Проект "Фонематическое царство"
проект по логопедии
Проект по работе учителя-логопеда с родителями и детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2_s_roditelyami.docx | 212.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №390"
Проект на тему:
"Фонематическое царство"
Разработала:
учитель-логопед
Демидова М.В.
г. Нижний Новгород
2019 г.
Паспорт проекта
Название проекта: "Фонематическое царство"
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный
Продолжительность: среднесрочный
Сроки реализации: октябрь - ноябрь 2019 года
Место проведения: МАДОУ "Детский сад №390"
Принципы реализации проекта:
- принцип развивающего обучения
- принцип научной обоснованности и практической применимости
- принцип единства целей и задач
- принцип интеграции образовательных областей
- комплексно-тематический принцип
- принцип сотрудничества
Формы работы:
- родительское собрание
- консультирование
- анкетирование
- семинар-практикум
Участники проекта: учитель-логопед, дети группы №7 компенсирующей направленности и их родители.
Цель проекта: создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности формирования фонематических процессов у детей
Задачи проекта:
- привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи
- познакомить родителей с использованием дидактических игр по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи
- повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.
Развитие фонематических процессов имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематических процессов.
Использование дидактических игр облегчает процесс формирования фонематических процессов, делает его интересным и увлекательным. Использование дидактических игр помогает сделать обучение более интересным, эмоционально – насыщенным, делает образовательную деятельность невероятно увлекательной.
В ходе логопедической работы необходимо:
- активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми
- разъяснить и показать родителям, в чем состоит логопедическая работа по формированию фонематических процессов
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный
- Диагностика речевого развития детей
- Определение цели и задач
- Анкетирование родителей
- Индивидуальные беседы
II этап - основной
- Реализация основных мероприятий проекта
III этап - заключительный
- Оценка эффективности внедрения проекта
- Анкетирование родителей
Ожидаемые результаты:
- родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по формированию фонематических процессов у детей в домашних условиях.
- у родителей сформирован определенный запас знаний и практический опыт по формированию фонематических процессов у детей
- у родителей имеется картотека игр, необходимых для формирования фонематических процессов
Перечень мероприятий проекта "Фонематическое царство"
№ | Название мероприятия | Сроки |
1 | Анкетирование родителей "Что такое фонематические процессы?" | 1 неделя октября |
2 | Консультирование "Нарушения фонематических процессов" | 2 неделя октября |
3 | Консультирование "Фонематический слух - основа правильной речи" | 3 неделя октября |
4 | Семинар - практикум "Формирование фонематического восприятия через игру" | 4 неделя октября |
5 | Создание картотеки игр по формированию фонематических процессов у детей | 1 неделя ноября |
6 | Памятка "Игры на развитие слухового внимания" | 2 неделя ноября |
7 | Консультирование "Сформированность фонематического слуха - главное условие успешного обучения грамоте" | 3 неделя ноября |
8. | Анкетирование родителей "Что я узнал?" | 4 неделя ноября |
Приложение
Консультация для родителей
"Сформированность фонематического слуха - главное условие успешного обучения грамоте"
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же причины?
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует развивать фонематическое восприятие (различении звуков родного языка).
Различение гласных – согласных звуков различение звонких-глухих, твердых-мягких звуков различение порядка звуков в слове интенсивное развитие словаря и овладение произношением.
Основная работа по подготовке к обучению грамоте с детьми 4-5 лет
Помогаем ребёнку овладеть начальными навыками звукового анализа слова:
самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук;
узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по представлению); различать на слух гласные и согласные звуки; развивать навыки деления слов на слоги на основе выделения гласных звуков.
Основная работа по подготовке к обучению грамоте с детьми 5-6 лет
Продолжаем учить интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове.
Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводим термин «гласный звук»
Термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Термин «слог» и учим делать графическую запись слогового деления.
Памятка "Игры на развитие слухового внимания"
Картотека игр по формированию фонематических процессов у детей
- Найди звук Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.
- Придумай слово. Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово-выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
- Поймай звук.В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
- Общий звук.Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.
- Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш,звенит бубен и т.д.)Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.Звуки должны быть ясные и контрастные.
- Игра «О чём говорит улица?»
- Игра «Разговор шёпотом»Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.
- Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»?
- Игра «Послушай, повтори»Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.
- Игра «Где позвонили?»Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой напрвление.
- Игра «Дятел»Отстукивание ритма.
- Игра «Угадай, кто это?»Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.
Вот лягушка по дорожкеСкачет, вытянувши ножки,Увидала комара,Закричала…Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,водящий определяет, кто «лягушка».
13. Игра «Внимательные ушки»Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.
14. Игра «Подними флажок»Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.
15. Игра «Где спрятался звук?» (определения места звука в слове: начало,середина, конец слова).Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей.Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».
16. Игра «Кто больше?»Называть картинки с заданным звуком.
17. Игра «Убежал звук» (.пельсин, .нанас)
18. Игра «Картинке – своё место»Разложить картинки к своёму вагончику, в зависимости от места звука в слове.
19. Игра «Найди свою букву»Картинки раскладываются в зависимости от первого звука в слове.
20. Игра «Построй пирамидку»Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части каждого - кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов, вверх количество квадратов уменьшается. Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и короткого, для определения количества слогов.
21. Игра «Волшебный паровозик»Используется для:- определения места звука в слове- дифференциации твёрдости-мягкости согласных (вагончики красного, синего, зелёного цветов;- закрепления образа букв.
22. Игра «Кубик»Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.
23. “Хлопни, как я»: один хлопок, два хлопка, три хлопка”.
24. «Далеко – близко» (определить тихое – громкое звучание колокольчика).
25. «Самолет высоко – низко» (высота голоса).
26. «Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”).
27. «Сложи в желтую корзину желтые овощи». (В зеленую – зеленые, красную - красные).
28. Назови одинаковый звук в словах. Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
29. Назови первый звук в слове.
Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
30. Отвечай – не торопясь. Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
- Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
- Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
- Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
- Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
- Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)
31."Где нужный звук? Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия« Царство лекарственных растений»
Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе....
Проект «Царство речных рыб».
Рассматривая проблемные вопросы входящие в тему учебной программы мы выяснили, что одно из замечательных богатств нашей Родины- это рыбы.Для проведения проекта необходимо запланировать экскурсии к вод...
"Царство лекарственных растений" игровое развлечение
Викторина для детей подготовительной группы....
Спортивно-театрализованное развлечение для детей старшей группы "Урок физкультуры в космическом царстве"
В космическом царстве живет царевна Капризулька, которая не хочет заниматься физкультурой. Царь приглашает с разных планет гостей, чтобы те показали упражнения царевне что они могут и кататься на само...
Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"
Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...
Весна в Берендеевом царстве
Конспект фольклорного праздника для детей 6-7 лет...
РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"
Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...