Логопедический проект по теме: «В гостях у бабушки Федоры»
проект по логопедии (подготовительная группа)
Цель проекта: создание условий для развития познавательной, речевой и творческой активности детей с ОНР в процессе разработки проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_posuda.doc | 438 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1373»
(ГБОУ Школа № 1373)
Логопедический проект по теме:
«В гостях у бабушки Федоры»
Составила
учитель-логопед
Андреева О.Н.
Москва
Разработала: Андреева О. Н.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: краткосрочный -1 неделя.
Срок реализации: март 2022 г.
Участники проекта: учитель-логопед; дети подготовительной группы с диагнозом ОНР - Ш уровень; воспитатели, родители.
Актуальность темы.
На современном этапе развития теории и практики дошкольной психологии и педагогики, специальной психологии и коррекционной педагогики, характеризуется усилением внимания к изучению детей с речевыми нарушениями. Очень важно вовремя обнаружить отклонение в развитии речи и оказать ребенку квалифицированную помощь. В дошкольном возрасте дети овладевают словарным запасом, грамматическим строем и звукопроизношением. Учатся практическому обобщению, звуковому и морфологическому составу речи. Уровень развития лексики имеет большое значение для формирования предпосылок успешного обучения в школе и для развития познавательной деятельности ребенка, следует считать проблему формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи, в особенности, глагольной лексики своевременной.
Бедность словарного запаса, наряду с несформированностью грамматических представлений, является одним из симптомов общего недоразвития речи, от успешного устранения которого напрямую зависит успешность коррекционной работы по преодолению ОНР. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляется в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, многочисленных вербальных парафазиях, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Наряду с лексикой страдает и связная речь. Не каждый старший дошкольник, не имеющий речевых нарушений, может связно, без подсказки описать тот или иной предмет, явление.
Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление о посуде, её видах, свойствах, назначении, затрудняются в словообразовании по теме «Посуда».
Участие детей в проекте позволит максимально обогатить их знания и представления о посуде, её частях, видах, свойствах, назначении; будет способствовать развитию связной речи у детей с ОНР, их творческим способностям коррекции лексико-грамматических нарушений.
В условиях изменения состава детей с ОНР дошкольного возраста в сторону усложнения дефекта каждого из них особое значение приобретает поиск более совершенных технологий обучения.
Цель проекта: создание условий для развития познавательной, речевой и творческой активности детей с ОНР в процессе разработки проекта.
В связи с поставленной целью сформированы следующие
задачи проекта:
1. Расширение представлений детей о посуде, ее внешних признаках, видах, свойствах, назначении, истории создания предметов посуды.
2. Обогащение словаря детей по лексической теме «Посуда»:
- существительными, обозначающими название предметов посуды;
- качественными прилагательными, характеризующими размер, цвет и материал, из которого изготовлены предметы посуды;
- глагольными формами, обозначающими действия с предметами посуды;
- синонимами и антонимами, характеризующими предметы посуды и действия с ней;
- образными выражениями о предметах посуды через разучивание скороговорок, загадок, стихотворений.
3. Формирование связной речи через составление описательных рассказов о предметах посуды, а также обучение вопросно-ответной форме речи в процессе беседы и описания сюжетных картин.
4. Коррекция грамматического строя речи:
- практическое употребление существительных, обозначающих предметы посуды, во множественном числе;
- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- практическое употребление предлогов «над, под, в, на, из-за, из-под» в словосочетаниях «существительное, обозначающее предмет посуды, в именительном падеже + глагол (стоит, лежит, спрятался) + предлог + существительное, обозначающее место, в предложном падеже».
5. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации с помощью дидактических упражнений в логопедической среде.
6. Воспитание эстетического вкуса при рассматривании предметов посуды на чудо-выставке, а также при изготовлении собственных работ (рисунка, лепки, поделки из папье-маше).
7. Воспитание бережного отношения к посуде через эмоциональное восприятие художественного произведения «Федорино горе».
8. В ходе коррекционного обучения проверить целесообразность и эффективность применения выбранных приёмов и технологий в процессе развития фонематического слуха.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что оно вносит дополнения в практику коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР.
Разработанный проект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями, дефектологами, родителями.
Объектом исследования является процесс восприятия детьми (6-7 лет) с ОНР I I I –го уровня предложенного материала.
Предмет исследования – изучение условий наиболее эффективных технологий формирования у детей с ОНР I I I –го уровня по теме «Посуда».
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение состояния восприятия дошкольниками материала с использованием лексической темы на современном этапе работы логопедических садов, а также групп массового детского сада, в которых наряду с детьми, не имеющими нарушений в развитии, находятся дети с ТНР, позволяет нам более успешно и целенаправленно учитывать недостатки детей с ОНР и активно влиять на преодоление этих недостатков.
Участники проекта:
1.Андреева О.Н.- учитель-логопед;
2.Воспитатели подготовительной группы.
3.Дети с ОНР- 3-го уровня.
4. Законные представители детей.
Ожидаемый результат:
1. Погружение в совместную деятельность благоприятно повлияет на детей в приобретении положительных результатов в речевой коррекции, ярких впечатлений и новых образов.
2. Повышение уровня компетенции родителей в коррекционно- образовательном процессе.
3.Совершенствование профессионального мастерства учителя-логопеда и педагогов ДОУ.
Основные направления реализации проекта:
I. Познавательное/речевое: совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми по формированию целостной картины мира, коммуникации; дидактические игры в «В гостях у бабушки Федоры», организация мини-выставки посуды.
II. Коррекционное: коррекция лексико- грамматического строя, связной речи, психических функций.
III. Художественно-эстетическое: сотворчество учителя-логопеда, детей и их родителей в организации выставки «Чудо-посуда»; подбор родителями чистоговорок по теме: «Посуда».
Организационные формы работы над проектом.
Основные виды деятельности детей, организацию которых обеспечивают воспитатели и учитель-логопед | Формы работы |
Занятия | «В гостях у бабушки Федоры» «Такая разная посуда» «Расскажи о посуде» |
Беседа | «Откуда взялась посуда? Из чего посуду делают». |
Обучение пересказу | Серия картин «Бобик» (Т.Филичева, Г. Каше) |
Сюжетно-ролевые игры | Магазин «Посуда» «Семья» «Кафе» |
Дидактические игры | «Самый главный» «Наводим порядок» «Ждём гостей» «Подбери нужные слова» «Поручения» «Сюрприз на картинке» «Поможем бабушке Федоре вернуть посуду» «Узнай по описанию» |
Художественная литература | К.И.Чуковский «Федорино горе» Д.Хармс «Иван Иваныч самовар» Чтение и заучивание пословиц, стихов и загадок о посуде |
Продуктивная деятельность | Лепка на тему «Посуда» Изготовление блюдца из папье –маше Роспись ложек под хохламу |
Работа с родителями | Анкетирование Оформление папки с творческими рассказами и сказками о посуде Роспись деревянных ложек под хохламу (родители-дети) |
Выставка | «Чудо-посуда» |
Презентация продукта проекта | Книга Слайд-шоу |
Заключение.
В проекте разработаны все виды непосредственно – образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная (рисование, лепка), социализация. Проект разработан на одну неделю.
Работая с детьми по проекту, дети путешествовали во времени и пространстве (мысленно побывали в пещерах первобытных людей, которые не знали о посуде и ели сырую пищу), принимали участие в экспериментальной деятельности. Учимся играя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно тематическое планирование по теме "А гостях у бабушки Федоры (посуда)
подробное комлексно - тематическое планирование с учетом всех режимных моментов, с амостоятельной деятельности детей 1 младшей группы по теме "В гостях у бабушки Федоры (посуда). Будет полезна для пед...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»
Конспект образовательной деятельности по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...
Открытое занятие на тему: «В гостях у бабушки Федоры»
Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей 2 младшей группы на тему «В гостях у бабушки Федоры"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №121 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной образ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»
Конспект образовательной деятельности по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...
Конспект ННОД по художественно-эстетическому развитию по теме «В гостях у бабушки Федоры»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в младшей группе."В гостях у бабушки Федоры".Увлекательное путешествие в сказку "Федорено горе" Карнея Чуковского....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной деятельности ФЭМП на тему: «В гостях у бабушки Федоры» во второй младшей группе.
Формировать обобщающее понятие «посуда»; учить проводить элементарную классификацию посуды по их назначению; закрепить умение определять и называть цвета; развивать творческое воображение...