Коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей с ТНР ОНР
статья по логопедии

Нисина Екатерина Сергеевна

Коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей отражена у многих классических логопедов. В данной статье представлена суть работы каждого из авторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нисина Е.С.

Коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей с ТНР ОНР

Нарушение слоговой структуры слов у дошкольников характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава, а именно нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков.

В методике коррекции нарушений слоговой структуры слова Ткаченко Т.А. весь период обучения разделяет на четыре этапа: [5]

1. Подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы).

2. Этап формирования слоговой структуры слова (состоит из 3х ступеней).

3. Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками).

4. Заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе Агранович З.Е. выделяет два этапа:

1. Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале с целью подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка).

2. Собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале с целью непосредственной коррекции дефектов слоговой структуры слов). [1]

На подготовительном этапе ребёнку предлагаются задания сначала на невербальном материале:

1.  Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счёт: кулак - ребро, кулак - ребро - ладонь.

5. Упражнения на выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т.д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...

На вербальном материале ребёнку предлагаются игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звукослогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков; уровень слогов, уровень слов). Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Большакова С.Е. в коррекционной работе также выделяет работу над гласными звуками, работу над слогами, работу над слогами со стечением согласных звуков и работу над словами. А также предлагает 14 типов слов, над которыми последовательно проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры с использованием стимульного материала. [2]

С учётом классификации продуктивных классов А.К. Марковой были разработаны следующие этапы формирования слоговой структуры у детей: [4]

  1. Звукоподражания.
  2. Двусложные слова из открытых слогов.
  3. Трехсложные слова из открытых слогов.
  4. Односложные слова, представляющие собой закрытый слог.
  5. Двусложные слова из одного открытого и одного закрытого слога.
  6. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова.
  7. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова.
  8. Трехсложные слова с закрытым слогом.
  9. Трехсложные слова со стечением согласных.
  10. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
  11. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
  12. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова.
  13. Двусложные слова с двумя стечениями согласных.
  14. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
  15. Четырехсложные слова из открытых слогов.
  16. Пятисложные слова из открытых слогов.
  17. Четырехсложные слова с закрытым слогом и (или) со стечением согласных.
  18. Пятисложные слова с закрытым слогом и (или) со стечением согласных

Выполняя задания, нужно уточнять значения слов, так как ребёнок чаще всего искажает малознакомые слова. Ценина Н.Б. предлагает при отработке слов определённого типа использовать следующие приемы: [6]

        - проговаривание слова по слогам;

        - отхлопывание или отстукивание количества слогов;

        - использование наглядной основы (выкладывание полосок или кружков по количеству слогов; соотнесение их с количеством окошек в домике или вагончиков в поезде и т.д.);

        - задания на изменение формы слова, например, «Назови ласково», «Один – много» (их можно проводить с мячом).

В процессе занятий сначала отрабатываются слова с определённой слоговой структурой, а затем они включаются в предложения. Из лексического материала упражнений следует исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящими в состав слова.

Крупенчук О.И предлагает проговаривание слов доступного слогового класса проводится с постоянным «заступанием» в зону ближайшего развития. Собрав по 2-3 слова из всех классов, предлагаем их ребёнку для отражённого повторения. Выясняем уровень его возможностей, а потом начинаем тренировку: проговариваем слова из доступного слогового класса, а когда проговаривание их станет достаточно уверенным, добавляем слова чуть посложнее, «заступая» каждый раз в зону ближайшего развития. [3]

Таким образом, логопедическая работа по формированию у дошкольников звукослоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоением звукового анализа и имеет большое значение для успешного овладения грамотой и дальнейшего обучения в школе.

Литература:

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, - СПб: «Детство-Пресс», 2001.

2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: Сфера, 2007.

3. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Литера, 2014.

4. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М.: Гном и Д, 2001.

6. Ценина Н.Б. Раз, два, три — слоги повтори. Учебно-игровой материал. – М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....

Методические рекомендации по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР

Коррекция слоговой структуры слов- одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками имеющими общее недоразвитие речи. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения г...

Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.

Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлени...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в Слоголандию».

Тема: «Путешествие в Слоголандию».Дата проведения занятия: 28.02.2018 год.Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня (2 год обучения).Оборудование: - для детей: стулья, сто...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

Коррекция нарушений слоговой структуры слов (для детей 5-6 лет)

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявления...