Логопедический проект по теме: «В гостях у бабушки Федоры»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Андреева Ольга Николаевна

Цель проекта: создание условий для развития познавательной, речевой и творческой активности детей с ОНР в процессе разработки проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_posuda.doc438 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1373»

(ГБОУ Школа № 1373)

Логопедический проект по теме:  

«В гостях у бабушки Федоры»

https://simdou4.crimea-school.ru/sites/default/files/images/wp/2021/03/1361333543_izuchaem-posudu.jpg

Составила

учитель-логопед

Андреева О.Н.

Москва                                                                            

Разработала: Андреева О. Н.                   https://cdna.artstation.com/p/assets/images/images/001/375/708/medium/necmi-yalcin-paint1.jpg?1445343684                       

Тип проекта: практико-ориентированный. 

Продолжительность проекта: краткосрочный -1 неделя.

Срок реализации: март 2022 г.

Участники проекта: учитель-логопед; дети подготовительной группы с диагнозом ОНР - Ш уровень; воспитатели, родители.

Актуальность темы.

На современном этапе развития теории и практики дошкольной психологии и педагогики, специальной психологии и коррекционной педагогики, характеризуется усилением внимания к изучению детей с речевыми нарушениями. Очень важно вовремя обнаружить отклонение в развитии речи и оказать ребенку квалифицированную помощь.                                                   В дошкольном возрасте дети овладевают словарным запасом, грамматическим строем и звукопроизношением. Учатся практическому обобщению, звуковому и морфологическому составу речи. Уровень развития лексики имеет большое значение для формирования предпосылок успешного обучения в школе и для развития познавательной деятельности ребенка, следует считать проблему формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи, в особенности, глагольной лексики своевременной.

Бедность словарного запаса, наряду с несформированностью грамматических представлений, является одним из симптомов общего недоразвития речи, от успешного устранения которого напрямую зависит успешность коррекционной работы по преодолению ОНР. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляется в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, многочисленных вербальных парафазиях, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

Наряду с лексикой страдает и связная речь. Не каждый старший дошкольник, не имеющий речевых нарушений, может связно, без подсказки описать тот или иной предмет, явление.

Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление о посуде, её видах, свойствах, назначении, затрудняются в словообразовании по теме «Посуда».

Участие детей в проекте позволит максимально обогатить их знания и представления о посуде, её частях, видах, свойствах, назначении; будет способствовать развитию связной речи у детей с ОНР, их творческим способностям коррекции лексико-грамматических нарушений.

В условиях изменения состава детей с ОНР дошкольного возраста в сторону усложнения дефекта каждого из них особое значение приобретает поиск более совершенных технологий обучения.       

        Цель проекта: создание условий для развития познавательной, речевой и творческой активности детей с ОНР в процессе разработки проекта.

         В связи с поставленной целью сформированы следующие

задачи проекта:

1. Расширение представлений детей о посуде, ее внешних признаках, видах, свойствах, назначении, истории создания предметов посуды.

2. Обогащение словаря детей по лексической теме «Посуда»:

-  существительными, обозначающими название предметов посуды;

- качественными прилагательными, характеризующими размер, цвет и материал, из которого изготовлены предметы посуды;

-  глагольными формами, обозначающими действия с предметами посуды;

-  синонимами и антонимами, характеризующими предметы посуды и действия с ней;

-  образными выражениями о предметах посуды через разучивание скороговорок, загадок, стихотворений.

3. Формирование связной речи через составление описательных рассказов о предметах посуды, а также обучение вопросно-ответной форме речи в процессе беседы и описания сюжетных картин.

4. Коррекция грамматического строя речи:

-  практическое употребление существительных, обозначающих предметы посуды, во множественном числе;

-  образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

-  практическое употребление предлогов «над, под, в, на, из-за, из-под» в словосочетаниях «существительное, обозначающее предмет посуды, в именительном падеже + глагол (стоит, лежит, спрятался) + предлог + существительное, обозначающее место, в предложном падеже».

5. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации с помощью дидактических упражнений в логопедической среде.

6. Воспитание эстетического вкуса при рассматривании предметов посуды на чудо-выставке, а также при изготовлении собственных работ (рисунка, лепки, поделки из папье-маше).

7. Воспитание бережного отношения к посуде через эмоциональное восприятие художественного произведения «Федорино горе».

8. В ходе коррекционного обучения проверить целесообразность и эффективность применения выбранных приёмов и технологий в процессе развития фонематического слуха.

 Практическая значимость исследования: состоит в том, что оно вносит дополнения в практику коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР.

Разработанный проект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями, дефектологами, родителями.

Объектом исследования  является процесс  восприятия детьми  (6-7 лет) с ОНР I I I –го уровня предложенного материала.

Предмет исследования – изучение условий наиболее эффективных технологий формирования у детей с ОНР I I I –го уровня  по теме «Посуда».

Гипотеза исследования заключается в том, что изучение состояния  восприятия дошкольниками материала с использованием лексической темы на современном этапе работы логопедических садов, а также групп массового детского сада, в которых наряду с детьми, не имеющими нарушений в развитии, находятся дети с ТНР, позволяет нам более успешно и целенаправленно учитывать недостатки детей с ОНР и активно влиять на преодоление этих недостатков.

Участники проекта:

1.Андреева О.Н.- учитель-логопед;

2.Воспитатели подготовительной группы.

3.Дети с ОНР- 3-го уровня.

4. Законные представители детей.

Ожидаемый результат:

1. Погружение в совместную деятельность благоприятно повлияет на детей в приобретении положительных результатов в речевой коррекции, ярких впечатлений и новых образов.

2. Повышение уровня компетенции родителей в коррекционно- образовательном процессе.

3.Совершенствование профессионального мастерства учителя-логопеда и педагогов ДОУ.

Основные направления реализации проекта:

I. Познавательное/речевое: совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми по формированию целостной картины мира, коммуникации; дидактические игры в «В гостях у бабушки Федоры», организация мини-выставки посуды.

II. Коррекционное: коррекция лексико- грамматического строя, связной речи, психических функций.

III. Художественно-эстетическое: сотворчество учителя-логопеда, детей и их родителей в организации выставки «Чудо-посуда»; подбор родителями чистоговорок по теме: «Посуда».

Организационные формы работы над проектом.

Основные виды деятельности детей, организацию которых обеспечивают воспитатели и учитель-логопед

Формы работы

Занятия

«В гостях у бабушки Федоры»

«Такая разная посуда»

«Расскажи о посуде»

Беседа

«Откуда взялась посуда? Из чего посуду делают».

Обучение пересказу

Серия картин «Бобик»

(Т.Филичева, Г. Каше)

Сюжетно-ролевые игры

Магазин «Посуда»

«Семья»

«Кафе»

Дидактические игры

«Самый главный»

«Наводим порядок»

«Ждём гостей»

«Подбери нужные слова»

 «Поручения»

«Сюрприз на картинке»

«Поможем бабушке Федоре вернуть посуду»

«Узнай по описанию»

Художественная литература

К.И.Чуковский «Федорино горе»

Д.Хармс «Иван Иваныч самовар»

Чтение и заучивание пословиц, стихов и  загадок о посуде

Продуктивная деятельность

Лепка на тему «Посуда»

Изготовление блюдца из папье –маше

Роспись ложек под хохламу

Работа с родителями

Анкетирование

Оформление папки с творческими рассказами и сказками о посуде

Роспись деревянных

ложек под хохламу (родители-дети)

Выставка

«Чудо-посуда»

Презентация продукта проекта

Книга

Слайд-шоу

                                                 Заключение.

              В проекте разработаны все виды непосредственно – образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная (рисование, лепка), социализация. Проект разработан на одну неделю.

              Работая с детьми по проекту, дети путешествовали во времени и пространстве (мысленно побывали в пещерах первобытных людей, которые не знали о посуде и ели сырую пищу), принимали участие в экспериментальной деятельности. Учимся играя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно тематическое планирование по теме "А гостях у бабушки Федоры (посуда)

подробное комлексно - тематическое планирование с учетом всех режимных моментов, с амостоятельной деятельности детей 1 младшей группы по теме "В гостях у бабушки Федоры (посуда). Будет полезна для пед...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»

Конспект образовательной деятельности  по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...

Открытое занятие на тему: «В гостях у бабушки Федоры»

           Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей 2 младшей группы на тему «В гостях у бабушки Федоры"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №121 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга      Конспект непрерывной образ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»

Конспект образовательной деятельности  по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...

Конспект ННОД по художественно-эстетическому развитию по теме «В гостях у бабушки Федоры»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в младшей группе."В гостях у бабушки Федоры".Увлекательное путешествие в сказку "Федорено горе" Карнея Чуковского....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной деятельности ФЭМП на тему: «В гостях у бабушки Федоры» во второй младшей группе.

Формировать обобщающее понятие «посуда»; учить проводить элементарную классификацию посуды по их назначению; закрепить умение определять и называть цвета; развивать творческое воображение...