Методические разработки : Взаимосвязь учителя -логопеда и воспитателей в ДУ
методическая разработка по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Лексическая тема : Огород. Овощи
- Игры на развитие речевых навыков: Тренировка плавного выдоха «Осенние листочки.» Развитие силы и длительности выдоха. Упражнение с вертушками. Работа над интонационной выразительностью речи, четкостью дикции, произношением «Купите лук».
- Игры на развитие языкового анализа, синтеза, представлений: Песня звука [У]». Игра « Семафор» (на звук [У] материал: а.у.и.а.о.а.ы.э.а.и. Ам. ут.ак.он.уп). Определение места звука в слогах (уп, пу, ут, ту, ум, му, ун,ну). Пение звука [а]. Игра « Присядь, когда услышишь звук [а]» (из ряда отдельных звуков и слогов). Игра « Семафор» (материал: а.у.и.а.о.а.ы.э.а.и. Ам. ит.ак.он.уп). Определение места звука в слогах (ап. па. ат. та. ам. ма. ан.на).
- Игры на развитие лексики и грамматического строя речи:
Лото «Один- много» (образование мн. числ. сущ.) Упр. «Чего не стало?» (образование Р.П. сущ.) Упр. «Назови ласково» Упр. «Подбери признак» (согласование суш, и прил.) Упр. «Назови овощи». Упр.«Вершки, корешки».«Какие бывают?» (подбор к существительным прилагательных) Упр. «Сосчитай до пяти».(согл. сущ с прил) Игра «Какой сок? Какая запеканка? Какое пюре?» Игра «Жадина» (согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои)
- Развитие связной речи: Д./И. «Четвертый лишний» (учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением). Отгадывание и толкование загадок об овощах. Составление рассказа об овощах по алгоритмам.
- Развитие мелкой моторики: Упр. «Урожай» Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Лексическая тема : Сад. Фрукты.
1. Игры на развитие речевых навыков: Упражнение «Узнай фрукт». Упражнение « Лесенка» (на преодоление твердой атаки голоса.) Развитие силы и длительности выдоха: Упражнение с вертушками (повторение). Упр. «Назови фрукты» (3 сек. Вдох, на выдохе назвать 4 фрукта).
2. Игры на развитие языкового анализа, синтеза, представлений: Упр. (в обр. и употр.сущ.мн.ч.и ед.) предл. со словами : много, нет ; подбор имён на звук [О]: Таня, Дина, Шура, Тома, Толя, Дима, Вася, Петя. Упр. Выделение на слух звука [И]: а) из ряда гласных: ау, ио, иу, аи, аои…; б) из слогового ряда: ап, их, им, ум, ат, ит, ут, ан…; Игра «Много – нет»:У Толи много лимонов. У Томы нет лимонов (лимона).
3.Игры на развитие лексики и грамматического строя речи: Упр. «Назови ласково». Игра «Посчитай». Упр. «Подбери признак» (согласование суш, и прил.).
Упр. «Чего не стало?» (образование Р.П. суш.). Лото «Один- много» (образование мн. числ. суш.) Игра «Жадина» (согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои) Упр.«Расскажи о фрукте» (подбор прил. к сущ.) Игра «Назови компот, пирог, пюре»
4.Развитие связной речи: Отгадывание и толкование загадок о Фруктах. Составление загадок-описаний о Фруктах с опорой на картинки. Составление простых предложений по сюжетной картинке «Сбор урожая».
5.Развитие мелкой моторики: Пальчиковая игра «Компот». Пальчиковая гимнастика «Будем фрукты собирать» (Г.А. Османова). Штриховки изображения банана, яблока, груша.
Лексическая тема : Ягоды.
1. Игры на развитие речевых навыков: «Сосчитай ягоды» - отработка интонации перечисления в повествовательном высказывании, расширение тонального диапазона голоса. Упр. «Гудок» (развитие речевого дыхания)
2. Игры на развитие языкового анализа, синтеза, представлений: Выделение звука [э]:эс, эп, эк, эм, эн, эк, эт,пэ, сэ, кэ, мэ, нэ, хэ, тэ, это, эта, этот, эти, эхо, Эмма, Эдик, эму, поэт, поэты, поэма, поэмы, эскимо, эскимос, эскимосы. Подбор картинок со звуком [Э](поэт, этажерка, экскаватор, эскимо…) Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ и т.д.;
3.Игры на развитие лексики и грамматического строя речи: Упр. «Назови ласково». Игра «Посчитай». Упр. «Подбери признак» (согласование суш, и прил.). Упр. «Чего не стало?» (образование Р.П. суш.). Лото «Один- много» (образование мн. числ. суш.) Игра «Жадина» (согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои) Упр.«Расскажи о ягоде» (подбор прил. к сущ.) Игра «Назови компот, пирог, пюре»
4.Развитие связной речи: Отгадывание и толкование загадок по теме. Игра «Четвертый липший» (отвечать на вопрос полным предложением). Составление предложений по картине о ягодах.
5.Развитие мелкой моторики: «За малиной» (речь с движением) Пальчиковая гимнастика «Поищу на грядке я...» Обводка и штриховка изображений ягод. Соедини по точкам (рисование ягод по пунктирам).
Лексическая тема : Лес. Грибы.
1. Игры на развитие речевых навыков: «Сосчитай грибы» - отработка интонации перечисления в повествовательном высказывании, расширение тонального диапазона голоса. Упр. «Сдуй листочик с грибка» (развитие длительности выдоха). Упражнение «Назови грибы»- 3сек. Вдох, на выдохе назвать 4 грибы.
2. Игры на развитие языкового анализа, синтеза, представлений: «Кто больше?» (придумывание слов со звуками [м], [м']) «Живые звуки» (ам, ом, ум). Подбор картинок на заданный звук [М]или[М’] (дом, мак, сом, миска, мир…).«Подбери слово к схеме» (звук в начале слова; звук в середине слова).
3.Игры на развитие лексики и грамматического строя речи: Упр. «Назови ласково». Игра «Посчитай». Упр. «Подбери признак» (согласование суш, и прил.). Упр. «Чего не стало?» (образование Р.П. суш.). Лото «Один- много» (образование мн. числ. суш.) Игра «Жадина» (согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои) Упр.«Расскажи о грибе» (подбор прил. к сущ.) Игра «Назови пирог, пюре»
4.Развитие связной речи: Отгадывание и толкование загадок по теме. Составление предложений по картине «В лесу». Составление загадок-описаний о грибе. Пересказ рассказа «Полянка в лесу» (М. Пришвин)
5.Развитие мелкой моторики: Обводка и штриховка изображений грибов. Речь с движением «Ежик и барабан» (Н.В. Нищева). Соедини по точкам (рисование грибов по пунктирам).
Лексическая тема : Осень. Деревья.
1. Игры на развитие речевых навыков: Упр. «Дышим» (стоя руки разводим в стороны). «Подуй на листочек» (выработка длительного выдоха). Упражнение «Подуй на облако» (длительность выдоха).
2. Игры на развитие языкового анализа, синтеза, представлений: Упражнение «Добавь последний слог» (ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...; ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...) Упражнение «Топни-хлопни» (различение на слух длинных и коротких слов. Игровой материал: погремушка, колокольчик, дом, кот. Чебурашка, велосипед, гном, мяч, нос.) Подбор картинок на заданный звук [Д]или[Д’] (дом, день, диван, доска, команда…)
3.Игры на развитие лексики и грамматического строя речи:
Лото «Один- много» (образование мн. числ. сущ.)(материал: листья, капля, туча). Упр. «Подбери признак» (согласование сущ, и прил.)(материал: погода, ветер, солнце, дождь, листья). Игра «Посчитай» (согласов. сущ, с числит,)(туча. листик, капля) Упр. «Чего не стало?» (образование Р.П. сущ.) (повторение по пройденным темам).
4.Развитие связной речи: Упражнение «Исправь предложение» «Продолжи предложение» Составления рассказа описания о дереве. Пересказ рассказа «Лес осенью» (Г. Скребицкий)
5.Развитие мелкой моторики: Обводка и штриховка изображений листьев деревьев. Координация речи с движением «Дождик» (Н.В. Нищева) Пальчиковая гимнастика «Осень» (повторение)
Лексическая тема : Перелетные птицы.
1. Игры на развитие речевых навыков: Развитие речевого дыхания, силы голоса. «Птицы улетают» (стая журавлей: гур-гур- гур; стая уток на выдохе: кря-кря-кря-кря). Развитие умения правильно ставить ударение в словах «Отхлопай слово» (аист, цапля, ласточка).
2. Игры на развитие языкового анализа, синтеза, представлений: Подбор картинок на заданный звук [ы] (дым, дыня, диваны, команды…)«Дом, замок, избушка» (поделить слова на слоги и поселить их в зависимости от количества слогов) Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них: ТЫ: кус-..., мос-..., бол-..., ко-...; ДЫ: са-..., хо-..., пло-..., ря-...
3.Игры на развитие лексики и грамматического строя речи: Упр. «Назови ласково». Игра «Посчитай». Упр. «Подбери признак» (согласование суш, и прил.). Упр. «Чего не стало?» (образование Р.П. суш.). Лото «Один- много» (образование мн. числ. суш.) Игра «Жадина» (согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои) Упр.«Расскажи о птице» (подбор глагол.. к сущ.) Игра с мячом «Чей? Чья? Чьи?»
4.Развитие связной речи: Составление предложений по картинкам (с употреблением глаголов «вылетает», «залетает», «перелетает».) Составление описательного рассказа - загадки по предложенной схеме. Отгадывание загадок - описаний о перелетных птицах.
5.Развитие мелкой моторики: Координация речи с движением «Аист». Обводка и штриховка изображение птицы. Развитие мелкой моторики «Эта птичка...» (Н.Нищева)
Лексическая тема : Человек, части тела.
1. Игры на развитие речевых навыков: Развитие умения правильно ставить ударение в словах «Отхлопай слово» (руки, ноги, голова). «Хлопаем в ладоши» (повтори ритм). «Какое настроение?» (умение отображать и понимать эмоции - радость, грусть, удивление).
2. Игры на развитие языкового анализа, синтеза, представлений: «Хлопни - топни» ([к] [к']) (хлопнуть на звук [к], топнуть на [к’], материал кот, кит, мак, сок, корм, ток, миски, открытки)«Измени слово» (первый звук на звук [к]) «Угадай слово» (.анки, .елега, .опка). Подбор картинок на заданный звук [К]или[К’] (кот, кит, окно, д, команда, миски…)
3.Игры на развитие лексики и грамматического строя речи: Упр. «Назови ласково». Игра «Посчитай». Упр. «Подбери признак» (согласование суш, и прил.). Упр. «Чего не стало?» (образование Р.П. суш.). Лото «Один- много» (образование мн. числ. суш.) Игра «Жадина» (согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои) Игра с мячом «Чей? Чья? Чьи?»
4.Развитие связной речи: Объясни пословицу: «Глаза бояться, а руки делают». Отгадывание загадок и толкование отгадок. Составление рассказа- описания «Мой портрет»
5.Развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика «Есть на пальцах наших ногти...» (Крупенчук с.92) Дорисовывание портрета человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"
Материал отмечает специфику работы учителя-логопеда и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....
Консультация для воспитателей Тема:" Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей"
Тема: "Взаимосвязь учителя-логопеда м воспитателей"...
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями (задания логопеда для воспитателей)
Эффективность коррекционно-развиваюшей работы на логопункте во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:- с...
Консультация воспитателей «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей»
В коррекционной работе с ребенком с ОВЗ очень важна тесное взаимодействие учителя- логопеда и воспитателя. От взаимного проникновения в работу друг к другу педагогов зависит эффективность общей ...
Методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного работника."
Предоставляется методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного...
Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"
Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....
Методические материалы для взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе
В работе представлены игры и задания для развития фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи детей в подготовительно логопедической группе на каждую неделю, в соответствии с тематич...