Конспект занятия в подготовительной группе "Самовар"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по патриотическому воспитаню в подготовительной группе "Самовар"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Цель: познакомить детей с устройством самовара и показать роль и значение чаепитие для русского народа.
Задачи:
• учить детей чтить и уважать традиции своего народа;
• ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.
Ход НОД:
- Орг.момент
Педагог: Здравствуйте, гости дорогие:
Гости званые и желанные,
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые!
Гости на пороге – хозяйке радость!
- Ребята, а теперь и вы поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети: здороваются и садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).
I. Воспитатель:
«Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину».
Педагог: Чаепитие – это народная традиция (слайд №1). Когда все дети вместе, и душа на месте. Сядем рядком и поговорим ладком. Но давайте мы сначала рассмотрим, что находится на столе. Какого главного предмета не хватает?
Педагог: Давайте разгадаем ребус.
По первым букам предметов, изображенных на картинках надо угадать название предмета.
(на слайде изображение :Сапог,Ананас,Майка,Ослик,Ваза,Арбуз,Ручка)
(дети по-одному называют первый звук)
Педагог: Да. Это самовар (слайд №2).
Пока наш самовар закипает, мы узнаем историю появления русского самовара.
- Основная часть
Педагог: Много лето тому назад наши прабабушки и прадедушки очень любили пить чай, но сначала пили чай из чайников. В то время семьи были большими по 10-15 человек, поэтому одного чайника не хватало на всю семью. (слайд №3)
Педагог: В чайник воды входило мало и его приходилось кипятить много раз. Это было неудобно и долго. Вот тогда-то люди и придумали самовар. Почему назвали самовар «самоваром»?»
Ответы детей.
Педагог: «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Самовар – это предмет народного быта, он предназначен для кипячения воды и приготовления чая (слайд №4).
Педагог: Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и шишки. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, на самоварный столик как украшение (слайд №5).
В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный (слайд №6), а другой – праздничный (слайд №7). Гостей угощали только из праздничного самовара. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко (слайд №8).
Педагог: В каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стал город Тула. (слайд №9)
Педагог: Какие только самовары они не делали: круглые (слайд №10, цилиндрические и конусообразные (слайд №11), квадратные (слайд №12), простые (слайд №13) и расписные (слайд №14). А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. (слайд №15)
Педагог: Не одно чаепитие не обходилось без игр-забав. А теперь, мои дорогие, нам пора немного размяться.
Физкультминутка «Самовар»
Дети становятся в круг, выполняют упражнения
Самовар похож на чайник Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево
Очень важный, как начальник. Поднимают плечи, «пыхтят».
Вот фарфоровые чашки, Приседают, руки на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца Кружатся, рисуя круг руками.
Только стукни – разобьются. Кулачками стучат над головой
Вот серебряные ложки, Потянуться, руки над головой
Голова на тонкой ножке. Голову наклоняют вправо-влево
Вот пластмассовый поднос. Сделать широкий общий круг
Он посуду нам принес.
(После физкультминутки дети садятся на свои места, самовар стоит перед детьми на столе).
Педагог: Вот уже и самовар поспел (вносим самовар).
Самовар пыхтит, собираться всем велит.
Давайте внимательно рассмотрим его и узнаем, из чего он состоит:
1. Сам самовар стоит на ножках.
2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.
3. Кран поворачивается влево и вправо, чтобы налить воду в чашку.
4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.
5. Снаружи он гладкий и блестящий.
6. У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной.
Лучина - тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для добывания огня.
Когда закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем.
Педагог: Самовар – символ уюта, тепла семейного очага. Вокруг него собиралась вся семья. За чашкой чая велись беседы, взрослые рассказывали сказки детям, именно у самовара сложились пословицы, поговорки. Например, про чаепитие. Как вы понимаете следующую поговорку: «Самовар закипел – отвлекайся от дел».
Дети: Я понимаю эти слова так: если самовар кипит, надо бросать все дела и садиться пить чай.
Педагог: В наше время, если кто и пользуется самоваром, то только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза (приём пищи, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором). Традиционно к чаю подают баранки, сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья.
Педагог: У нас на столе разный чай: черный, зеленый, с различными добавками цветов и фруктов, лекарственный чай.
Педагог: Давайте рассмотрим и понюхаем разные виды чая. Какой чай тебе понравился по запаху? Обменяйтесь друг с другом пакетикам.
(дети подходят к столу на котором на подносе лежат различные виды чая и нюхают их).
Педагог: Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.
Педагог: Ребята дайте поиграем в игру: «Какой чай у нас получится?»:
-Если мы заварим чай с листьями земляники, то, как мы его называем?
-Если с листьями жасмина?
-С веточками малины?
-С листьями клубники?
-С веточками вишни?
-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет?
-Если в чай добавить кусочки яблока?
-Цедру лимона?
-Кусочки персика?
Продуктивная деятельность
Педагог: А давайте мы с вами сделаем чай в пакетиках старинным способом прямо сейчас.
Предлагаю детям пройти за другой стол. На столах лежат тарелочки, в которых находится марля, заварка чая, нитки. Аккуратно берем марлю и раскладываем её на столе, берем чайную ложку заварки, кладем в середину марли, затем марлю складываем и завязываем её сверху, чтоб получился узелок (предлагаю детям помочь кому необходима помощь). Вот и получился пакетик с чаем.
Педагог: А, сейчас мы проверим, заваривается он или нет (в стакан с горячей водой отпускаю самодельный пакетик). Ребята заварился он или нет?
Итог занятия
Педагог:
- О чем мы сегодня с вами говорили? Что делали?
- Из чего любили пить чай? Какой чай пили?
- Что нового Вы узнали?
- Что делали люди в праздники?
- Понравилось ли вам наше занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День ПобедыКонспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы...