Разберем на примере слова: ЛИСА.
«КРАЙНИЕ ЗВУКИ» Цель: развивать фонематические представления, простые формы фонематического анализа. Ход игры: дети должны придумать слова, звучание которых начинается (заканчивается) на заданный звук. Слова предлагается подбирать на определенные лексические темы (одежда, обувь, части тела и лица и др.). «ДЕЖУРНЫЙ ЗВУК Цель: развивать фонематические представления Ход игры: взрослый произносит звук. Каждый должен придумать слово с этим звуком на первом месте. Кто задумался или повторился, тому не начисляются очки. Слова предлагается придумывать на заданную лексическую тему. «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ» Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ. Пособия: звуковая линейка. Ход игры: предлагается начало слова. Дети должны договорить слово и на звуковой линейке, сколько в нем звуков . Примерные лексические темы - мебель, транспорт, фрукты, цветы. «ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ» Цель: развивать фонематические представления. Ход игры: каждый участник получает цветной карандаш и придумывает пять слов с тем звуком, на который начинается название цвета, или на звук, который обозначается данным цветом (синий - твердые согласные, зеленый - мягкие согласные, красный - гласные). | «ОБРАЗУЙ» Цель: учить образовать прилагательные от существительных. Ход игры: шелк – шелковистый, лиса – лисья, мужчина – мужской. «ГНОМЫ И ВЕЛИКАНЫ» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Ход игры: халат – халатик, пальто – пальтишко, куртка – курточка, платье – платьице, кофта – кофточка. «НАЗОВИ КАКОЙ ДОМ?» Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного. Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом; из бетона – из пластмассы -из бумаги -из камня - из металла -изо льда и тд. «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Мячик лежит на письменном столе. Мячик упал со стола. Мячик закатился под стол. Я достал мячик из – под стола. Мячик лежит в ящике стола. Я достал мячик из ящика стола. и тд. «ПОЧЕМУЧКИНЫ ВОПРОСЫ» Цель: развивать у детей связную речь, мышление. Почему птицы улетают на юг? 2. Почему наступает зима? 3. Почему ночью темно? 4. Почему зимой нельзя купаться в реке? 5. Почему летом жарко? «ПОТОМУ ЧТО…» Цель: развивать у детей связную речь, мышление. Ход игры: Рассуждения и ответы на вопросы: «Я мою руки потому, что…» – Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни. Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос» Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.– Объясни, почему кошка недовольна? «ОПИШИ ИГРУШКУ» Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
| Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41» Предгорного муниципального округа Ставропольского края
Автор-составитель: Е.Ю. Малыгина. |
Готовим руку к письму Ребенок старшего дошкольного возраста, который идет в школу, должен хорошо владеть такими принадлежностями как карандаш, ручка, ножницы, фломастеры и т.п. К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Требования к организации процесса письма. 1. Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке. 2. Когда пишем, соблюдаем следующие правила: - Стол, за которым ребёнок будет делать уроки подобран по росту ребёнка; - Свет при письме падает слева; - Сидим прямо; - Ноги вместе; - Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см; - Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову; - Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди; - Оба локтя лежат на столе. Упражнения на укрепление мышц руки - Закрашивание; - Штриховка; - Срисовывание различных графических образов. - Выполнение пальчиковой гимнастики. «Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки. Шубка мягкая у кошки, Ты погладь ее немножко. «Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером. Мы купили новый веер, Он работает, как ветер.
| «Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок. Раз щелчок, два щелчок. Каждый пальчик прыгнуть смог. - Обводка по контуру фигур различной сложности.
Составление синквейна. Слово «синквейн» происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: • 1 строчка - одно существительное; • 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное; • 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного; • 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное; • 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному. Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
| - Мяч
- Круглый, резиновый.
- Катится, отпрыгивает, летит.
- Я играю резиновым мячом.
- Игрушка
|
| Звуковой анализ слова. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам. Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: - в начале слова (яма, юла); - после гласного звука (маяк, заюшка); - после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч). Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
|