку и т. д.
3. Картинки с изображением разного количества предметов:
стол — столы; шапка — шапки; ведро — ведра.
Игра «Один - много».
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительное множественного числа от существительного единственного числа.
Игра «Лови и называй».
Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч; будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
Эта игра напоминает нам правила игры «Один — много». Воспитатель бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок
возвращает мяч называя слово «дома». Нужно научить ребенка сочетать движение со словом. Воспитатель называет от пяти до восьми слов.
4. Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Игра «Большой — маленький».
Цель: Выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
5. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина).
Ленточки — длинная, короткая.
Забор высокий, низкий.
Веревка — толстая, тонкая.
6. Картинки с изображением двух и пяти предметов.
Игра «Назови, сколько».
Картинки перевернуты. Ребенок их не видит.
Цель: Выявить умение детей согласовать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.
Игра «Четыре времени года»
Цель: уточнить знания детьми характерных признаков каждого времени года, их последовательность.
Краткое содержание: Назови сколько всего времен года. В первой клеточке таблицы нарисуй, что бывает только зимой (весной, осенью и летом).
( для игры нужен лист бумаги, разлинованный на 4 клеточки – 4 времени года).
Игра «Слушай и рисуй»
Цель: уточнить знания детей лексических тем.
Краткое содержание:
Воспитатель: Я назову слово, а ты рисуй только один предмет, подходящий к этому слову. Слово «Игрушки». Что ты нарисуешь?
( для игры нужен лист бумаги, разлинованный на 8 клеточек – 8 лексических тем).
Игра «Найди лишний»
Цель: уточнить умение детей сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы, выделять из группы однородных предметов лишний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда "Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"
Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда по развитию лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста. В плане отражаются следующие разделы работы: лексико - грамматичес...
формирование у дошкольников основ безопасности дорожного движения через систему развивающих игровых заданий
формирование у дошкольников основ безопасности дорожного движения через систему развивающих игровых заданий...
Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»
Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...
Перспективное планирование по теме:«Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста через систему развивающих игр»
Перспективное планирование по теме: "Развитие конструктивных навыков через систему развивающих игр"...
Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР, через систему развивающих игр.
Цель проекта: Повышение эффективности полноценного формирования лексического компонента речевой способности, механизма грамматического структурирования высказывания у детей с н...
Развитие конструктивных навыков у детей младшего возраста через систему развивающих игр
Цель моей работы – это формирование конструктивных навыков детей раннего возраста....
Презентация "Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста через систему развивающих игр"
Данная презентация помогает педагогам развить интеллектуальные способности детей через систему развивающих игр....