Цикл консультаций для родителей и воспитателей на тему "Проблемы речевого развития у дошкольников с ТНР"
консультация по логопедии (старшая группа)

Крюкова Мария Алексеевна

Данный цикл консультаций предназначены для родителей и педагогов сталкивающихся с проблемами речевого развития детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: М.А. Крюкова

учитель-логопед

МБДОУ №7 г. Сургут

Цикла консультаций

для родителей и воспитателей

по проблемам речевого развития дошкольников с ТНР

СОДЕРЖАНИЕ

1. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ: «РЕЧЕВОЙ ДИАГНОЗ РЕБЕНКА»

2. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ: «ГОВОРИТЕ РАЗБОРЧИВЕЙ! (ДИЗАРТРИЯ)»

3. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ: ««НЕБЫТИЕ» СЛОВА (АЛАЛИЯ)»

4.КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ: «УЧИМСЯ СЛУШАТЬ ЗВУКИ И ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ»

4. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ: «УЧИМСЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ ЗАДАНИЯУ»

1. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

РЕЧЕВОЙ ДИАГНОЗ РЕБЕНКА

Наряду с возрастными несовершенствами речи уже с раннего детства встречаются речевые недостатки явно патологического происхождения.

Как показывает опыт работы с родителями детей с задержкой речевого развития, диагнозы часто пугают их, дезориентируют, приводят в состояние растерянности.

          В данной статье эту теоретическую тему, профессиональную и непростую, я решила изложить ясным и доступным языком, чтобы интересующиеся родители не пробирались сквозь дебри терминов.

Четкое понимание того, что стоит за пугающими незнакомыми терминами, поможет родителям ребенка не пугаться, не отрицать поставленный диагноз, а искать адекватные пути решения проблем ребенка.

Диагноз «Задержка речевого развития» - ЗРР

         Наиболее распространенный диагноз, который ставят детям раннего возраста, отстающим в речевом развитии. ЗРР – это отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы (в возрасте до 4 лет). Расшифровка диагноза говорит о том, что это речевое нарушение возможно компенсировать, ведь речь ребенка развивается не по особому, искаженному пути, а лишь по какой-либо причине отстает в своем развитии.     Тем не менее нельзя расслабляться и просто ждать, когда речь малыша выправиться сама. Занятия важно начинать как можно раньше, чтобы иметь возможность не исправлять нарушенную речь, а направлять ее развитие в нужное русло.

Диагноз «Общее недоразвитие речи» - ОНР

           Общее недоразвитие речи – это системное нарушение, когда при нормальном слухе и интеллекте страдает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечаются:

  • Нарушение звукопроизношения;
  • Недоразвитие фонематического слуха;
  • Выраженное отставание в формирование словарного запаса;
  • Несформированность грамматического строя речи.

            Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Своевременная и длительная логопедическая помощь позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной (речевой) школе.

ФФН (фонетико-фонематические нарушения), или ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), или дислалия

             Это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка. Нарушения произношения наблюдаются у детей с различными речевыми нарушениями в следствии дефектов восприятия и произношения звуков речи. Проявляются нарушения звукопроизношения либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

              Причины нарушения звукопроизношения могут быть как органического характера (изменения в строении челюстей, укорочение подъязычной связки (уздечки), неправильное строение нёба), так и функционального характера (неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье), подражание плохо говорящим сверстникам, двуязычие в семье, педагогическая запущенность, недоразвитие фонематического слуха, недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение чувствовать свой язык и его положение в полости рта, владеть им), снижение слуха, отклонения в умственном развитии ребенка). По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушено до четырех звуков) и сложную (нарушено пять и более звуков).

             Считается, что звуковая сторона речи полностью формируется у ребенка к пяти годам. Поэтому исправление подобных нарушений рекомендовано логопедами по достижении ребенком 4-5 лет.

Дизартрия

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии следующие:

  • Расстройство артикуляции звуков;
  • Нарушение голосообразования;
  • Изменение интонации;
  • Изменение темпа и ритма речи.

        Дизартрия бывает разной степени выраженности, но в целом это сложное нарушение речи. Работа по коррекции речи при дизартрии – длительный и сложный процесс, который требует тесного сотрудничества логопеда и родителей.

        Естественно, что лечение детей с дизартрией возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия.

Самыми важными из них являются:

  • Лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга и направленные на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения ЦНС;
  • Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движения конечностей, а также органов артикуляции;
  • общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма в целом;
  • лечение сопутствующих заболеваний;
  • логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Во всех видах лечения ребенка – дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям (аккуратность и точность выполнения рекомендаций специалистов). Прежде всего, это относится  к логопедическим занятиям.

В основном логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:

  • массаж органов артикуляции (логопедический массаж);
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • работу над выразительностью речи.

Заикание

          Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а так же в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения. Коррекция заикания требует комплексного подхода и включает следующие этапы:

  • Диагностика;
  • Медикаментозное воздействие (укрепление нервной системы), способствующее нормализации функций нервной системы ребенка и создающие благоприятный фон для активной логопедической работы и психотерапии (назначается врачом невропатологом, психиатром);
  • Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы), которое направлено на восстановление уверенности в себе, собственных силах, в возможности преодолеть речевые трудности, снимается патологически фиксированное внимание на запинках, фиксация внимания переключается на успехи;
  • Логопедическое воздействие осуществляется на протяжении длительного курса занятий.

       Заикание – это одно из наиболее тяжелых нарушений речи. Оно трудно устраняется, травмирует психику ребенка, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Крюкова Мария Алексеевна, учитель-логопед

МБДОУ «Космос»

2. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

«ГОВОРИТЕ РАЗБОРЧИВЕЙ! (ДИЗАРТРИЯ)»

        Речь предназначена для общения. Однако чтобы передать смысл того, о чем говорится, речь должна быть разборчивой. Для этого, прежде всего, нужно, чтобы мышцы органов артикуляции были достаточно сильными и подвижными, то есть тренированными, наработанными. Если мышцы органов артикуляции оказываются неподготовленными к речи, то возникает речевое нарушение, называемое дизартрией.

Это одно из наиболее тяжелых речевых расстройств. Чаще всего дизартрия – часть сложного комплекса нарушений, вызванных органическим поражением ЦНС.

        Что же такое дизартрия? В переводе это слово означает расстройство артикуляции. Наступает оно из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма, то есть все органы человека, участвующие в акте речи, не могут двигаться в полном объеме. Причиной этой неподвижности является парез мышц артикуляционного аппарата.

        Общим признаком всех дизартрий (бывают нескольких видов) является неразборчивая речь, то есть нечеткое произношение звуков, слов, фраз. Ограничен в движениях, прежде всего, основной орган артикуляции – язык. Затруднены движения других частей речевого аппарата. Характерен носовой оттенок речи (гнусавость). Голос (из-за пареза голосовых связок) становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым. Таким образом, неразборчивость речи при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи – ее мелодики и просодии. Вследствие этого для дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонации.

        Иногда дизартрия выступает в крайней степени выраженности. Тогда устная речь у ребенка не развивается вовсе. Это бывает в тех случаях, когда имеется не парез, а паралич артикуляционных мышц, и они совсем не способны двигаться. Такое состояние речевой функции обозначается как анартрия.

        При правильном обучении дети, страдающие дизартрией (в том числе анартрией), могут научиться читать и писать.

        Естественно, что лечение детей с дизартрией возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия.

        Самыми важными из них являются:

  • Лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга и направленные на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения ЦНС;
  • Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движения конечностей, а также органов артикуляции;
  • общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма в целом;
  • лечение сопутствующих заболеваний;
  • логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Во всех видах лечения ребенка – дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям (аккуратность и точность выполнения рекомендаций специалистов). Прежде всего, это относится  к логопедическим занятиям.

В основном логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:

  • массаж органов артикуляции (логопедический массаж);
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • работу над выразительностью речи.

Применяются два основных вида массажа: активизирующий (при вялости артикуляционных мышц) и расслабляющий (показан для мышц с повышенным тонусом). Выбор того или другого требует предварительной дифференциальной диагностики состояния мышц органов речи.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они не для тела, рук, ног, а для органов артикуляции. Большая часть этих упражнений относится к языку:

  • движения языка вверх-вниз: положить язык на верхнюю губу, опустить на нижнюю, облизать губы, двигая языком по кругу;
  • движения языка вправо-влево, то есть к уголкам губ;
  • подъем языка на альвеолы (бугорки) за верхними зубами с многократным энергичным произнесением звука «д»;
  • движение губ: смыкание-размыкание, вытягивание трубочкой вперед, растягивание в улыбку;
  • движение для маленького язычка (небной занавески): энергичные короткие выкрики на звуке «а, а, а…»; питье воды маленькими глоточками (чем мельче глоток, тем активнее движения мышц гортани).

