Конспект НОД по звуковой культуре речи "Звуки [д], [д']"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кускова Татьяна Евгеньевна

Конспект НОД по звуковой культуре речи "Звуки [д], [д']" для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_zvukovoy_kulture_rechi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению

Тема: звуки [д] и [д’]

Цель: познакомить детей со звуками [д] и [д’]

Задачи:         

Коррекционно–образовательные: уточнить произношение звуков [д] и [д’], учить выделять их из состава слова, дифференцировать по твердости и мягкости, упражнять в звуковом анализе

Коррекционно–развивающие: развивать артикуляционную моторику, развивать внимание, мышление, слуховую память

Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважительное отношение к слову педагога и сверстников

Приоритетно-образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Оборудование: изображение сказочной страны с двумя гномами, картинка сломанного дома, схемы для характеристики звука, картинки с драконами, предметные картинки: дубок, диван, разрезанная картинка нового дома, фишки для звукового анализа.

Словарь: дом, Дон, Дин, дракон, дубок, диван, одуванчик, Дюймовочка, дятел, дупло, ведро, дрова, ягоды, редис, гнездо, дорога, деревья.

Ход занятия:

Организационный момент: - Ребята, у меня в руках приглашение, сейчас я его прочитаю, и мы узнаем от кого оно: «Дорогие друзья, к Вам обращаются гномы Дон и Дин, мы живем в сказочной стране, и у нас случилась беда. Сильный ураган сломал наш дом. Мы приглашаем Вас в нашу сказочную страну и просим нам помочь построить новый дом. Гномы Дон и Дин».  

- Ребята, мы не можем отказать гномам, поэтому закрываем глазки сейчас мы окажемся в волшебной стране.

-Если палочкой волшебной

Я взмахну четыре раза

В мире сказок непременно

Мы окажемся все сразу

Считаем: раз, два, три, четыре

Вот мы и в сказочном мире.

(на доске появляется изображение сказочной страны, гномы и сломанный дом). – Посмотрите, как дом пострадал вовремя урагана. Сегодня мы побудем строителями и поможем гномам построить новый дом. Но, чтобы построить дом нам потребуются инструменты – это губы и язык. Давайте их подготовим.

Артикуляционная гимнастика: - Вытягиваем губы как трубу (упражнение Хоботок» 4-5 раз). – Язык превратили в лопаточку (упражнение «Лопаточка» 4-5 раз). – Теперь, поработаем лопаточкой вверх, вниз (упражнение «Качели»). – Превратим язык в молоточек и постучим им в потолочек.

Работа над темой:

- Ребята, вы помните, как зовут наших героев? (Дон и Дин). Назовите первый звук имени Дона (это звук [д]). Назовите первый звук в имени Дина (это звук [д’]). – С какими звуками мы сегодня познакомимся? ([д] и [д’])

- Произнесем звук [д]. Губы открыты или закрыты? (открыты)  Зубы сомкнуты или разомкнуты? (разомкнуты) Где находится язык? (язык наверху у верхних зубов)  Что  он делает? (язык ударяет в верхние зубы)  Есть ли воздушная струя? (есть)  Есть ли голос? (есть) Звук [д] гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (твердый) Звонкий или глухой? (звонкий) Каким квадратом обозначаем? (синим квадратом)

- Произнесем звук [д’]. Губы открыты или закрыты? (открыты)  Зубы сомкнуты или разомкнуты? (разомкнуты)  Где находится язык? (язык наверху у верхних зубов) Что  он делает? (язык ударяет в верхние зубы) Есть ли воздушная струя? (есть) Есть ли голос? (есть)  Звук [д’] гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (мягкий) Звонкий или глухой? (звонкий) Каким квадратом обозначаем? (зеленым квадратом).

(Появился новый фундамент)

- Ребята, гномы Дон и Дин общаются на таинственном языке. Внимательно послушайте и повторите.

Да-ду-дя; ду-ду-дё; дю-дю-да; до-да-ди; да-ду-де; дя-до-до; де-де-дя.

(Появились новые стены и окна)

- У гномов есть друзья – это драконы (на доске появляется картинка с драконами). Синий дракон любит слова с твердым звуком [д], а зеленый с мягким звуком [д’]. Но они запутались. Давайте поможем им. Назовите слова и скажите, какой звук в слове [д] или [д’].

(Появилась новая крыша и труба)

-А теперь давайте отдохнем (выполняется физкультминутка).

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)

Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)

Будет жить в нем маленький гном. (Приседают)

- Продолжаем строить дом. Гномы предлагают поиграть в игру «Доскажите словечко».

Вот папа гриб,

А сын – грибок.

Вот папа дуб,

А сын - … . (дубок)

(на доске появляется картинка дуба)

- Давайте, разберем слово дубок по звукам (выполняется звуковой анализ).

Раз пришел домой Иван

И улегся на … . (диван)

(на доске появляется картинка дивана)

- Давайте, разберем слово диван по звукам (выполняется звуковой анализ).

(У дома появляется дверь)

- Какие мы молодцы! Помогли гномам и построили новый дом. В благодарность гномы Дон и Дин дарят нам их секретное заклинание, которое поможет нам, вернутся в детский сад. Внимательно послушайте и повторите.

Да-да-да – очень теплая вода

Де-де-де – будь вежливым везде

Ди-ди-ди – за мной иди

Ду-ду-ду – из сказки я в реальность попаду.

Закроем глазки и повторим все вместе. Вот мы и вернулись в детский сад.

Подведение итогов:

Кому мы сегодня помогали?

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Какая игра вам больше всего понравилась?

Что вызвало сложности?

На следующем уроке мы отправимся в еще более увлекательное путешествие и познакомимся с другими звуками. А сейчас наше занятие закончено. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С "....

Конспект занятия по звуковой культуре речи

Конспект занятия по звуковой культуре речи. Тема: "Звуки С, Сь"...

Конспект НОД по звуковой культуре речи "Звук М"

Образовательная область "Коммуникация".Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.  В игровой форме дети...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Дети  средней группы знакомяться  со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки   иллюстрации....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней возрастной группе «Наши соседи — насекомые»

Задачи:- Углублять представления детей о насекомых .- Помогать логично и понятно высказывать суждение.- Развивать артикуляционный аппарат, воздушную струю .- Воспитывать положительное отношение к живо...