Моторная и сенсорная алалия.
статья по логопедии
Принципы работы при моторной и сенсорной алалии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motornaya_i_sensornaya_alaliya.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
Причины:
- воспалительные поражения головного мозга,
- травматические поражения головного мозга,
- кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов,
- обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития,
- последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы.
Происходит:
запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.
Может быть:
- врожденное недоразвитие,
- ранопреобретенное недоразвитие (в доречевом периоде).
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. Моторная алалия -- нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи
Симптомы речевые:
- фонетические нарушения (звукопроизношение)
- недоразвитие фонематического слуха
- аграмматизмы в речи
- нарушения структуры слова и фразы
- резко обеднен словарный запас
- нет связной речи
- не сформирована мотивация общения
- понимание речи сохранно
Симптомы неречевые:
- общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики
- нарушения координации движений
- недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)
- патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)
- вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)
- нарушение орального и динамического праксиса
- несформированность игровых навыков
- импульсивность, хаотичность деятельности
- нестойкость интересов
Различают три уровня недоразвития речи:
1 уровень: отсутствие общеупотребительной речи
2 уровень: зачатки общеупотребительной речи
3 уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.
Образцы речи:
1 уровень:
аморфные слова-корни («тя бах» - чашка упалла, «Дека мо» -- девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикой
ребенок пользуется только ситуативной речью
2 уровень:
простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» - Снег. Ребята. Собака бежит с горки)
3 уровень:
речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» - у бабушки корова и гуси и маленькие поросята)
уровень:
Методика логопедического воздействия при алалии.
Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.
В коррекционной работе выделяют 5 этапов.
1 этап - однословное предложение (с неговорящими детьми)
Цель:
- вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений;
- расширять объем понимания речи.
Занятия проводятся индивидуально, в игровой форме:
- избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания;
- дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала
Понимание речи:
- запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье);
- понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием;
- оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»);
- понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»;
- понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на стол»).
Нельзя повторять за ребенком аморфные слова-корни, допустимо лишь использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не КУКА
Развитие самостоятельной речи:
- создается ситуация, вызывающая потребность в речи (красивая кукла у логопеда: «Дай») – активизация речевого подражания
- называние близких людей («мама, папа»)
- выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще)
- выражение состояния междометьями (ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию)
- звукоподражание животным (собака – ав-ав, корова – муу)
- подзывы животных (кис-кис, цып-цып), управление животными (Ноо!, Тпру! Брысь!)
- введение звукоподражаний в стихи: ГУСИ, ГУСИ – ГА-ГА-ГА и т.д.
- подражание музыкальным игрушкам: дудочка – ду-ду-ду, балалайка – ля-ля-ля, барабан – бум-бум-бум
- подражание транспортным шумам: машина – би-би, самолет – у-у-у, поезд – ту-у-у
- введение звукоподражаний в стихи: Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У-У-У
- при игре в лото использование слов ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ
- формирование фраз ДАЙ ПИТЬ ХОЧУ ПИТЬ. ДАЙ ЕЩЕ ХОЧУ ГУЛЯТЬ. МАМА, НА ИДЕМ ГУЛЯТЬ. МАМА ИДЕМ ИДЕМ ДОМОЙ и т.д.
2 этап -- первые формы слов (у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей).
Понимание речи:
- различение количества предметов (много –мало--один)
- различение величины предметов (большой --маленький)
- различение вкуса (сладкий – соленый)
- пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)
- различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА
- различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом)
- различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе)
Развитие самостоятельной речи:
- звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение;
- называние знакомых предметов;
- наращивание слогов к концу слова: МУ - … РУ -- … ПО -- , ЛАП- + КА.
Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с возможностью объединять слова в предложения: как только появляется фраза из 2 аморфных корней, возникает возможность воспроизводить по подражанию слово из двух слогов.
- Двусловное предложение со словами «ЭТО, ВОТ, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ + существ.»: ВОТ ЗАЙКА ТАМ ПАЛКА ТУТ КОТ ЭТО МАШИНА.
- Употребление повелительного наклонения глагола: команды куклам – ИДИ, СИДИ, БЕГИ, ЛОВИ, СТИРАЙ.
- Употребление фразы «обращение+ повелительный глагол»: КАТЯ, ИДИ! СИДИ, МИША.