Чтобы заинтересовать ребенка, следует обращать упражнения в форму игры. Например, движения языка к уголкам губ можно представить как игру в часики; удары языком по альвеолам – как игру в дятла, который стучит по дереву, или в плотника, забивающего гвозди молотком и т. д.

Для выработки правильного речевого дыхания полезно различного рода дутье через рот: сдувание с ладони ватки, пушинок, дутье на свечу и т. д. Полезно использовать и упражнения, входящие в системы дыхательных лечебных комплексов Бутейко, Стрельниковой и других авторов. Однако нельзя забывать, что они могут быть полезными не во всех случаях. Применять их следует по назначению специалистов.

Таким образом, логопедическая работа при дизартрии чрезвычайно трудоемкая, многопланова и требует длительных систематических усилий специалистов, а также родителей ребенка. Наконец, исправление речевых расстройств при дизартрии возможно только в сочетании с правильным лечением, разработкой общей двигательной сферы и рациональным режимом жизни ребенка.

Родители детей - дизартриков, которым не удается помочь радикально (зависит от тяжести органического поражения мозга), должны помнить, что их ребенок способен развиваться умственно, и нужно приложить все силы, чтобы обеспечить ему необходимые условия для такого развития.

3. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

««НЕБЫТИЕ» СЛОВА (АЛАЛИЯ)»

        Наиболее тяжелым расстройством речи, возникающим в следствие органического поражения ЦНС, является алалия. В отличие от дизартрии при алалии нет параличей или парезов речевых органов. Картина речевого расстройства сводится к общему недоразвитию речевой функции, то есть у ребенка или совсем не развивается речь или же развивается с грубыми отклонениями. Слово не рождается, остается в «небытии». Ребенок плохо понимает речь других людей. При нормальном развитии дети, слушая речь взрослых, обучаются говорить. Именно слух, способность понимать то, что говорят другие, обеспечивает развитие речи ребенка. Если же такое внимание затруднено, то ребенку не на что опереться, неоткуда взять образец того, как и что надо говорить. Однако следует подчеркнуть, что дети с алалией не глухие, то есть физический слух, способность слышать вообще, у них есть. Они не различают, не распознают именно звуки речи: слышат, что человек что-то говорит, но не понимают, что именно. Также и мы слышим, но не понимаем тех, кто говорит на неизвестном нам иностранном языке.

        Алалии, при которых в первую очередь нарушено понимание речи, а затем уже устная речь, носят название сенсорных. Детей с сенсорной алалией часто путают с глухими детьми. Правильный диагноз в этом случае имеет большое значение, так как лечение и обучение глухого ребенка принципиально отличаются от лечения и обучения алалика. Не принятые своевременно меры по лечению и обучению ребенка с алалией действительно могут привести к непоправимому отставанию в умственном развитии.

        Дети с сенсорной алалией встречаются нечасто. Более распространена другая форма этого недуга, а именно, моторная алалия. Дети с моторной алалией могут (хоть и не в полном объеме) понимать речь окружающих, но сами не говорят. Родители, как правило, недоумевают: ребенок слышит, в общем, понимает речь, может совершать различение движения губами, языком (дует, жует и пр.), но сам не говорит. Это действительно трудно понять.

        Речь это функция, которая появляется у ребенка в результате освоения им внешнего мира – мира, который его окружает. Первые познания основаны на способности обращать внимание на предметы, их качества, действия. Внешний мир и есть содержание речи.

        Обязательным условием начального развития ребенка являются:

  • Отсутствие врожденных нарушений мышления, слуха и зрения, параличей речевых мышц;
  • Контакты (в том числе речевые) с ребенком со стороны взрослых;
  • Полноценная среда обитания.

Последнее условие является очень важным. Надо иметь в виду, что ребенок запоминает не только то, что познает активно, но и то, что отпечатывается в его мозге как бы без его участия. Таким образом, какова среда обитания, то и отпечатается в нервных клетках детского мозга. Всю жизнь это будет храниться в памяти, что может и не осознаваться, и в критические моменты неожиданно проявлять себя теми или другими поступками, причину которых человек сам, как правило, не понимает.

        С точки зрения работы мозга, основное условие приобретения ранней речи – это связь между теми звуками и зрительными образами, которые существуют во внешнем мире, и той областью в мозге, которая перерабатывает их в речь. Для этого между областями мозга существуют проводники, по которым передается информация. Проводящие пути – это пучки белых волокон. Если они все повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые. Оно может ограничиваться только нарушением звукопроизношения (дислалией).

        Наиболее велика вероятность того, что причиной безречия у детей является неполноценность проводящих путей (белое вещество), которые связывают различные зоны мозга (серое вещество).

        Считается, что плохое  состояние белого вещества мозга (нарушение проводимости) обусловлено различными неблагополучиями во время беременности (токсикозы, угроза выкидыша, гестоз и т. д.), лекарственными воздействиями, отрицательными экологическими факторами, а так же чрезмерным возбуждением центральной нервной системы (ЦНС).

        

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ АЛАЛИЯ?

        В такой ситуации необходимо использовать те проводники, которые не повреждены и активны. Их временно надо использовать вместо поврежденных. Все проводники редко бывают неполноценными.  Дети, у которых речевые проблемы, ориентируются в пространстве, узнают знакомых людей, игрушки, знают, что с ними делать, запоминают цвета, дают адекватные реакции на события. Значит, большая часть проводников у них работает. Бояться использования неречевых приемов не надо.

Как же действовать конкретно?

  1. Опознание произнесения звуков речи.

Если ребенок с нормальным физическим слухом не различает звуки природы, включая голоса животных, и звуки, издаваемые предметами, то речь развиваться у него не будет. Вначале ребенок учиться различать на слух все шумы, и только при этом условии он осваивает, тоже на слух, звуки речи.

        Если ребенок не справился с узнаванием и произнесением звуков речи по слуху, надо предоставить ему другую возможность, а именно, сделать звук речи максимально зримым, образно говоря, показать его.

        Сделайте так, чтобы источники звучаний присутствовали в поле зрения ребенка воде игрушек, рисунков. Например:

 - Изображая вой ветра, показывайте соответствующий рисунок, а затем изображайте, как он дует – соответствующей позой тела, жестами и мимикой. При этом протяжно и долго произнесите «УУУ…», показывая ребенку, как сложены у вас губы.

 - Изображая крик оттого, что больно, широко откройте рот и произнесите: «ААА…» с соответствующей мимикой лица. Покажите ребенку позу рта при крике.

- Изображая стук, покажите, как строят дом: берут гвозди и забивают их молотком. При каждом ударе молотка произнесите четко «тук – тук – тук…». Покажите вашу артикуляцию и скажите «язык похож на молоточек» и т. п.

        Если удастся привлечь внимание ребенка к буквам, то в каждый показ можно включать яркие плакаты с написанными на них буквами.

        Число отрабатываемых звучаний наращивайте постепенно: вначале 2 звучания, затем подключается еще одно, затем еще одно и т. д.

        После каждого «показа» звука просите ребенка делать вместе с вами: «Делай так, как я!».

        Поощряйте ребенка за любые действия и продолжайте показывать, как нужно действовать.

  1. Контроль за приобретением способностей различать и произносить звуки речи.

Проверьте:

 - Узнает ли ребенок по звучанию в отсутствии соответствующей игрушки или картинки, кого вы изображали? Для этого дайте имитацию звучания, а потом предъявите игрушки или картинки и попросите ребенка угадать, откуда этот звук, то есть указать на соответствующий предмет.

 - Есть ли у ребенка попытки»подогнать» свои звуки под предоставленные ему образцы?

        Если ребенок справляется, все правильно, если нет, продолжайте все перечисленные выше действия.

        Ребенок, неспособный произносить звуки речи, не сможет произносить слова, в том числе повторять их. И даже если он способен произносить звуки речи по отдельности, сказать целое слово он может далеко не всегда. Такое бывает по причине плохого чувства ритма. С ребенком, обделенным этим чувством, нужно делать много ритмических движений под ритмическую  музыку и одновременно говорить – логопедическая ритмика.

  1. Понимание и самостоятельное говорение слов.

Слова тоже приобретаются по слуху, но главное при этом, чтобы они не просто копировались, а понимались. Каждое слово – это дубль предмета, только уже не в предметной, а в звуковой форме. Если предметов вокруг ребенка будет мало, то и слов будет мало. Но бывает так, что предметов достаточно, а слова не появляются. Это значит, что предметы, которые ребенок видит, не попадают в ту речевую область мозга, где они становятся словами. В этом случае необходимо предоставить им другую возможность.

        Превратите выработку способности опознавать предметы на ощупь и с помощью других анализаторов в игру. Заготовьте «Волшебный мешочек». Поместите туда разные предметы.

        Ребенок будет угадывать, какой предмет он нащупал, а потом сличать с тем, который будет доступен ему зрительно.

        Благодаря сначала «слепому» способу опознания предмета, а затем зрительному, образы предметов, которые ребенок увидит,  попадут в речевую зону мозга не по тем проводникам, которыми должны были попасть, а по тем, которые имеются между другими анализаторами и этой речевой зоной.

        Кроме ощупывания, ребенку, который не понимает слова, полезно «рисовать» на теле различные фигурки, например, круги (мячик, арбуз, солнце, яблоко), линии (дорожки, нитки), квадраты (коробочки, домики, кубики) и потом просить выбрать, то что вы «рисовали» из числа предъявленных ему зрительных реальных предметов.

        Ребенок, понимающий слова, начнет их произносить. Понимание слов – показатель того, что звуки речи обрели для него смысл, и эти смысловые единицы он и будет озвучивать.

  1. Понимание и построение предложений.

Если ваш ребенок говорит отдельные слова, но не может построить предложение, хотя  знает все необходимые для этого слова, то причина этого в том, что он не может осмыслить центрального слова в предложении, а именно, действия и того, что из него вытекает.

        Каждое предложение – маленький рассказ, имеющий сюжет. Если ребенок «не видит» внутренним взором всю ситуацию, о которой нужно сказать, то надо играть с ним в язык жестов. «Разговаривая» с ребенком жестами, необходимо, однако, каждое слово произносить вслух. В этом случае слова-действия вложатся в  жесты и будут доставлены в ту речевую зону мозга, которая предназначена для фразовой речи.

        К каждому предложению заготовьте сюжетную картинку. Попросите также ребенка нарисовать то, о чем надо сказать. Предварительно покажите, как это сделать.

        Далее, необходимо продемонстрировать, что в предложении употребляются не только слова-предметы (существительные) и слова – действия (глаголы), но и слова – качества (прилагательные), слова – обстоятельства (наречия), слова в разных грамматических формах. Поэтому жестами надо показывать качества (большой, маленький, горячий, холодный), обстоятельства (хорошо, плохо, далеко, близко), вспомогательные слова (над, под, в, на) и т. п.

        Бояться того, что ребенок перейдет на жесты не надо, он ведь слышит, как звучат предложения, и, поняв их грамматическую и смысловую суть, начнет говорить предложения – не жестами, а словами.

        Я желаю вам приступить к занятиям с ребенком с пониманием сути ваших действий, надеждой на положительный результат, терпением.

        При переходе к вызову собственной речи (способности говорить слова, объясняться словами) алалика учат грамоте и, в первую очередь, чтению. Это обусловлено тем, что при алалии не страдает зрительная (затылочная) кора мозга, на нее и делается ставка. И здесь дело не в том, чтобы обучить его правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку.

        Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии. В любом случае отсутствие речи к двум годам – это уже тревожный сигнал. Большое значение имеет постоянное общение родителей с ребенком, начиная буквально с первых дней его появления на свет. Дети должны слышать человеческие голоса, различать интонации, улавливать эмоции, передаваемые речью. Эти начальные уроки играют фундаментальную роль в речевом развитии ребенка.

        Итак, алалия – это тяжелые расстройства речевой функции, причиной которых являются органические поражения мозга. Они требуют применения комплекса лечебных и учебных мер, которые должны осуществляться совместными усилиями специалистов и родителей. Только при этом условии можно рассчитывать на существенное продвижение в речевом развитии, а иногда и «выравнивание» его до нормы.

4. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

«УЧИМСЯ СЛУШАТЬ ЗВУКИ И ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ»

Как известно речь и слух тесно связаны. Даже небольшое снижение физического слуха может повлечь за собой нарушение речи. Но не менее важен и фонематический слух. Что это такое? Давайте здесь немного остановимся.

Фонематический слух — это умение различать звуки речи. Он является необходимой основой для понимания смысла сказанного. Дети со слабо развитым фонематическим слухом путают слова схожие по звучанию (бочка-почка, коса-коза, мишка-миска) и слова с одинаковым ритмическим рисунком, что часто приводит к недопониманию смысла сказанного.

