Консультация для родителей: «Развитие слухового восприятия – залог красивой речи ребенка».
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В консультации раскрываются различные приему работы с детьми по развитию слухового восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_roditeley.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Развитие слухового восприятия – залог красивой речи ребенка».
Подготовила учитель-логопед Тарасова О.В.
В последнее время увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями. Причины могут быть различными: патологии беременность, родов, различные заболевания и травмы ребёнка в новорожденный период развития, младенчества.
Важно помнить, что ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система является одной из важнейших анализаторных систем. С помощью слуха ребенок имеет возможность расширять словарный запас, развивать устную речь, вносить в нее необходимые фонематические коррективы. Поэтому даже небольшое понижение слуха может привести к развитию дефектов произношения и нарушения грамматического строя речи.
И для того, чтобы ребенок хорошо слышал, запоминал, анализировал услышанное, необходимо качественная работа всей слуховой системы. Она состоит из двух отделов: центрального и периферического.
К периферическому отделу относятся наружное, среднее и внутреннее ухо.
Наружное ухо представлено ушной раковиной и ушным каналом, который заканчивается барабанной перепонкой. Она отделяет наружное ухо от внутреннего. Основная функция наружного уха – улавливать звуковые волны, усиливать колебания и проводить их к барабанной перепонке.
В среднем ухе находятся три косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Они предназначены для проведения колебаний от барабанной перепонки к овальному окну, которое разделяет среднее и внутреннее ухо.
Внутреннее ухо расположено в височной кости черепа. В нем располагается орган равновесия и орган слуха (улитка). Во внутреннем ухе происходит преобразование звуковых колебаний в электрические импульсы, которые стимулируют слуховой нерв.
Центральный отдел слуховой системы составляют корковых и подкорковых отделах головного мозга. В них происходит анализ звуков речи.
Путь, который проходит звуковой сигнал достаточно сложный и очень важный. Поэтому необходимо сохранить возможность прохождения его на всех уровнях. Даже незначительные повреждения могут привести к нарушению развития ребенка, и в том числе к нарушению речи.
Родители с самого рождения оберегают малыша и заботятся о нем. Поэтому Вам необходимо знать основные правила ухода за органом слуха своих детей.
Основные правила ухода за органом слуха:
- Гигиена органов слуха начинается с ежедневного мытья ушей. Главное в этом процессе не переусердствовать. Разрешается мыть уши водой и мылом. Запрещается лазить в ухо ватными полочками, различными деревянными и металлическими предметами во избежание повреждения барабанной перепонки.
- Свободное носовое дыхание. Очень часто заболевания носоглотки сопровождается инфицированием внутреннего уха. Поэтому очень важно следить, чтобы у ребенка всегда был чистый нос и свободное носовое дыхание. При первых проявлениях заложенности носа необходимо своевременно начинать лечение под контролем врача.
- Воздействие шума. Повышенная концентрация шума может повлечь за собой снижение слуха, а при длительном его воздействии даже полную потерю слуха.
- Кроме того, необходимо регулярно проверять состояние слуха ребенка у врача.
А как же именно слух влияет на развитие речи?
А самым прямым образом. Ребенок учится говорить благодаря возможности слышать и умению слушать. И первой ступенью в развитии этого навыка является развитие слухового восприятия.
Вашему вниманию я представляю несколько игр для развития слухового восприятия у детей.
Но для начала я хочу выделить основные принципы при организации игр и упражнений с ребенком:
- Регулярность. Для того, чтобы занятия приносили результаты, они должны быть регулярными. Это может быть время после завтрака, после обеда. Очень хорошо, когда жизнь ребенка организована по средствам режимных моментов. Режим дня – это очень хороший инструмент для развития уравновешенности ребенка. Режим даёт детям ощущение стабильности.
- Ребенок должен быть выспавшимся, сытым, здоровым.
- Позитивные эмоции во время занятий. У детей раннего возраста преобладает непроизвольное внимание. Поэтому игры и упражнения должны быть направленны на привлечение этого внимания. (например, яркие и звучащие игрушки).
- Положительный настрой взрослого. Дети очень хорошо «считывают» настроение взрослых. Если у Вас плохое настроение, то постарайтесь его не демонстрировать перед малышом, либо перенести занятие на другое время.
- Самостоятельность ребенка. Во время занятий старайтесь давать ребенку возможность самостоятельно выполнить задание (упражнение). Умейте ждать.
Игры и упражнения для развития слухового восприятия.
- Привлекаем внимание к звукам.
- Во время прогулок обращайте внимание ребенка на предметы, которые могут издавать различные звуки (проезжающая полицейская машина, машина скорой помощи, пение птиц, бульканье падающего камушка в лужу (пруд) и т.д.
- Дома обращайте внимание ребенка к звукам бытовых электроприборов (как работает стиральная машина, пылесос, кофемолка, блендер и т.д.), к звукам на кухне. Обращайте внимание ребенка на то что звук появился, и на то что он пропал.
Игра «Звучит или не звучит».
Ребенку предлагается разделить предметы на группы, при действии с которыми можно извлечь звуки или нельзя. Это могут быть игрушки- пищалки с пищалками и без, пустые и звучащие маракасы, пустые и наполненные крупой яйца от киндер-сюрприза.
В одну коробку нужно положить то что звучит, а в другую – то, что молчит.
Для зрительной опоры можно нарисовать простой и перечеркнутый колокольчик.
- Звук, как сигнал к действию.
В самом начале занятий все действия выполняет сам взрослый. Ребенок наблюдает. Постепенно ребенок должен становится активным участником процесса. Задача взрослого научить ребенка самостоятельно выполнять заданное действие при звуковом сигнале.
- Игра «Ку – ку».
Поиграйте с ребенком в прятки. Накройте голову малыша пеленкой и после того, как издадите звук, резко сдерните пеленку и улыбнитесь ему. Поприветствуйте его фразами: «Ку-ку! Привет!
Поменяйтесь ролями. Накройте свою голову пеленкой и попросите ребенка позвать вас голосом: «А», «Ау», «Мама», «Ку-ку». Резко сдерните с головы пеленку, когда услышите звук.
- Игра «Разбуди игрушку».
Для игры понадобится любая игрушка. Пусть ребенок потрясет бубном, похлопает в ладоши, позовёт её. Игрушка резко просыпается. Она может его шутливо поругать: «Ай-ай-ай. Кто это разбудил меня?». Затем поменяйтесь ролями с ребенком.
- Игра «Толкай мяч».
Для игры понадобится любой мяч. Расположитесь напротив ребенка так, чтобы мяч катился по направлению к ребенку. Толкайте мяч, когда раздаётся звук (пойте песенку, читайте стишок и т.д). Затем пусть ребенок вернет вам его обратно, когда услышит то же самое.
- Игры, направленные на удержание слухового внимания.
- Танцы.
Танцуйте с ребенком пока звучит музыка. Можно взять его на руки. Останавливайтесь, когда музыка перестаёт звучать. Предложите ребенку танцевать самому. И останавливаться, когда нет музыки.
- «Рисуем на песке» (манке, листе).
Для этой игры можно использовать ёмкость с обычным песком. Можно туда насыпать манку или любую мелкую крупу. По желанию. Можно использовать обычный лист бумаги, карандаши, фломастеры или пальчиковые краски.
Скажите ребенку: «Рисуй, когда услышишь звук. Остановись, когда звука нет.
- Игра «Бывает – не бывает».
Эта игра подходит для детей, у которых уже сформирован пассивный словарь и представления об окружающем мире. Задача для ребенка усложняется. Теперь ему нужно не просто удержать свое слуховое внимание, но и проанализировать услышанное.
Предложите ребенку послушать предложение и хлопнуть в ладоши, только если такое бывает.
Солнышко светит.
Поезд летает.
Малыш смеётся.
Собака разговаривает.
Кровать стоит на потолке и т.д.
- Чтение вслух.
Для развития слухового внимания необходимо включать в режим ребенка чтение книг взрослым. Чтение вслух – это замечательная тренировка слухового внимания. Ребенок, которому регулярно читают, быстрее накапливает словарь.
Для чтения нужно выбирать простые и доступные для ребенка произведения. Если ребенку около 2х лет, то вы можете обсудить с ним прочитанное. О ком эта книга, что произошло. Изобразить героев, их действия. Если ребенку сложно высказывать свои мысли, используйте такие вопросы, на которое можно ответь «Да» или «Нет».
- Игры и упражнения для развития слуховой памяти.
Для организации таких занятий вы можете использовать различные музыкальные инструменты (колокольчик, маракас, бубен), звучащие игрушки (резиновая уточка, поросенок и т д.), предметы, которые есть у вас дома (стакан с ложкой, шуршащая бумага, баночки с крупой).
- Игра «Сделай так».
Перед ребенком лежат три инструмента. Вы говорите: «Сделай так». И играете на любых двух инструментах. Малыш не только слышит звуки, но и видит ваши действия. Его задача – повторить ваши действия, выбрав правильные два инструмента из предложенных. Последовательность не важна. Главное – выбрать именно те инструменты, на которых играли вы.
Затем можно усложнить эту игру. Ребенок должен быть хорошо знаком с музыкальными инструментами. Взрослый за ширмой играет на любых двух инструментах. Задача ребенка вспомнить и повторить действия с теми же инструментами.
- Игра «Цепочка звуков».
Перед ребенком лежат от трех до пяти музыкальных инструментов. Вы играете на них по очереди. Ребенок слышит и видит ваши действия. Затем ему предлагается повторить за вами все ваши действия, сохраняя последовательность.
После того, как у ребенка это упражнение будет получаться без ошибок, вы можете выполнять эти упражнения за ширмой, чтобы у ребенка не было опоры на зрительную память, а только опора на слуховую память.
- Игры и упражнения на развитие слухоречевой памяти.
В эти игры можно начинать играть тогда, когда у ребенка появился хотя бы минимальный пассивный словарь. Если ребенок узнает отдельные слова и может соотнести их с картинкой, предметом, игрушкой.
Во время общения с ребенком постоянно стимулируйте его слушать и запоминать просьбы, инструкции. Например: «Принеси мяч». «Дай мне сначала мишку, а потом машинку» и т.д.
- Игра «Накорми игрушку».
Приготовьте три различные игрушки и угощения для них. Посадите перед ребенком игрушки: лошадку, куклу, собачку. Предложите покормить их. Попросите дать лошадке травку, кукле конфету, собаке косточку.
- Игра «Прыгни, если услышишь».
Взрослый говорит ребенку: «Прыгни, когда услышишь слово "стол"». Взрослый в спокойном темпе называет различные слова. Когда взрослый называет заданное слово, ребенок должен прыгнуть. В самом начале этой игры подбирайте контрастные по звучанию слова. Например, если слово "стол" состоит из одного слога, тогда слова, из которых ребенок должен выбрать, должны состоять из четырёх слогов.
- Игры и упражнения на различение темпа.
- Упражнение «Иди – беги».
Когда ребенок слышит медленную музыку, он идёт на цыпочках, когда быструю – он бежит.
- Игра «Выбери дорожку для мышонка».
Взрослый вместе с ребенком строит две дорожки из кубиков. Первая дорожка будет построена из кубиков, которые стоят близко друг к другу. Вторая дорожка построена таким образом, что кубики стоят подальше друг от друга. Дайте ребёнку игрушечную мышку.
Если звук, который услышит ребенок будет в быстром темпе, то мышка побежит по дорожке, кубики которой стоят близко. Если темп будет медленный, то мышка побежит по дорожке, кубики которой стоят дальше друг от друга.
- Различение тембра.
- Для тренировки навыка различения тембра можно использовать различные игры – инсценировки русских народных сказок: «Три медведя», «Теремок», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят» и т.д. В процессе этих инсценировок взрослый и ребенок будут имитировать голос различных животных.
- Игра «Угадай, кто говорит?»
Необходимо предварительно записать на телефон (найти звук в интернете) мужской, женский и детский голос. Приготовьте картинки с изображением ребенка, мужчины и женщины. Задача ребенка – послушать и соотнести голос с картинкой.
- Игры и упражнения на различение интенсивности звучания.
- Игра «Большой – маленький».
Когда вы учите ребенка различать интенсивность звуков на слух, для начала лучше использовать зрительный образ звука. Например, кто-то большой говорит громко, а кто-то маленький говорит тихим голосом.
Например, предложите ребенку покормить мышонка и Медведя. Если взрослый говорит слово громко, то ребенок должен положить угощение медведю, если тихо – мышонку.
- Игра «Высоко – низко». Дайте ребенку игрушечный самолёт. Самолет летит высоко, если звук звучит громко. И наоборот, самолет летит низко, если звук звучит тихо.
- Игра «Слушай внимательно, выполняй старательно».
Взрослый заранее договаривается с ребенком какое действие он будет выполнять на заданное слово. Например, прыгать. Но выполнять он его может только тогда, когда взрослый произнесет это слово громким голосом.
Обязательно меняйтесь ролями с ребенком. Пусть он тоже побудет в роли водящего. Таким образом он сможет формировать слуховой самоконтроль.
- Продолжительность и дискретность звучания.
Эти упражнения помогут ребенку разлить короткий или продолжительный звук, слитный или прерывистый. Это необходимо для того, чтобы ребенок ориентировался в потоке речи, которую он слышит. Мог различить слова отдельно от предложения, проанализировать их по отдельности и понять смысл фразы. Кроме того, умея определять короткий или длинный звук, ребенку легче освоить слоговую структуру слова и научится произносить слова из двух, трех, четырех и даже пяти слогов.
- «Слушай и рисуй». Попросите ребенка рисовать красками (карандашами, фломастерами, пальчиковыми красками) длинную линию если вы будите произносить звук протяжно, короткую линию – если вы произносите звук коротко. Когда звук будет звучать прерывисто, пусть ребенок рисует точки.
- «Короткие или длинные слова»
В этом упражнение ребенок учится определять короткие и длинные слова. Ребенок слушает слова из одного и четырёх слогов, которые произносит взрослый. На иллюстрацию к слову из одного слога он кладет короткую полоску, к словам из четырех слогов – длинную.
Как только ребенок понял принцип выполнения этого упражнения, можно усложнить задание для ребенка и учить различать предложения: короткое оно или длинное.
- Игры и упражнения на различение количества звучаний.
- Упражнение «Один – много». Учить ребенка различать один звук и много звуков.
- Упражнение «Послушай, повтори».
Учить ребенка различать на слух 1, 2 и много звуков. Затем учить различать 1,2,3,4 и много звуков.
- Игра «Прыгни, хлопни, стукни». Взрослый дает ребенку инструкцию: «Когда услышишь 1 звук, подпрыгни на месте 1 раз, 2 звука – хлопни 2 раза, 3 звука – постучи кулачками по столу 3 раза.
Это очень сложное, но очень интересное упражнение для детей. Ребенку необходимо на протяжении всего упражнения считать не только количество звучаний, но и соотносить их с заданной инструкцией.
- Различение ритмов.
С самого рождения в жизни ребенка окружают ритмы: дыхание, биение сердца, речь взрослых, колыбельные мамы и т.д. Поэтому очень важно развивать чувство ритма у детей.
- Упражнения «Играем вместе».
У ребенка и у взрослого одинаковые ударные инструменты (клавесы, ложки и т.д.).
Взрослый воспроизводит простой ритм, а ребенок повторяет за взрослым.
тата Та тата Та
Та тата Та тата
та тата та тата
- Соотнесение ритма с рисунком.
Предложите ребенку послушать ритм и соотнести его с рисунком.
- Локализация звука в пространстве.
- Игра «Жмурки».
- Игра «Найди игрушку».
Спрячьте звучащую игрушку в комнате. Предложите ребенку найти спрятанный предмет. Можно искать игрушку на время.
- Игра «В какой руке?»
Спрячьте в руке маленькую звучащую игрушку. Предложите ребёнку определить, в какой руке игрушка.
Это лишь небольшое количество игр и упражнений, которые вы можете использовать для развитие слухового восприятия ребенка.
Слуховое восприятие играет решающую роль в развитии речи ребенка. Хорошо развитая речь способствует успешной социализации ребенка в обществе. Помогает ему достигать поставленных целей.
Используемая литература:
- Казанская В.Л. Развитие слухового восприятия у дошкольников /В.Л. Казанская , А.А. Сидельникова. – М.:АРКТИ, 2018г.
- Сухова Ольга. Слушать интересно!: как и зачем учить ребенка слушать?/ Ольга Сухова – ростов н/Д: Феникс, 2023.
- Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап /Т.А. Ткаченко. – М.:Владос, 2018г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие слухового восприятия».
Грамотность родителей необходима для развития их собственного ребенка. Работа с родителями строится в нашем ДОУ по таким направлениям, как:- создание совместно с родителями условий для реализации личн...
Консультация для родителей. Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста.
В данной консультации помещены рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей раннего возраста....
консультация для родителей "Развитие слухового восприятия для успешного обучения ребенка в школе"
Консультация для родителей составлена по следующему плану:1. Общее представление о слуховом восприятии и фонематическом слухе.2. Причины несформированности фонематического слуха у дошкольников.3. Возр...
Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ
Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.Слуховое внимание - умение сосредотачиваться на звуке, определять е...
Консультация для родителей «Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет»
Развитие слухового восприятия у детей...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь ребенка»
для родителей младшей группы...