- Употребление фразы «обращение + повелительный глагол+ Вин. Падеж существ.»: КАТЯ, ДАЙ МЯЧ (= И.п.), ВОВА, НАДЕНЬ ШУБУ (не совпадает с И.п.).
- Употребление фразы «глагол в неопред. Форме + ХОЧУ, НЕ ХОЧУ, НАДО, НЕ НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ»: ХОЧУ СПАТЬ, НЕ НАДО ПИСАТЬ, МОЖНО КУШАТЬ, ИДИ.
- Упражнение: «Кто что будет делать?». Куклы в различных костюмах (фартук, пижама … Кто должен идти спать? Кукла Катя, иди спать.
Ребенок должен усвоить: место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру 2-сложных слов.
3 этап - двусоставное предложение. Для детей, у которых объем предложения составляет 2-3 слова.
Понимание речи:
- различение слов, близких по звучанию: МИЛА – МЫЛО, ОСЕЛ – КОЗЕЛ;
- различение слов, имеющих сходство в предметной ситуации: НЕСЕТ—ВЕЗЕТ, РИСУЕТ – ПИШЕТ, ШЬЕТ – ВЯЖЕТ, МОЕТ – УМЫВАЕТСЯ – СТИРАЕТ;
- различение слов с противоположным значением: НАДЕТЬ – СНЯТЬ, ВСТАТЬ – СЕСТЬ;
- различение приставок в страдательных причастиях: ОТКРЫТО - ЗАКРЫТО, РАССТЕГНУТО – ЗАСТЕГНУТО;
- понимание и различение возвратных глаголов: КУПАЕТ – КУПАЕТСЯ, КАТАЕТ – КАТАЕТСЯ;
- различение множественного и единственного числа глаголов СПЯТ – СПИТ, ЛЕТЯТ – ЛЕТИТ;
- различение рода глаголов прошедшего времени: ЖЕНЯ УПАЛ – ЖЕНЯ УПАЛА;
- различение объекта и субъекта действия: ВОВА, ЛОВИ НИНУ. Кто убегает?
- понимание взаимоотношений действующих лиц: ЗАЯЦ УБЕГАЕТ ОТ ВОЛКА. – ВОЛК УБЕГАЕТ ОТ ЗАЙЦА. Где ошибка?
- пространственные отношения предметов: предлоги НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ, ЗА и их различение: В-НА, ПОД-ИЗ, ИЗ-ОТ, ОКОЛО-ЗА;
- обобщение предметов по их назначению: ЧТО НАДО, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ?
- различение ед. и мн. числа сущ. Предл. падежа: КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ – КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ, СИДЯТ НА СТУЛЕ – СИДЯТ НА СТУЛЬЯХ;
- понимание прилагательных, противоположных по значению: УЗКИЙ -- ШИРОКИЙ, ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ, НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ;
- различение пространственных наречий: ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ВПЕРЕД, НАЗАД.
Самостоятельная речь:
- составление предложения «существ. + глагол + прямое дополнение»: ДЕВОЧКА ПЬЕТ СОК, МАМА ВАРИТ СУП;
- составление предложения «существ. + глагол + дополнение, не совпад. в Вин пад. с Им.» : МАМА ЧИТАЕТ КНИГУ;
- ответ на вопрос «Что делает?» (подбор названий действий к названию предмета) МАМА ЧИТАЕТ, СЛУШАЕТ, ГОВОРИТ …;
- подбор названий предметов к названиям действий: ИДЕТ … МАМА, ПАПА, ДЕВОЧКА, ТЕТЯ, БРАТ … СИДИТ… КОШКА, ПТИЧКА …;
- употребление возвратной формы глаголов: МОЕТСЯ, ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ, УЛЫБАЕТСЯ;
- заучивание двустиший и четверостиший с договариванием слов: ДОЖДИК, ДОЖДИК, КАП-КАП-КАП, МОКРЫЕ ДОРОЖКИ. НАМ НЕЛЬЗЯ ИДТИ ГУЛЯТЬ …;
- формирование слоговой структуры слова: отхлопывание слогов в словах а) из двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА; б) из трех открытых слогов: МАШИНА;
- формирование звукопроизношения – развитие слухового восприятия: выделение слов из потока: ШАПКА, КОТ, НОС, ЗУБ, КОТ, РОТ, КОТ …;
- различение близких по звучанию слов: УДОЧКА—УТОЧКА, расширение объема слуховой памяти (2-3 ступенчатые инструкции, 3-4 картинки).
