ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей. Кроме того, используя эти методы и приемы, занятия становятся более интереснее и разнообразнее. Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_korrektsionno-rechevom_prostranstve_dou.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение № 89 «Ладушка» г. Новосибирск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
Всем известно, что от состояния детского здоровья во многом зависит будущее нашего общества. В последнее время тенденция ухудшения здоровья детского населения волнует многих. Назовём некоторые факторы, агрессивно влияющие на здоровье дошкольника: экологические катастрофы, гиподинамия, некачественная пища и вода, неблагоприятные бытовые факторы, умственные перегрузки, нерациональное использование компьютеров, планшетов, телефонов, очень высокий объем познавательной информации. Всё это отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Поэтому, в связи с устойчивой тенденцией ухудшения физического состояния детей, проблемы оптимизации здоровья стали особенно актуальными, возникла необходимость поиска новых методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Используя индивидуальную диагностику Нищевой Н.В. для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4-7 лет, исследуя моторную сферу можно сказать, что у большинства обследуемых нарушение общей моторики: движения неточные, темп медленный переключаемость низкая, объём движений неполный, отмечается хаотичность движений, моторная неуклюжесть. Также отмечается низкая сформированность либо несформированность мимической мускулатуры: тонус лицевых мышц, мимика неживая, невыразительная, лицо «маскообразное», не удержание позы, низкая переключаемость движений. Отмечается несформированность ручной моторики: объём движений неполный, темп медленный, переключаемость от одного движения к другому низкая, наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре. И самое важное для учителя-логопеда – это несформированность артикуляционной моторики: артикуляция смазанная, движения неточные, объем движений неполный, часто из-за парезов ребенок не может удержать артикуляционную позу, подвижность языка ограничена, амплитуда движений снижена, тонус мышц языка. Отмечается тремор языка, девиация, синкинезии, повышенная гиперсаливация.
В связи с этим отмечаются особенности физического развития детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи):
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости, переключаемости движений;
- нарушение темпо-ритмической организации движений.
Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Изучив опыт коллег, дополнительную литературу я решила использовать здоровьесберегающие технологии в своей работе. Систематизировать работу в соответствии с возрастными особенностями и тяжестью нарушения речи дошкольников.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией. На современном этапе здоровьесберегающая технология определяется, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, в своей работе я использую элементы здоровьесберегающих технологий таких как:
- Нейроигры с использованием музыкальных инструментов
- Нейроигры с использованием нетрадиционного спортивного оборудования
- Нейроигры с использованием фитнес-ленты
- Су-джок терапия.
Цель: оптимизировать процесс коррекции речи детей с использованием элементов здоровьсберегающих технологий.
Задачи:
- Формировать коммуникативные навыки
- Развивать координацию движений, быстроту реакций и темпо-ритмическую организацию
- Развивать крупную и мелкую моторику рук
- Развивать фонематический и ритмический слух
- Повысить уровень знаний педагогов ДОУ об использовании здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей, внедрить их в этапы НОД и в различные режимные моменты
Весь комплекс нейроигр, включал в себя музыкальное сопровождение, что позволяло сочетать речь с движениями, в результате которых, мы достигали решения нескольких задач.
Все необходимое спортивное оборудование и музыкальны инструменты, имеется в нашем ДОУ. Воспитатели могут заниматься с детьми не только в спортивном и музыкальных залах, но и в групповой комнате, включать такие игры в режимные моменты НОД.
Таким образом, можно признать, что элементы здоровьесберегающих технологий с приемами музыкального воздействия для коррекции речевых расстройств и активизации речевого развития на логопедических занятиях, дают возможность не только воспитывать эстетические чувства и приобщать ребенка к культуре и искусству, но и развивать у дошкольников музыкальный слух, голос, чувство ритма, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь, умение интонировать голосом, выразительность речи, что является специфичным и важным в вопросах коррекции для детей с нарушениями речевого развития.
На данном этапе трудно говорить о полностью сложившемся опыте работы в рамках заявленной темы. Идет процесс отбора, систематизации приемов и средств музыкального образования, мониторинг эффективности их применения на логопедических занятиях. Но наличие положительной динамики в речевом развитии учащихся позволяет предполагать, что следующим шагом будет разработка системы занятий с применением средств логоритмики и музыкотерапии, а в дальнейшем и создание авторской программы.
Учитель-логопед
Гофман Елена Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию
Статья была опубликована в сборнике методических материалов "Формирование и развитие здоровьесберегающей среды в ДОУ" ХАКИРОиПК г. Абакан, Республика Хакасия...
Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы детского сада "На морском берегу" с использованием элементов здоровьесберегающей технологии - психогимнастика по С.Б. Шармановой.
Психогимнастика - это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы психики ребёнка. Между физическим и психическим состоянием челове...
"Использование элементов здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»
В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоро...
"Яркие краски зимы". Конспект фронтального логопедического занятия с использованием элементов здоровьесберегающих технологий
Подробный конспект открытого фронтального занятия, подготовленный для участия в конкурсе "Воспитатель года - 2011" (г. Орёл)....
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию
Методические рекомендации педагогам по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях....
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)
Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...