Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Врублевская Татьяна Геннадьевна

Конспект на повторение и закрепление гласных букв А,О, У, Ы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе.

Тема: «Космическое путешествие»
(с использованием интерактивной доски)

Учитель-логопед Врублевская Т.Г.


Цель: Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У, Ы, И.

Коррекционно-образовательные:

Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.

Способствовать дальнейшему развитию интереса к занятиям, совершенствование навыка слушания, осознание языковых средств выразительности,повторение лексической темы «Космос».

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Оборудование:

  • Интерактивная доска;
  • Презентация «Космос» (может использоваться для изучения любых звуков и букв);
  • Игра «Билеты»;
  • Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, Ы;
  • Гласные буквы А, О, У, И, Ы;
  • Игра «Буквы играют в прятки»;
  • Гусеница со «сломанными» буквами;
  • Красные карандаши или маркеры  по количеству детей;
  • Картинки на гласные звуки в конверте;
  • Игра «Прочитай-ка» - составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;
  • Игра «Галактика»(собери слово из букв)

Ход:

1. Орг.момент 

Дети входят в игровую зону. 

 

Игра «Билетики»

Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся на ракете в страну «АБВГДЕЙ – ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук  «спрятался» в начале слова.  

Дети, получают билеты, отвечают.

Повторение пройденного.

-  Назовите, все звуки, которые  вы сейчас произносили?

- Логопед: Как называются эти звуки?

- Логопед: Почему они гласные?

2. «Вспоминай-ка!»

После каждого упражнения делается обобщение.  Например, в какую игру поиграли? ("Вспоминай-ка") Мы определяли место звука в слове.

- Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды).

- Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?  

Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом

 

Игра «Читалочка» -  по  сигналам гласных звуков.

 Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих – выставляют на доске.

- А теперь выберите сигнал - символ звука, подходящий к вашей картинке - соотнесение с сигналом – символом гласных звуков. Взаимопроверка.

 

3. Сообщение темы занятия

- Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.

В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Ребята, скажите  как обозначаем звук на письме – буквой.

- Что такое буква-  это то, что мы видим и пишем.  

Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме.

4. Игра  «Иностранные буквы».

«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»

http://logopeddoma.ru/_pu/1/s06289894.jpgC:\Users\1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image002.jpg

 - К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы,  с которыми мы познакомились.

- Вот они!

- Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!

- Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.

Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)

(когда игра закончена, обнаруживают   конверт с картинками)


 
5. Игра  «Заколдованные картинки»

-  Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками - отгадками и соотносят с буквой.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку, милый мой  дружок!

- Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

 

6. Игра «Подарочки»

Для этого нужно определить  какой гласный звук в слове  находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.

- Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.

- Гласные буквы (А,О,У,Ы,И)  выставлены на доске.

- Почему картинок меньше чем букв?

( В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)

 

7. Физкультминутка «Веселый кубик».  (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А - начало букваря...").

Мы старались звуки определить по порядку.

Я вас приглашаю на веселую зарядку.

- У нас есть кубик - помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.

- Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.

- Кто будет кидать первым?

- Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.

- Раз, два, три - дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.

- Повторяют на что похожа буква. Стихотворение - шутка.

- Придумывают слова с  заданной  буквой, (например Автомобиль  - и выполняют соответствующее упражнение).  Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это   … , выполняют упражнение,

ИВОЛГА - птица

- Выполняют упражнение - «тело-буква».

 

8. Игра« Прочитай-ка»

С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.

  • Мальчик плачет: А-а-а!
  • Винни пух и осы : О-о-о!
  • Воет волк: У-у-у!
  • Яблоко и груша.
  • Морковь____, а огурец_____.
  • Заблудились в лесу! Ау!
  • Как зовут ослика:  Иа!
  • Малыш плачет: Уа!
  • У кошки котенок.
  • У девочки кукла, а у мальчика машина.
  • У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.

 

http://logopeddoma.ru/_pu/1/s11082305.jpg__,   а http://logopeddoma.ru/_pu/1/s24263425.jpg___.      Конфеты сладкие, а лимон кислый.

http://logopeddoma.ru/_pu/1/s67293749.jpg__ ___у-у-у!

http://logopeddoma.ru/_pu/1/s41962181.jpg _______ _________ Уа,уа!

 

 У  http://logopeddoma.ru/_pu/1/s16006697.jpg    http://logopeddoma.ru/_pu/1/s58846093.jpg и http://logopeddoma.ru/_pu/1/s85126826.jpg,

а  у http://logopeddoma.ru/_pu/1/s19495712.jpg   http://logopeddoma.ru/_pu/1/s67321316.jpg  и  http://logopeddoma.ru/_pu/1/s92549631.jpg.

 

У    http://logopeddoma.ru/_pu/1/s47052062.jpg    http://logopeddoma.ru/_pu/1/s14098717.jpg..

  

   http://logopeddoma.ru/_pu/1/s95626374.jpg_____  О    http://logopeddoma.ru/_pu/1/s80541419.jpg.   

(Зайчик мечтает, или думает  о капусте)

9. Итог занятия.  Рефлексия

Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками - прищепками.

Дерево - дети украшают дерево листочками.

Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями   - украсьте дерево  листочком желтого цвета.

Если  вы  испытывали затруднения - оранжевого.

Если было очень трудно -  красного. (Дети у которых  красные и оранжевые листочки  - закрепляют  материал на индивидуальном занятии).

- Какое дерево получилось?

- Осеннее, разноцветное. 

Многие поэты любили это время  года и воспевали его в  своих стихах.

-  О нашем дереве  можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина

«В багрец и золото одетые леса», – что значит  багрец - багровый, красивый, темно-красный, золото – желто - оранжевое.

- Наше путешествие в   страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Книжное Царство – Мудрое Государство»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, рекомендуемое проводить как итоговое занятие в конце учебного года....

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в зимний лес"

Данный конспект предназначен для детей подготовительной к школе группы....