4 этап - предложения из нескольких слов
Цель:
- научить строить предложения из 3-5 слов,
- научить простейшему словоизменению существительных и глаголов,
- формировать навыки связной речи.
Понимание речи:
- понимание падежных окончаний существительных,
- понимание прилагательных и наречий.
Самостоятельная речь:
- закрепление конструкций предыдущего этапа;
- составление предложения «существ. + глагол. + 2 сущ в Вин и Дат падежах»: КАТЯ ЧИТАЕТ КНИГУ ОЛЕ; МАМА ДАЕТ КОНФЕТУ ДОЧКЕ;
- составление предложения «существ. + глагол + 2 сущест в Вин и Тв падежах): МАМА РЕЖЕТ ХЛЕБ НОЖОМ; ПАПА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ;
- составление предложения по конструкции «сущ + глагол + наречие» ТАНЯ ПОЕТ ГРОМКО;
- составление конструкции с предлогом У: У КОРОВЫ РОГА; У ДЕВОЧКИ КНИГА;
- составление конструкции с предлогом В: ПОСТАВЬ ИГРУШКИ В ШКАФ, ИГРУШКИ СТОЯТ В ШКАФУ Игра «Что в кармане?»;
- составление конструкции с предлогом НА: ЦВЕТОК СТОИТ НА СТОЛЕ ; МИША КАТАЕТСЯ НА САНКАХ;
- составление конструкции с предлогом С: ВОВА ГУЛЯЕТ С СОБАКОЙ;
- составление конструкции с предлогом К: СОБАКА ПОБЕЖАЛА К ВОВЕ;
- составление конструкций с предлогом ПОД: ПОД СТОЛ – ПОД СТОЛОМ;
- составление предложения «сущ + глагол + инфинитив +1-2 существит в косвенных падежах» ВОВА ХОЧЕТ ИГРАТЬ В МЯЧ С ТАНЕЙ;
- образование множественного числа существительных: СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЛИСТ – ЛИСТЬЯ;
- образование уменьшительной формы существительных: ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК;
- образование отрицательной формы глагола: ПОЙДУ ГУЛЯТЬ – НЕ ПОЙДУ ГУЛЯТЬ («непослушные дети»);
- сопоставление глагольных форм: ЛЕЖИ – ЛЕЖИТ – ЛЕЖУ, МОЙ –МОЕТ-МОЮ;
- образование инфинитива МАЛЬЧИК КОПАЕТ ПЕСОК И МЫ БУДЕМ КОПАТЬ;
- слоговая структура слова: проговаривание стечений – МНА, МНО, МНЕ …;
- постановка звуков;
- заучивание стихов (двустиший и четверостиший);
- заучивание рассказов: ПЕТУШОК ПОЕТ. КУРИЦУ С ЦЫПЛЯТАМИ ЗОВЕТ. ПЕТУШОК ЗЕРНЫШКИ НАШЕЛ. САМ НЕ СЪЕЛ, ЦЫПЛЯТАМ ОТДАЛ. Или ВОТ НАША КУХНЯ. НА ПЛИТЕ ЧАЙНИК – ВСЕЙ ПОСУДЫ НАЧАЛЬНИК. В НЕМ ВОДА КИПИТ. БУДЕМ ЧАЙ ПИТЬ.
5 этап - расширение объема предложения, сложное предложение.
Цель:
- научить детей строить сложные предложения;
- продолжить работу над словоизменением;
- научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными (для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма).
Самостоятельная речь:
- образование словосочетаний «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»: МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРОВ;
- согласование местоимений с существит: МОЙ МЯЧ – МОЯ КУКЛА – МОЕ ВЕДРО;
- согласование прилагательных с существительными: ГОЛУБАЯ РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ РУЧЕЙ;
- различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ – ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ;
- составление конструкции с союзом А: СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ;
- составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ;
- составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В ШКОЛЕ ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ;
- составление предложений с однородными определениями: МОРКОВЬ ВЫРОСЛА БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ;
- составление предложений с однородными дополнениями: МАША НАРИСОВАЛА ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ;
- составление предложений с однородными обстоятельствами СНЕГ ЛЕЖИТ НА КРЫШАХ, НА ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ;
- согласование местоимений с предлогом У: У МЕНЯ, У НЕГО, У НИХ;
- составление предложений с союзом А: САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ КНИГУ;
- составление предложений со словами СНАЧАЛА, ПОТОМ: СНАЧАЛА НАДО НАДЕТЬ ПАЛЬТО, А ПОТОМ ВАРЕЖКИ;
- составление предложений с союзом ИЛИ: САША ХОЧЕТ РИСОВАТЬ ИЛИ ЛЕПИТЬ;
- составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО: ВОВА ЗАБОЛЕЛ, ПОТОМУ ЧТО ПРОМОЧИЛ НОГИ;
- составление предложений с союзом ЧТОБЫ: Я ВЗЯЛ МЯЧ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ игра «Что сказали по телефону»;
- образование притяжательных местоимений: ЗАЯЧИЙ ХВОСТ, БАБУШКИНЫ ОЧКИ;
- образование относительных прилагательных: ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ;
- образование прилагательных от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЫЙ;
- образование степеней сравнения прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ;
- образование однокоренных слов: ЧАЙ – ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ – ЧАЕПИТИЕ;
- образование существительных от существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ – ПЕРЕЧНИЦА;
- подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ, КОСА, КЛЮЧ;
- подбор антонимов – существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ, ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ, ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ;
- различение слов с оттенками значений -- ИДЕТ – МАРШИРУЕТ;
- различение близких по значению слов: РВЕТ – ЛОМАЕТ;
- замены глагольных форм в пересказе: 1 лицо ед. и мн. число на 3 лицо;
- образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ;
- образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО– ВКУСНЕЕ.
Сенсорная алалия - нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария
Проявления:
- ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранен;
- при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость (одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза;
- не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия;
- гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители.
Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:
- большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении
- ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего
- улучшение понимания при многократном медленном повторении
- трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)
- улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)
- улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего
- улучшение понимания при общении с матерью
Речь при сенсорной алалии:
- из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи;
- двигательное беспокойство, трудности поведения;
- дети мало пользуются жестами и мимикой;
- реагируют на интонацию, не понимания смысла;
- игру сопровождают модулированным лепетом;
- логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов;
- эхолалия -- повторение обращенной речи;
При появлении первых слов:
- о шибки в ударении;
- замены;
- искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз другая ошибка);
- высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме.
В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.
Методика логопедического воздействия при сенсорной алалии.
Основные направления коррекции:
- сознательный анализ состава речи;
- развитие фонематического восприятия;
- понимание речевых структур.
Основной принцип коррекционной работы:
последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга
Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи):
- определяют часы и дни отдыха;
- ограничивают излишнее общение;
- исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор;
- щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам;
- привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку);
- пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам;
- различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша);
- развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.);
- развитие зрительной и двигательной подражаемости: «ладушки», «сорока»;
- развитие потребности общения, мотивации общения;
- различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука).
Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация.
- введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением;
- нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям);
- выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова;
- различение слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА;
- различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение;
- различение характера звука, источника звучания, его локализации;
- предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО;
- понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер;
- развитие фонематического слуха;
- формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач);
- формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов (посуда, мебель; мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать; летит – летят);
- конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…);
- раннее обучение грамоте.
Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от
- состояния слуховой чувствительности;
- времени и характера проводимого лечения;
- коррекционно-воспитательного воздействия;
- возраста и интеллекта ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по логопедии по теме:Неречевая симптоматика детей с сенсорной алалией
У детей с сенсорной алалией выявляются: неврологическая симптоматика, нарушения двигательной сферы, нарушения высших психических функций, трудности поведения....
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия. Данная форма меньше описана в специальной литературе, т.к. ее трудно диагностировать и она встречается не так часто, как моторна...
Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии.
Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии. Таблица....
Взаимодействие с родителями. «Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»
МАСТЕР - КЛАССВзаимодействие с родителями.«Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»3 мая 2016 года учитель-логопед старшей группы Матвиенко Е.Н. б...
"Моторная и сенсорная алалия"
quot;Моторная и сенсорная алалия"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ И СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЯМИ
Алали́я (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и λαλιά — речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; тяжелые степени алалии выражаются у де...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для ребенка с ЗПР и моторно-сенсорной алалией (средняя группа)
Это конспект занятия для ребенка, который с трудом усваивает слова. Значения слов нечеткие. Выраженно страдает использование в речи глаголов, прилагательных, предлогов. Ребенок испытывает серьезные тр...