ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Гофман Елена Александровна

 Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей. Кроме того, используя эти методы и приемы, занятия становятся более интереснее и разнообразнее. Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение № 89 «Ладушка» г. Новосибирск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

Всем известно, что от состояния детского здоровья во многом зависит   будущее нашего общества. В последнее время тенденция ухудшения здоровья детского населения волнует многих. Назовём некоторые факторы, агрессивно влияющие на здоровье дошкольника: экологические катастрофы, гиподинамия, некачественная пища и вода, неблагоприятные бытовые факторы, умственные перегрузки, нерациональное использование компьютеров, планшетов, телефонов, очень высокий объем познавательной информации. Всё это отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Поэтому, в связи с устойчивой тенденцией ухудшения физического состояния детей, проблемы оптимизации здоровья стали особенно актуальными, возникла необходимость поиска новых методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

 Используя индивидуальную диагностику Нищевой Н.В. для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4-7 лет, исследуя моторную сферу можно сказать, что у большинства обследуемых нарушение общей моторики: движения неточные, темп медленный переключаемость низкая, объём движений неполный, отмечается хаотичность движений, моторная неуклюжесть. Также отмечается низкая сформированность либо несформированность мимической мускулатуры: тонус лицевых мышц, мимика неживая, невыразительная, лицо «маскообразное», не удержание позы, низкая переключаемость движений. Отмечается несформированность ручной моторики: объём движений неполный, темп медленный, переключаемость от одного движения к другому низкая, наличие синкинезий  в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре. И самое важное для учителя-логопеда – это несформированность артикуляционной моторики: артикуляция смазанная, движения неточные, объем движений неполный, часто из-за парезов ребенок не может удержать артикуляционную позу, подвижность языка ограничена, амплитуда движений снижена, тонус мышц языка. Отмечается тремор языка, девиация, синкинезии, повышенная гиперсаливация.

В связи с этим отмечаются особенности физического развития детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи):

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости, переключаемости движений;
  • нарушение темпо-ритмической организации движений.

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

     Изучив опыт коллег, дополнительную литературу я решила использовать здоровьесберегающие технологии в своей работе. Систематизировать работу в соответствии с возрастными особенностями и тяжестью нарушения речи дошкольников.

     Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой  личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией. На современном этапе здоровьесберегающая технология определяется, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, в своей работе я использую элементы здоровьесберегающих технологий таких как:

  1. Нейроигры с использованием музыкальных инструментов
  2. Нейроигры с использованием нетрадиционного  спортивного оборудования
  3. Нейроигры с использованием фитнес-ленты
  4. Су-джок терапия.

Цель: оптимизировать процесс коррекции речи детей с использованием элементов здоровьсберегающих технологий.

Задачи:

  1. Формировать коммуникативные навыки
  2. Развивать координацию движений, быстроту реакций и темпо-ритмическую организацию
  3. Развивать крупную и мелкую моторику рук
  4. Развивать фонематический и ритмический слух
  5. Повысить уровень знаний педагогов ДОУ об использовании здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей, внедрить их в этапы НОД и в различные режимные моменты

Весь комплекс  нейроигр, включал в себя музыкальное сопровождение,  что позволяло сочетать речь с движениями, в результате которых, мы достигали решения нескольких задач.

  Все необходимое спортивное  оборудование и музыкальны инструменты, имеется в нашем ДОУ. Воспитатели могут заниматься с детьми не только в спортивном и музыкальных залах, но и в групповой комнате, включать такие игры в режимные моменты НОД.

Таким образом, можно признать, что элементы здоровьесберегающих технологий с приемами музыкального воздействия для коррекции речевых расстройств и активизации речевого развития на логопедических занятиях, дают возможность не только воспитывать эстетические чувства и приобщать ребенка к культуре и искусству, но и развивать у дошкольников музыкальный слух, голос, чувство ритма, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь, умение интонировать голосом, выразительность речи, что является специфичным и важным в вопросах коррекции для детей с нарушениями речевого развития.

На данном этапе трудно говорить о полностью сложившемся опыте работы в рамках заявленной темы. Идет процесс отбора, систематизации приемов и средств музыкального образования, мониторинг эффективности их применения на логопедических занятиях. Но наличие положительной динамики в речевом развитии учащихся позволяет предполагать, что следующим шагом будет разработка системы занятий с применением средств логоритмики и музыкотерапии, а в дальнейшем и создание авторской программы.

 

 Учитель-логопед

Гофман Елена Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию

Статья была опубликована в сборнике методических материалов "Формирование и развитие здоровьесберегающей среды в ДОУ" ХАКИРОиПК г. Абакан, Республика Хакасия...

Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы детского сада "На морском берегу" с использованием элементов здоровьесберегающей технологии - психогимнастика по С.Б. Шармановой.

Психогимнастика - это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы психики ребёнка. Между  физическим и психическим состоянием челове...

"Использование элементов здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»

В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоро...

"Яркие краски зимы". Конспект фронтального логопедического занятия с использованием элементов здоровьесберегающих технологий

Подробный конспект открытого фронтального занятия, подготовленный для участия в конкурсе "Воспитатель года - 2011" (г. Орёл)....

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию

Методические рекомендации  педагогам по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)

Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...