мастер класс для педагогов
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад №150
Мастер-класс
учитель-дефектолог Гарифулина Оксана Константиновна,
Тема: Альбом по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа у детей 4-7 лет «В гостях у гномов Звуковичков»
Цель: Передать педагогический опыт по формированию фонематического восприятия у дошкольников путем комментированного показа методических приемов и методической разработки на основе продуктивной деятельности всех участников мастер класса.
Задачи:
1. Учить комплексно подходить к обучению и развитию дошкольников.
2. Обучать участников мастер - класса конкретным навыкам и способам достижения намеченных результатов.
3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер - класса.
4. Популяризировать инновационные идеи и авторские находки педагога-мастера.
Оборудование: Альбом по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа у детей 4-7 лет «В гостях у гномов Звуковичков», презентация, папки для участников семинара:
Теоретическая часть
Актуальность методической разработки.
В настоящее время педагоги дошкольных учреждений отмечают значительный рост количества детей с нарушением фонематического восприятия.
В альбоме систематизированы игры и игровые упражнения, направленные на формирование первоначальных лингвистических представлений о звуке и слове, способности различать гласные звуки, развитие первичных навыков звукового анализа и синтеза.
Тематика и содержание методической разработки способствует решению следующих задач основной адаптированной образовательной программы групп компенсирующей направленности:
-обогащению и активизации словаря, использованию различных вариантов словоизменения и словообразования; формированию правильного звукопроизношения;
-подготовке ребенка к обучению грамоте, овладению элементами грамоты, ознакомлению с основными понятиями: звук, слог, слово;
- развитию навыка звукового анализа слов.
Пособие адресовано родителям, воспитателям, учителям-логопедам,учителям-дефектологам.
Альбом, возможно, использовать в непосредственной образовательной деятельности на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях; в домашних условиях.
При написании данной методической разработки мы опирались на опыт работы известного учителя-логопеда Т.А.Ткаченко.
Предложенные ею условные символы частично используются в данном альбоме для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста 4-7лет.
Содержание методической разработки соответствует принципу систематичности и последовательности:
Система работы разделена на четыре этапа:
-знакомство с понятием «предмет»;
-знакомство с понятием «слово»;
-неречевой звук;
-речевой звук.
Практическая часть
1.Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие по страницам нашего альбома и нам в этом помогут гномики – звуковички.
«Куда ни пойдешь - предметы найдешь» Послушайте и отгадайте загадки:
-На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу:
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать.
-На столе стеклянный дом.
В нём живёт усатый сом,
Золотые рыбки
И серые улитки.
-Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.
-Под крышей - четыре ножки,
А на крыше - суп да ложки.
В презентации открываются окошечки с отгадками.
Педагог: Назовите отгадки. (педагоги называют отгадки)
Педагог: Стул, аквариум, ложка, стол – это предметы.
2. Педагог:
Всему название дано - И все, что может видеть глаз, -
И зверю, и предмету. Над нами и под нами,-
Вещей вокруг полным-полно, И все, что в памяти у нас,-
А безымянных - нет! Означено словами.
Каждый предмет можно назвать словом. Слова бывают длинные и короткие. Предлагаю вам взять вот такую карту и определить какое слово длинное по звучанию, а какое короткое и обозначить чертой , длинное слово длинной чертой ,а короткое короткой.( слово дом длинное или короткое? И т.д.)
Педагог: Мы с вами узнали что слова бывают длинными и короткими.
3.Педагог:
Все на свете дети
знают звуки разные бывают
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Предлагаю вам послушать аудиозапись, узнать звук и показать предмет, который издает этот звук. (звучит аудиозапись, педагоги показывают предметные картинки: телефон, часы, машина)
Педагог: Звуки, каких предметов мы услышали?
( ответы участников мастер класса)
Педагог: Мы с вами услышали и узнали неречевые звуки
4. Педагог читает сказку:
В одной волшебной стране жили звуки. Жители этой страны были маленького роста, и их называли гномами Звуковичками. Шесть звуков были певцами: а, о, э, у, и, ы. За голосистость и певучесть эти звуки еще называли - гласными. Гномы Звуковички между собой очень дружили и распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.
Пароход гудит трубой, Издаёт он звук какой? Угадать вам помогу, Загудит он громко: «У-У-У!»
Давайте поэкспериментируем со звуком У.
Я буду показывать карточки, а вы будите произносить звук беззвучно, тихо, громко. Проводится игра «Назови звук тихо, громко, беззвучно»
Так вытягиваются наши губы когда мы произносим звук У, и будем мы его обозначать маленьким красным кружочком.
5. Педагог: Мы с вами произнесли звук У, а теперь попробуем узнать его на слух. Гномик звуковичок предлагает поиграть в игру « Колокольчик». Если вы услышите звук У, звените в колокольчик.
Педагог произносит звуки: а,у,о,и,у,ы,у…
(первый раз педагоги слушают звуки с открытыми глазами, второй раз педагоги слушают звуки с закрытыми глазами
6. Педагог: А теперь я вам предлагаю вот такие карточки. Четко произнесите название каждой картинки. Соедините с символом звука «У» те изображения, в названии которых он слышится.
Назовите слова, в которых слышится звук У.
7. Релаксация.
Педагог: Вот наше путешествие закончилось и мы
Предлагаем вам оценить наш мастер-класс смайликами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов и родителей по нетрадиционным техникам рисования. Тема: "Колючка Ёж". Фотоотчёт по мастер - классу.
Показ техник и методов нетрадиционного рисования....
МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....
Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)
Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....
Мастер класс для педагогов ,, Игрушки,, ,, Рисование солью,, Консультация для педагогов ,, Мастер класс тюльпан,,
,, Рисование солью,,...
Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов ДОУ «Притча как самотерапия для педагогов в работе педагога-психолога»
В мастер-классе представлны притчи для пегагогов....
Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....