Коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей с ТНР ОНР
статья по логопедии
Коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей отражена у многих классических логопедов. В данной статье представлена суть работы каждого из авторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nisina_e.s._korrektsiya_narusheniy_slogovoy_struktury_slov_u_detey_s_tnr_onr.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Нисина Е.С.
Коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей с ТНР ОНР
Нарушение слоговой структуры слов у дошкольников характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава, а именно нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков.
В методике коррекции нарушений слоговой структуры слова Ткаченко Т.А. весь период обучения разделяет на четыре этапа: [5]
1. Подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы).
2. Этап формирования слоговой структуры слова (состоит из 3х ступеней).
3. Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками).
4. Заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи).
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе Агранович З.Е. выделяет два этапа:
1. Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале с целью подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка).
2. Собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале с целью непосредственной коррекции дефектов слоговой структуры слов). [1]
На подготовительном этапе ребёнку предлагаются задания сначала на невербальном материале:
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счёт: кулак - ребро, кулак - ребро - ладонь.
5. Упражнения на выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т.д.).
6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...
На вербальном материале ребёнку предлагаются игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звукослогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков; уровень слогов, уровень слов). Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Большакова С.Е. в коррекционной работе также выделяет работу над гласными звуками, работу над слогами, работу над слогами со стечением согласных звуков и работу над словами. А также предлагает 14 типов слов, над которыми последовательно проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры с использованием стимульного материала. [2]
С учётом классификации продуктивных классов А.К. Марковой были разработаны следующие этапы формирования слоговой структуры у детей: [4]
- Звукоподражания.
- Двусложные слова из открытых слогов.
- Трехсложные слова из открытых слогов.
- Односложные слова, представляющие собой закрытый слог.
- Двусложные слова из одного открытого и одного закрытого слога.
- Двусложные слова со стечением согласных в середине слова.
- Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова.
- Трехсложные слова с закрытым слогом.
- Трехсложные слова со стечением согласных.
- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
- Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова.
- Двусложные слова с двумя стечениями согласных.
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
- Четырехсложные слова из открытых слогов.
- Пятисложные слова из открытых слогов.
- Четырехсложные слова с закрытым слогом и (или) со стечением согласных.
- Пятисложные слова с закрытым слогом и (или) со стечением согласных
Выполняя задания, нужно уточнять значения слов, так как ребёнок чаще всего искажает малознакомые слова. Ценина Н.Б. предлагает при отработке слов определённого типа использовать следующие приемы: [6]
- проговаривание слова по слогам;
- отхлопывание или отстукивание количества слогов;
- использование наглядной основы (выкладывание полосок или кружков по количеству слогов; соотнесение их с количеством окошек в домике или вагончиков в поезде и т.д.);
- задания на изменение формы слова, например, «Назови ласково», «Один – много» (их можно проводить с мячом).
В процессе занятий сначала отрабатываются слова с определённой слоговой структурой, а затем они включаются в предложения. Из лексического материала упражнений следует исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящими в состав слова.
Крупенчук О.И предлагает проговаривание слов доступного слогового класса проводится с постоянным «заступанием» в зону ближайшего развития. Собрав по 2-3 слова из всех классов, предлагаем их ребёнку для отражённого повторения. Выясняем уровень его возможностей, а потом начинаем тренировку: проговариваем слова из доступного слогового класса, а когда проговаривание их станет достаточно уверенным, добавляем слова чуть посложнее, «заступая» каждый раз в зону ближайшего развития. [3]
Таким образом, логопедическая работа по формированию у дошкольников звукослоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоением звукового анализа и имеет большое значение для успешного овладения грамотой и дальнейшего обучения в школе.
Литература:
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, - СПб: «Детство-Пресс», 2001.
2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: Сфера, 2007.
3. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Литера, 2014.
4. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М.: Гном и Д, 2001.
6. Ценина Н.Б. Раз, два, три — слоги повтори. Учебно-игровой материал. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)
Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....
Методические рекомендации по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР
Коррекция слоговой структуры слов- одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками имеющими общее недоразвитие речи. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения г...
Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.
Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...
Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)
Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлени...
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в Слоголандию».
Тема: «Путешествие в Слоголандию».Дата проведения занятия: 28.02.2018 год.Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня (2 год обучения).Оборудование: - для детей: стулья, сто...
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...
Коррекция нарушений слоговой структуры слов (для детей 5-6 лет)
Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявления...