Консультация кмц. Массаж пальчиков для развития речи у детей: полезные упражнения и весёлые игры
консультация по логопедии

Консультация для родителей детей раннего возраста. Пальчиковые игры, массаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kmts.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Массаж пальчиков для развития речи у детей: полезные упражнения и весёлые игры

Для чего нужен пальчиковый массаж?

  • заметно улучшается настроение у новорожденного после тактильного контакта с родными;
  • он успокаивается и расслабляется;
  • происходит улучшение кровообращение;
  • кожа становится мягче.

Как массаж рук влияет на организм ребенка

Для того, чтобы помочь ребенку овладеть речевым навыком, необходимо делать массаж кистей и предплечья, ладоней и пальцев, локтей и плеч. Делая упражнения для развития моторики, необходимо постоянно проговаривать каждое движение, стараться чаще показывать их, подбирать под гимнастику стихотворения и превращать занятия в игру. Так ребенку будет интереснее и легче запомнить движения, повышается интеллект малыша.

Противопоказания к массажу рук

Хоть воздействие на руки и пальца ребенка приносит только положительный эффект, бывают случаи, когда от массажа следует воздержаться.

Процедуру проводить не следует, если:

  • присутствуют мелкие повреждения на коже рук;
  • проявляется аллергическая непереносимость на руках;
  • присутствуют грибковые заболевания;
  • есть воспаления на руках и пальцах;
  • повышена температура тела;
  • есть инфекция в организме.

В таких случаях следует незамедлительно начинать лечение. После нормализации общего состояния ребенка, можно приступать к массажным процедурам.

С какого возраста начинать пальчиковый массаж и гимнастику?

Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни. Младенцу рекомендуется делать легкий массаж обеих сторон кистей и каждой фаланги всех пальчиков рук. В качестве массажных приемов используются: поглаживание и разминание. Повторять достаточно в течение 3-х минут несколько раз в день.

Примерно с десяти месяцев добавляют активные движения пальцев ручек. В зависимости от возраста подбираются движения: малышам можно давать легкие шарики или мячик, чтобы они их перекатывали в ладошках. Подойдут украшения (бусы), пластилин, деревянные шарики.

В год вместе с ребенком можно играть конструктором и собирать разнообразные фигурки, или раскладывать предметы (карандаши, большие пуговицы, игрушки). В полуторагодовалом возрасте уже более сложные задания: застегнуть пуговицу, завязать узел.

Хорошей тренировкой могут стать народные детские игры – потешки, в процессе которых происходит самомассаж пальцев рук (например, «сорока-ворона»).

Как повысить эффективность массажа и гимнастики?

Если у ребенка уже есть проблемы с речью или моторикой, желательно:

  • комбинировать упражнения с играми и проговариванием для одновременного развития и пальчиков рук и речи;
  • заниматься регулярно и систематично, выбрав одно и то же время, не пропуская занятий;
  • заинтересовать ребенка, сделав занятие увлекательной игрой, поощрять его в процессе;
  • по возможности использовать все пальчики, добиваться энергичных действий;
  • начинать с легких заданий, заменяя их более сложными (например, вначале заняться «главной» рукой, затем другой, а в конце – работать обеими одновременно);
  • не затягивать длительность занятия, контролировать усталость ребенка;
  • начинать с медленного выполнения упражнений, акцентируя внимание на технике, затем повышать скорость выполнения.

Обычно занятие начинается с разминки – разминание ладоней и фаланг, сжимание пальцев в кулак, чередующееся с полным разгибанием пальцев. После этого нужно немного расслабить кисти и пальцы (потрясти). Затем идут статичные упражнения – фиксация кистей в конкретном положении. Важно соблюдать вышеописанные правила, а при возникновении трудностей необходимо помочь ребеночку принять нужную позу или поддержать ручку (особенно если речь идет о грудничке).

Для достижения заметного эффекта лучше заниматься каждый день, около 15 минут.

Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый. Затем переходят к приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.

Приемы пассивного массажа

  • «Солнышко». Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама, лишь одно бывает.

  • «Сорока-белобока». Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.

— Сорока-сорока, где была?

— Далеко.

Дрова рубила, печку топила, воду носила.

Кашку варила, деток кормила.

  • «Метель». Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.

Свистели метели, летели снега,

Стелила постели большая пурга.

И было метелям совсем не до сна.

Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.

  • «Улитка». Края ладоней растирают и легонько щипают.

Толстушка–ползушка, дом-завитушка!

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке.

Ползи, не спеши, рога покажи.

  • «Пила». Ребром ладони «пилят» вдоль и поперек ладошку ребенка.

Принялась пила за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела, дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

Приемы активного массажа

  • «Зверята». Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).

Дети любят всех зверей: (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец)

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей, (большой палец)

Любят горного козла, (указательный палец)

Обезьянку и осла, (средний палец)

Дикобраза и ежа, (безымянный палец)

Черепаху и ужа. (мизинец)

  • «Огород». Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг-огород!

  • «Щелчки». Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку — массаж 1 пальчика.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:

— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?

— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук

Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

  • «Мячик». Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».

Покатаю я в руках

Мячик мой хороший.

Чтоб всегда здоровым быть,

Ловким и весёлым.

Интересные варианты пальчиковой гимнастики

Подросшему малышу сложно усидеть на месте во время проведения даже кратковременных манипуляций. Выполняйте действия в виде увлекательной игры.

Что можно использовать?

Сказка при помощи рук. Представьте, что каждый палец – это герой любимой сказки. Пусть персонаж расскажет свои слова. Пальцы также могут замечательно топать по ровной поверхности. Можно ладошками поиграть в театр теней. Экспериментируйте, для таких игр не нужны специальные навыки.

Берем бумагу. Поделки из бумажных комков заинтересуют любого маленького гения. Можно использовать их как части снеговика или даже перекидывать из руки в руку. Попросите своего егозу попасть бумажным шариком в пластиковый стакан или ведро. Эта игра полезна для развития координации и способствует стимулированию речи.

Полезная крупа. На большой поднос насыпьте любую крупу. Чаще всего берут гречку или манку, но вы можете выбрать любую на свое усмотрение. Пальчиками рисуйте на крупе, чтобы малыш почувствовал себя настоящим художником.

Любые манипуляции должны проходить при хорошем настроении у всех членов семьи. Не воспринимайте его, как сложную медицинскую процедуру и у вас обязательно все получится. А ваш малыш в скором времени порадует вас умными высказываниями.

  • Игра «Прячем ладошки»

Две тучки прилетели

Все птички улетели

Скоро солнышко проснется

Всем нам улыбнется.

Проговаривая этот стишок зажимаем ручки в кулачки, потом ударяем кулаки друг о друга, затем откройте ладони, растопырив пальчики в разные стороны и помашите ладошками

  • Игра «Царапки»

Подбежала кошечка,

Наша кошка на лапках

Имеет точеные царапки

Царап – цап – цап.

Повторяя данное стихотворение сложите ручки в виде кошачьих лапок, проводите ими сверху вниз, имитируя, будто кошечка царапается.

  • «Семейка».

(Берем ручку малыша и на каждую строчку, растираем и загибаем в кулачок каждый пальчик)

Первый пальчик-дедушка,

Второй пальчик-бабушка,

Третий пальчик-папочка,

А четвертый-мамочка,

Пятый пальчик-Я,

Вместе мы семья.

(В конце стишка делаем из ручек «замок»)

  • «Кулачок»

Первый пальчик, как малыш,

(Прижимаем к ладошке мизинец)

А второй —он слаб, как мышь,

(Прижимаем безымянный)

Третий пальчик —очень длинный,

(Прижимаем средний)

А четвертый —самый сильный,

(Прижимаем пальчик указательный)

Пятый — словно толстячок,

(Большой прижимаем к ладони)

Их всех вместе —в кулачок!

(Ребенок сжимает кулачок)

  • «Замок»

На двери повесили замок,

(пальчики сжимаются в замок)

И никто его открыть не смог!

(Тянем ручки в стороны, но не расцепляем)

Потянули дружно мы его,

(Тянуть в стороны)

Покрутили, повертели мы его,

(Вращаем ручки)

И когда стучать устали

(Стучим основанием ладошек)

Отворили мы его!

(Ручки раскрываем)

Помассируйте малышу руки обычным шестигранным карандашом. Зажмите его между пальчиками ребенка и предложите покатать, показывая, что пальчики могут быть послушными, если их немного потренировать.

Удачные приемы в массаже для развития речи — это использование орехов или четок. Лесные орехи (или небольшие грецкие) ребенок может катать в ладошках, а четки можно перебирать пальчиками на скорость в виде соревнования с кем-то из членов семьи или сверстниками в детском саду.

Для грудничка

Для грудничка применяется следующая последовательность действий: его ладонь необходимо положить на свою руку и поглаживать все пальчики сначала вместе, а потом каждый по отдельности. Разминающие движения выполняются круговыми воздействиями, очень мягко. Обязательно нажимать на подушечки пальцев, но при этом не переусердствовать. Следующее воздействие на младенца – разжимать и зажимать кулачок. Главное, чтобы время массажа для маленького крохи не превышало 3-х минут.

Для детей от 1 года

Если ребенку больше года, то техника массажа становится другой. В первую очередь воздействие происходит на всю руку. Ее нужно погладить от локтя и до кончиков пальцев. Потом размять все запястье от ноготков, до самого верха, чтобы положительно воздействовать на суставы. Затем следует пощипать кисти рук по бокам, и размять бугорки под всеми пальцами. Согнуть и разогнуть каждый палец, а потом потрясти всю руку. Важно при этом произносить разные скороговорки и стихи. Так ребенку будет легче и веселее, к тому активируются речевые центры головного мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарных связей: полезные упражнения и весёлые игры для детей.

Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию; левое — за мысли...

Развитие межполушарных связей: полезные упражнения и весёлые игры для детей 5–7 лет

Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию; левое — за мысли...

Консультация для родителей. Развитие межполушарных связей: полезные упражнения и весёлые игры для детей 5–7 лет.

Человек — это разумное существо. Он по-другому, чем, например, животные, воспринимает окружающий мир и обладает особым мышлением и логикой. Чтобы понять, как развить свой мозг, необходимо знать ...

Развитие межполушарных связей: полезные упражнения и весёлые игры для детей 5–7 лет

Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними. Как? Давайте разбираться вместе, друзья!Важно научить ребёнка уверенно различать правую и левую стороны. Для сове...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры»

        В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём год...