консультация для родителей "Развитие слухового восприятия для успешного обучения ребенка в школе"
консультация на тему

Верещагина Наталья Валентиновна

Консультация для родителей составлена по следующему плану:

1. Общее представление о слуховом восприятии и фонематическом слухе.

2. Причины несформированности фонематического слуха у дошкольников.
3. Возрастные особенности развития фонематического слуха у дошкольников.
4. Развитие слухового восприятия у ребенка для успешного обучения в школе.
5. Игры для развития слухового восприятия детей старше 2 лет

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ ЦРР – детский сад №23 Красносельского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей:

Развитие слухового восприятия у ребенка для успешного обучения в школе

Подготовила:

учитель-дефектолог, педагог -психолог Верещагина Наталья Валентиновна

Содержание.

  1. Общее представление о слуховом восприятии и фонематическом слухе.
  2. Причины несформированности фонематического слуха у дошкольников.
  3. Возрастные особенности развития фонематического слуха у дошкольников.
  4. Развитие слухового восприятия у ребенка для успешного обучения в школе.
  5. Игры для развития слухового восприятия детей старше 2 лет

        Мир вокруг нас воспринимает разными путями: звуки -  слухом, краски – зрением, ветер – кожей. За любое воздействие на человека со стороны окружающего мира отвечают определенные анализаторы, т.е. совокупность нервных клеток, объединенных в нервные пути, которые заканчиваются в определенных участках головного мозга. Именно в головном мозге, а именно в коре больших полушарий, возникают образы окружающего мира на основе ощущений разных модальностей – слуховой, зрительной, тактильной, вибрационной, двигательной и т.д. Известно, что большая часть информации поступает об окружающем мире идет от зрительного анализатора. Однако без слуховых ощущений мир вокруг нас будет гораздо беднее. Это связано с тем, что передача информации между людьми - голосовая (звуковая), где очень важно точное восприятие звуков родного языка для своевременного включения ребенка в мир социальных отношений.

        У человека имеется неречевой и речевой слух. Первый отвечает за восприятие музыки или различных шумов, а второй обеспечивает способность воспринимать фонемы и проводить их анализ. Речевой слух состоит из фонематического слуха – умения анализировать различные речевые звуки, и фонетического слуха – способности идентифицировать слово. В нашем языке фонемы – это гласные звуки, а также согласные, которые имеют очень важные характеристики: твердость и мягкость, звонкость и глухость. Замена гласных звуков (петь-пить), замена согласных по их глухости-звонкости или твердости-мягкости (тень-день, кон-конь) могут менять смысл слова целиком. 

Фонематический слух позволяет ребенку улавливать различные вариации звуков в словах, а затем на основании их анализа воспроизводить звуки так, чтобы получалось правильное слово, то есть контролировать свою речь тоже. Конечно, детям это удается не сразу, и первое время они не совсем правильно пользуются своим речевым аппаратом для воспроизведения звуков. Так что совершенно нормально, когда у ребенка поначалу возникают проблемы с правильным произношением слов.

Однако при нормальной работе фонематического слуха малыш самостоятельно обнаруживает эти ошибки и в конечном итоге полностью овладевает речевым аппаратом – начинает правильно ставить язык при произношении. Таким образом, к пятилетнему возрасту (максимум к пяти с половиной лет) не должно остаться совсем никаких ошибок в произношении. Поэтому обнаружить нарушения фонематического слуха у малыша несложно, главное, быть внимательным к речи своего ребенка.

Кажется, что нет ничего страшного в том, что ребенок путает какие-то звуки или неправильно выбирает фонемы, произнося слово. Но в действительности ошибочное произношение серьезно затрудняет восприятие речи для окружающих людей. Иногда родители настолько привыкают к произношению ребенка, что без труда могут «расшифровать», что он имел в виду, однако сверстникам, воспитателям или учителям сделать это бывает непросто.

Нарушение фонематического слуха – весьма распространенная проблема, возникающая в детском возрасте. Ее можно и нужно устранять, но делать это надо вовремя, желательно при первом же обнаружении. Первые признаки трудностей формирования фонематического слуха можно обнаружить уже к четырем годам. Предложите ребенку хлопнуть тогда, когда слышит определенный звук (например, гласный А) в потоке других гласных звуков. После нескольких повторов малыш с удовольствием будет безошибочно определять заданный звук. Однако если трудности распознавания гласного звука в потоке других гласных звуков сохраняются, то необходимо прицельно обследовать ребенка по поводу слухового восприятия, в частности, исключить снижение биологического слуха кондуктивного характера (например, серная пробка, осложнение после отита) или нейросенсорного характера (например, изменение частоты воспринимаемых ухом звуков). В любом случае родителю необходимо показать ребенка врачу отоларингологу.

         

Причины несформированности фонематического слуха у дошкольников

Причины несформированности фонематического слуха у дошкольников различны:

1) Ослабление организма из-за соматических патологий.

Любая более или менее серьезная болезнь может оказать неблагоприятное воздействие на развитие речевого слуха. Например, если у ребенка имеются проблемы с пищеварительной системой, он недополучает питательные вещества, становится вялым, замкнутым и необщительным. Кроме того, некоторые из заболеваний влияют непосредственно на функционирование нервной системы, замедляя психическое развитие (например, нарушения в работе щитовидной железы).

        2) Дефицит внимания (может сочетаться с признаками гиперактивности).

У некоторых детей имеются определенные особенности организации нервной системы, в силу которых может пострадать фонематический слух. Например, если ребенок очень подвижный, активный и неусидчивый, ему очень трудно концентрировать внимание на улавливании и произношении фонем. В таком случае возникает потребность уделить особое внимание развитию звукового восприятия, и речь ребенка нормализуется.

        3) Недостаточность слуховой функции

Если ребенок не в состоянии расслышать звук, он не может его запомнить и правильно воспроизвести. Поэтому в некоторых случаях причиной нарушения фонематического слуха становится тугоухость. Все осложняется тем, что выявить такую патологию у маленьких детей бывает не так-то просто. Ребенок может в общих чертах понимать, что ему рассказывают, и выполнять просьбы, но при этом не слышать четко все звуки. К отоларингологу следует обратиться, если у ребенка были или имеются симптомы отита: беспокойство, боль в ухе или височной области, гнойные выделения из наружного слухового отверстия.

4) Неблагоприятная речевая среда,

Если родители мало разговаривают с ребенком, не читают ему книжки или ограничивают его в общении с окружающими, малыш практически не слышит правильной речи, не может тренировать свой речевой слух и улавливать правильное произношение фонем в различных словах. Причиной патологий речевого восприятия может стать неправильное произношение слов самими родителями, в частности, длительное по времени «сюсюкание», повторение с умилением искаженных слов за ребенком без правильного образца произношения.

Возрастные особенности развития фонематического слуха у дошкольников

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально.

Наиболее чувствительным периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые много и правильно разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки, понятные по смыслу ребенку данного возраста, незаметно для себя развивают его фонематический слух.

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук (при условии, что родители с ними играют с такие игры типа «Какой звук спрятался?» и ребенок правильно произносит заданный звук).

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. 

Таким образом, фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

ВАЖНО



Развитие слухового восприятия у ребенка для успешного обучения в школе

Родители часто спрашивают: «Зачем нужно развивать фонематический слух у детей и как он влияет на успешность обучения в школе?».  Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. При восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается не правильно. Это приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук-щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и смысл высказывания.

При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма). Если в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера (из-за плохих оценок) и в результате появится негативное отношение к процессу обучения. 

ИГРЫ для развития слухового восприятия детей старше 2 лет

Как же развивать слуховое восприятие и когда начинать? Слуховое восприятие у ребенка развивается с рождения в процессе ежедневного речевого общения мамы и близких с ребенком. Также ребенка окружают неречевые звуки, которые мама ребеночку объясняет: «Это шумит ветер», «Это течет водичка», «Это лает собачка» и т.д.

С определенного возраста, в большинстве случаев авторы указывают возраст 2 – 3 года и старше, можно уже играть с ребенком в специально организованные игры для развития слухового восприятия.

Здесь можно выделить несколько направлений. Выделение направлений условно, во многие перечисленные и аналогичные игры можно и нужно играть в один день

1) Первое направление – узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2) Второе направление – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай свой голос». Запишите на диктофон голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

3) Третье направление – различение сходных по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4) Четвертое направление – различение слогов.
Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

5) Пятое направление – различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6) Шестое направление – освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы.о, .ук, ку.ак).

Итак, уделяя внимание развитию фонематического слуха, Вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "От чего зависит успешность обучения ребенка в школе"

Каждый родитель надеется, что его ребенок будет хорошо учиться в школе. Но чуда не произойдет, если заранее не предпринять определенных усилий. Что же требуется для успешного обучения? Специалисты счи...

Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе.

Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе.Речь - это сложная функция и развитие ее зависит от многих моментов.Большую роль в возникновении речевых нарушений играют биологич...

Консультация для родителей "Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе"

        С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые ...

Консультация для родителей «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе. Упражнения для развития слогового анализа и синтеза

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких...

Консультация для родителей:"Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе"

Логопедическая грамматикадля успешного обучения ребенка в школе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...

Семинар для родителей на тему «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе»

Один из главных показателей подготовленности ребенка к школе — уровень его умственного и речевого развития. Многие родители думают, что всё ребёнок узнает в школе, но современная жизнь пред...