Проект "Фонематическое царство"
проект по логопедии

Демидова Мария Владимировна

Проект по работе учителя-логопеда с родителями и детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2_s_roditelyami.docx212.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №390"

Проект на тему:

"Фонематическое царство"

Разработала:

учитель-логопед

Демидова М.В.

г. Нижний Новгород

2019 г.

Паспорт проекта

Название проекта: "Фонематическое царство"

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный

Продолжительность: среднесрочный

Сроки реализации: октябрь - ноябрь 2019 года

Место проведения: МАДОУ "Детский сад №390"

Принципы реализации проекта:

 - принцип развивающего обучения

 - принцип научной обоснованности и практической применимости

 - принцип единства целей и задач

 - принцип интеграции образовательных областей

 - комплексно-тематический принцип

 - принцип сотрудничества

Формы работы:

  • родительское собрание
  • консультирование
  • анкетирование
  • семинар-практикум

Участники проекта: учитель-логопед, дети группы №7 компенсирующей направленности и их родители.

Цель проекта: создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности формирования фонематических процессов у детей

Задачи проекта:

- привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

- познакомить родителей с использованием дидактических игр по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи

- повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей

Актуальность проекта

Актуальность данного проекта обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.

Развитие фонематических процессов имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематических процессов.

Использование дидактических игр облегчает процесс формирования фонематических процессов, делает его интересным и увлекательным. Использование дидактических игр помогает сделать обучение более интересным, эмоционально – насыщенным, делает образовательную деятельность невероятно увлекательной.

В ходе логопедической работы необходимо:

- активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми

- разъяснить и показать родителям, в чем состоит логопедическая работа по формированию фонематических процессов

- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный

  1. Диагностика речевого развития детей
  2. Определение цели и задач
  3. Анкетирование родителей
  4. Индивидуальные беседы

II этап - основной

  1. Реализация основных мероприятий проекта

III этап - заключительный

  1. Оценка эффективности внедрения проекта
  2. Анкетирование родителей

Ожидаемые результаты:

- родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по формированию фонематических процессов у детей в домашних условиях.

- у родителей сформирован определенный запас знаний и практический опыт по формированию фонематических процессов у детей

- у родителей имеется картотека игр, необходимых для формирования фонематических процессов

Перечень мероприятий проекта "Фонематическое царство"

Название мероприятия

Сроки

1

Анкетирование родителей

"Что такое фонематические процессы?"

1 неделя октября

2

Консультирование "Нарушения фонематических процессов"

2 неделя октября

3

Консультирование "Фонематический слух - основа правильной речи"

3 неделя октября

4

Семинар - практикум "Формирование фонематического восприятия через игру"

4 неделя октября

5

Создание картотеки игр по формированию фонематических процессов у детей

1 неделя ноября

6

Памятка "Игры на развитие слухового внимания"

2 неделя ноября

7

Консультирование "Сформированность фонематического слуха - главное условие успешного обучения грамоте"

3 неделя ноября

 8.

Анкетирование родителей "Что я узнал?"

4 неделя ноября

Приложение

Консультация для родителей

"Сформированность фонематического слуха - главное условие успешного обучения грамоте"

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать.  Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.  В чем же причины?

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует развивать фонематическое восприятие (различении звуков  родного языка).

Различение гласных – согласных звуков различение звонких-глухих, твердых-мягких звуков различение порядка звуков в слове интенсивное развитие словаря и овладение произношением.

Основная работа по подготовке к обучению грамоте с детьми 4-5 лет

Помогаем ребёнку овладеть начальными навыками звукового анализа слова:

самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук;

узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по представлению); различать на слух гласные и согласные звуки; развивать навыки деления слов на слоги на основе выделения гласных звуков.

Основная работа по подготовке к обучению грамоте с детьми 5-6 лет

Продолжаем учить интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове.

Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводим термин «гласный звук»

Термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Термин «слог» и учим делать графическую запись слогового деления.

Памятка "Игры на развитие слухового внимания"

http://www.sadik27.ru/images/photo/sovety/fonema2.jpg

Картотека игр по формированию фонематических процессов у детей

  1. Найди звук Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру  можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.
  2. Придумай слово. Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово-выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
  3. Поймай звук.В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
  4. Общий звук.Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.
  5. Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш,звенит бубен и т.д.)Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.Звуки должны быть ясные и контрастные.
  6. Игра «О чём говорит улица?»
  7. Игра «Разговор шёпотом»Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.
  8. Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»?
  9. Игра «Послушай, повтори»Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.
  10. Игра «Где позвонили?»Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой напрвление.
  11. Игра «Дятел»Отстукивание ритма.
  12. Игра «Угадай, кто это?»Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.

Вот лягушка по дорожкеСкачет, вытянувши ножки,Увидала комара,Закричала…Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,водящий определяет, кто «лягушка».

13. Игра «Внимательные ушки»Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.

14. Игра «Подними флажок»Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.

15. Игра «Где спрятался звук?» (определения места звука в слове: начало,середина, конец слова).Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей.Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».

16. Игра «Кто больше?»Называть картинки с заданным звуком.

17. Игра «Убежал звук» (.пельсин, .нанас)

18. Игра «Картинке – своё место»Разложить картинки к своёму вагончику, в зависимости от места звука в слове.

19. Игра «Найди свою букву»Картинки раскладываются в зависимости от первого звука в слове.

20. Игра «Построй пирамидку»Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части каждого -  кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов, вверх количество квадратов уменьшается. Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и короткого, для определения количества слогов.

21. Игра «Волшебный паровозик»Используется для:- определения места звука в слове- дифференциации твёрдости-мягкости согласных (вагончики красного, синего, зелёного цветов;- закрепления образа букв.

22. Игра «Кубик»Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.

23. “Хлопни, как я»: один хлопок, два хлопка, три хлопка”.

24. «Далеко – близко» (определить тихое – громкое звучание колокольчика).

25. «Самолет высоко – низко» (высота голоса).

26. «Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”).

27. «Сложи в желтую корзину желтые овощи». (В зеленую – зеленые, красную - красные).

28. Назови одинаковый звук в словах. Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

29. Назови первый звук в слове.

Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

30. Отвечай – не торопясь. Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  1. Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  2. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  3. Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  4. Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  5. Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  6. Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

31."Где нужный звук? Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия« Царство лекарственных растений»

Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе....

Проект «Царство речных рыб».

Рассматривая проблемные вопросы входящие в тему учебной программы мы выяснили, что одно из замечательных богатств нашей Родины- это рыбы.Для проведения проекта необходимо запланировать экскурсии к вод...

"Царство лекарственных растений" игровое развлечение

Викторина для детей подготовительной группы....

Спортивно-театрализованное развлечение для детей старшей группы "Урок физкультуры в космическом царстве"

В космическом царстве живет царевна Капризулька, которая не хочет заниматься физкультурой. Царь приглашает с разных планет гостей, чтобы те показали упражнения царевне что они могут и кататься на само...

Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...

Весна в Берендеевом царстве

Конспект фольклорного праздника для детей 6-7 лет...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"

Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...