Помимо этого фонематический слух тесно связан со звукопроизношением. Если ребенок плохо различает звуки речи на слух, то, при произношении он тоже будет их путать (заменять на схожие по акустико-артикуляционным параметрам. Например – шишка - сыска, лампа - рампа и т.д.). Но есть и обратная взаимосвязь. Если у ребенка нарушено звукопроизношение, то развитие фонематического слуха замедляется.

Нам бы хотелось познакомить вас дорогие родители с играми направленными на формирование и развитие фонематического слуха и звукопроизношения у детей.

«Что звучит»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию. Развивать умение переключать слуховое внимание.

Ход игры: Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты или звучащие игрушки (это может быть бубен, маракасы, дудка, погремушка и т.д.) уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда взрослый убедится, что ребенок усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

«Угадай, кто позвал»

Цель: развивать фонематический слух, учить различать голоса по тембру, воспитывать слуховое внимание.

Ход игры: из группы детей выбирают ребенка-ведущего, который встает спиной ко всем играющим. Взрослый, молча, указывает жестом на одного из детей, который зовет ведущего по имени. Ведущий поворачивается и называет имя (как он думает) говорившего. Если ребенок отгадывает того кто его позвал, то дети меняются местами и игра продолжается.    Если ребенок не угадывает, то опять поворачивается спиной и угадывает голос следующего ребенка.

«Правильно - неправильно»

Цель:  развивать  фонематический  слух;  учить различать  слова близкие  по звуковому составу; развивать внимательность.

Ход игры:   Взрослый   кладет перед ребенком   картинку   с   изображением   предмета.    Инструкция:   «я   буду   называть  эту   картинку,   то   правильно,   то   нет.  Ты  внимательно слушай, когда я скажу правильно - хлопай в ладоши». Затем взрослый произносит (ШИШКА) – фыфка, шишка, мыфка, сыска, шишка и т.д.

Артикуляционная (речевая) гимнастика для развития речи у детей.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку осваивать правильное звукопроизношение.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

  • Выполнять упражнения желательно перед зеркалом. Это поможет ребенку видеть, правильно он делает упражнения или нет.
  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как ребенку будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

«Болтунишка язычок»

 (Один из вариантов артикуляционной гимнастики в игровой форме. Подходит для детей о 2 до 4 лет)

Где твой болтушка язычок? Ну-ка покажи его дружок! (слегка приоткрыть губы, высунуть вперед острый язычок)

Пусть он на крылечке посидит, (положить расслабленный язык на нижнюю губу)

Пусть по сторонам он поглядит (губы  улыбаются, языком качаем вправо – влево)

Кто там распевает в вышине? Любопытно стало язычку и мне. Тянемся высоко-высоко… Но не разглядели никого (поднимать язычок как можно выше вверх, к носу).

5. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

«УЧИМСЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ ЗАДАНИЯУ»

        Ребенку – дошкольнику важно научиться слушать и понимать задания с первого раза. Очень часто взрослым приходится постоянно повторять свои просьбы детям. Такая привычка мешает ученикам легко воспринимать материал во время уроков.

        Малыш может слушать, но не улавливать суть задания или просьбы.

        Бывает, что дети знают, как решать задачу, но затрудняются с ответом из-за того, что не выслушали или не прочли внимательно условия.

        Не надо ругать ребенка или тщательно «разжевывать» инструкцию к упражнению. Дайте время найти малышу ответ самостоятельно. И только если видите, что без вашей помощи ему не разобраться, подскажите, как лучше справиться с заданием.

        Предложенные игры помогут быть внимательным в разных ситуациях, научат воспринимать речь собеседника без лишних пояснений и повторений, отлично разовьют слуховую память.

Игра «Имена»

Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание.

Задание: хлопнуть, услышав имя.

Ход игры:

  • Взрослый объясняет ребенку: «Я буду называть различные слова, а ты, как только услышишь имя мальчика или девочки, сразу хлопни в ладоши» - и читает ряд слов, среди которых есть имена.
  • После выполнения задания взрослый спрашивает, какие имена запомнил ребенок.

Лексический материал:

        Помидор, коза, Поля, роза, Паша, Галя, лапа, Толя, Катя, Ваня, ножи, Коля, Тамара, Сережа, и т. д.

Игра «Палочки»

Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание.

Задание: выложить столько палочек, сколько хлопков услышишь.

Ход игры:

  • Взрослый кладет перед ребенком счетные палочки.
  • Объясняет ребенку: «Я буду хлопать в ладоши. А ты внимательно послушай, сколько раз я хлопну, и выложи столько палочек, сколько хлопков услышишь».

Игра «Ухо – нос»

Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание.

Задание: делать, как взрослый.

Ход игры:

  • Взрослый предлагает ребенку выполнять только то, что он скажет.
  • Взрослый произносит вслух слово «ухо» и берется за ухо, произносит слово «нос» и берется за нос.
  • Ребенок выполняет его действия.
  • Через некоторое время взрослый начинает запутывать ребенка, ошибаться.

        Например, говорит «нос» и берется за ухо, говоря «ухо», берется за колено.

  • Задача ребенка: не сбиться.
  • Через некоторое время взрослый и ребенок меняются ролями.

Игра «Карманы»

Цель: научить ребенка внимательно слушать речевые задачи.

Задание: показать число на пальцах. Услышав слово – сигнал, спрятать руки в карманы.

Ход игры:

  • Взрослый называет слово-сигнал. Например «пять».
  • Объясняет правила игры: «Я буду называть разные числа. Ты будешь показывать такое же количество пальцев. Как только услышишь слово «пять», спрячь руки в карманы».
  • Взрослый называет различные числа.
  • Ребенок внимательно следит, слушает, показывает на пальцах те числа, которые назвал взрослый, до тех пор, пока не прозвучит слово-сигнал.

Как только слово-сигнал прозвучит, ребенок прячет руки в карманы.

  • Через несколько игр взрослый и ребенок меняются ролями.

Игра «Задачка в стихах»

Цель: научить ребенка воспринимать условия задач в стихах на слух.

Задание: ответить на вопрос задачи.

Ход игры:

  • Взрослый, рассказывая задачу в стихотворной форме, просит ответить на вопрос.

Лексический материал:

Шесть конфет лежат в кармашке.

У подружки. У Наташки.

Вот конфета для Иринки,

Вот конфета для Маринки,

Конфета для Оли,

Конфета для Саши.

А сколько осталось конфет для Наташи?

Игра «Задачка на внимание»

Цель: научить ребенка воспринимать условия задач на слух.

Задание: ответить на вопрос задачи.

Ход игры:

  • Взрослый, рассказывая условие задачи, просит ответить на вопрос.

Лексический материал:

  • На скамейке сидели три девочки.        Между каждыми двумя девочками сел мальчик.
  • Сколько мальчиков село на скамейку?
  • Сколько стало детей на скамейке?

Игра «Слушаем и выполняем»

Цель: научить ребенка слушать задание с первого раза.

Задание: выполнить движения, о которых говорится в стихотворении.

Ход игры:

  • Взрослый читает стихотворение.
  • Ребенок выполняет движения.

Лексический материал:

1.

Ноги выше поднимай

И по комнате шагай.

Раз! Два! Три! Четыре!

Руки – в стороны пошире!

Пальцы в кулачки сжимай

И назад теперь шагай.

2.

Внимательно послушай:

Возьми себя за уши,

Вверх потяни, вниз потяни,

Вверх потяни, вниз потяни,

Вверх потяни, вниз потяни,

Сильнее тяни, но не оторви.

Они тебе очень еще пригодятся,

А значит, никак не должны оторваться.

Теперь аккуратно подергай за уши,

Потри их, погладь

И сказку послушай.

3.

Возьми карандаш правой рукой,

На пол аккуратно его опусти.

Теперь покажи его левой ногой,

Опять подними, чтоб на стол отнести.

4.

Собирайся на зарядку!

Выполняй все по порядку

Все спортивные движенья

И другие упражненья.

Просто так нельзя стоять –

Надо руки вверх поднять.

На носочки поднимись,

Вправо-влево повернись.

Руки снова опускаем,

Раз пятнадцать приседаем.

Посмотри-ка на окошко,

Громко хлопни-ка в ладошки,

За коленки ухватись,

Сядь на пол и улыбнись.

Игра «Что (кто) здесь?»

Цель: научить ребенка внимательно слушать задания.  

Задание: услышав название предмета, относящегося к указанному признаку, дважды топнуть левой ногой.

Ход игры:

  • Взрослый задает вопрос: «Что здесь маленькое?»
  • Взрослый перечисляет предметы.
  • Ребенок, услышав название предмета, относящееся к вопросу, дважды топает левой ногой.
  • После этого взрослый задает вопрос: «Кто здесь маленький?»
  • Взрослый перечисляет те же предметы.
  • Ребенок, услышав название предмета, относящееся к вопросу, дважды топает левой ногой.
  • Ребенок должен внимательно слушать вопрос и называть только неодушевленные предметы, если в вопросе было слово «что», и одушевленные, если «кто».

Лексический материал:

Маленькое. Слон, орех, арбуз, клубника, жук, вишенка, кит, дерево, гриб.

Сладкое. Яблоко, мороженое, перец, чеснок, конфета, торт, соль, лимон.

Горькое. Лимон, яблоко, мороженое, лук, клубника, чеснок, конфета, торт, таблетка, перец.

Съедобное. Клубника, мяч, мороженое, конфета, свеча, яблоко, камень, книга, арбуз.

Неживое. Сосулька, палка, игрушка, корова, мяч, лягушка, камень, малыш.

Живое. Ромашка, человек, палка, книга, орел, заяц, дерево, камень, мяч.

Большое. Машина, яблоко, вишенка, орех, клубника, слон, мышь, кит.

Несъедобное. Вишенка, яблоко, камень, ромашка, тарелка, арбуз, свеча, конфета, машина.

Игра «Найди ошибку»

Цель: научить ребенка внимательно слушать и вникать в смысл сказанного другим человеком.

Задание: послушать внимательно предложения. Поднимать красный карандаш, если услышишь ошибку, и зеленый, если ошибок нет.

Ход игры:

  • Взрослый читает предложения.
  • Ребенок  поднимает красный карандаш, услышав неточность в предложениях.
  • При отсутствии ошибок в предложении ребенок поднимает зеленый карандаш.

Лексический материал:

Девочка ушиблась об угол стола.

Угол стола ударился о девочку.

Скакалка прыгала через Катю

Катя прыгала через скакалку.

Стена отскочила от мячика.

Мячик отскочил от стены.

Овраг перепрыгнул через Колю.

Коля перепрыгнул через овраг.

Грузовик свернул за угол.

Угол свернул за грузовик.

Репка читала сказку про маму.

Мама читала сказку про репку.

Камень споткнулся о Свету.

Света споткнулась о камень.

На полянку выскочил заяц.

Полянка выскочила на зайца.

Дерево спряталось под мышку.

Мышка спряталась под деревом.

Облака спрятались за солнце.

Солнце спряталось за облака.

Щенок залез под лавку.

Лавка залезла под щенка.

Корзинка залезла в котенка.

Котенок залез в корзинку.

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: научить ребенка внимательно слушать и вникать в смысл сказанного другим человеком.

Задание: исправить взрослого, если услышишь ошибку.

Ход игры:

  • Взрослый читает предложения.
  • Ребенок слушает внимательно и определяет, какие предложения неверные.
  • Если предложение верно – «верно», если ложное – «неверно».

Лексический материал:

Кошка лакает воду.

Лягушка грызет орехи.

Змея долбит дерево.

Корова пасется на лугу.

Дельфин схватил акулу.

Пингвин поймал слона.

Собака грызет кость.

Рысь глотает бабочку.

Слон пьет нектар.

Рыбка жует траву.

Тигр колет орехи.

Лошадь ловит муху.

Стрекоза ест мясо.

Собака жует сено.

Игра «Ням – буль»

Цель: научить ребенка внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи.

Задание: сказать «ням», услышав название пищи, «буль» - название напитка..

Ход игры:

  • Взрослый читает стихотворные строки.
  • Ребенок, услышав название пищи, произносит «ням», услышав название напитка, произносит «буль».

Лексический материал:

Напитки пьют, еду едят,

Хотят того иль не хотят.

Выпить котлету у вас не получится,

А чтобы съесть сок – долго с вилкою мучиться.

«НЯМ» скажешь, если вдруг пищу заметил,

«БУЛЬ» скажешь, если напиток приметил.

Спагетти, бифштексы, компот,

Чай, кофе, пюре, бутерброд.

Салат, молоко, винегрет,

Печенье, коктейли, омлет.

Квас, пельмени, лимонад,

Сок, жаркое, шоколад.

Использованная литература:

1. Визель Т.Г. Ребенок и его развитие. – М.: В. Секачев, 2016. – 101-112с.

2. Молчанова Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 320с. – (Библиотека логопеда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников»....

он-лайн консультация для родителей «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

Скрайбинг — процесс визуализации содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации....

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников»

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников»...

Консультация для родителей и воспитателей детского сада. "Речевое развитие детей".

laquo;РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ФГОС ДО – этот вопрос посвящён теме важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников. Можно возразить, что не менее важно позн...