Логопедия логопсихология
презентация по логопедии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Company Logo ПЛАН Определение речи. Историческая справка. 1 Компоненты речи. Функции речи. 2 Причины нарушений речи. Виды речевых нарушений. 3 Психологические особенности детей-логопатов. Обучение детей с нарушениями речи. 4
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Изучением вопросов особенностей развития речи, предупреждения и коррекции речевых нарушений занимается наука логопедия. Ученые, внесшие вклад в область логопедии: Ф.Ф.Рау, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, О.В.Правдина, Г.А.Каше, М.Ф.Фомичева и др. Ф.Ф.РАУ
Company Logo ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. В случае, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые влияют на формирование всей его психики, говорят о детях с нарушением речи.
КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ ЛЕКСИКА СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА. ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА, ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ГРАММАТИКА СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОТРАЖАЕТ УМЕНИЕ РЕБЕНКА ВЫРАЗИТЬ СВОЮ МЫСЛЬ ФОНЕТИКА ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ. ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ НЕСКОЛЬКО КОМПОНЕНТОВ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ОБЪЕМ ТОЧНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ АКТИВНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ ГРАММАТИКА СЛОВО ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВО ОБРАЗОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЕ ФРАЗЫ
КОМПОНЕНТЫ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕМП ГОЛОС РИТМ ТЕМБР ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Company Logo ФУНКЦИИ РЕЧИ ОБОБЩАЮЩАЯ РЕГУЛИРУЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ
СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ АППАРАТ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ОТДЕЛ ГОЛОСОВОЙ ОТДЕЛ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Схема локализации речевых центров
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Органические центральные: наследственные факторы; травмы головного мозга; инфекции, в т.ч. нейроинфекции (энцефалит, менингит); интоксикации – воздействие на мозг ядов (лекарственного, промышленного, бытового происхождения). ОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ Органические периферические: короткая уздечка языка; неправильное строение или отсутствие зубов; нарушения в строении челюстей.
Примеры органических нарушений речевого аппарата
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ Возрастные особенности дошкольников: несформированность фонематического восприятия; слабость и недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата Социальные факторы: ограничение общения; искаженная форма общения; двуязычие в семье; дефектное речевое окружение.
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ БРАДИЛАЛИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ ТЕМП ДИЗАРТРИЯ НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ РИНОЛАЛИЯ (ГНУСАВОСТЬ) НАРУШЕНИЕ ТЕМБРА И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДИСФОНИЯ (АФОНИЯ) РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА ТАХИЛАЛИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИ УСКОРЕННЫЙ ТЕМП ДИСЛАЛИЯ НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ АЛАЛИЯ СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ЗАИКАНИЕ НАРУШЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АФАЗИЯ СИСТЕМНОЕ НАРУШЕНИЕ (РАСПАД) РЕЧИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДИСГРАФИЯ (АГРАФИЯ) РАССТРОЙСТВО ПРОЦЕССА ПИСЬМА ДИСЛЕКСИЯ (АЛЕКСИЯ) РАССТРОЙСТВО ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ФН ФФН ОНР Фонетическое нарушение – нарушения звукопроизношения, в основе которого не лежат нарушения фонематического слуха. Фонетико- фонематическое нарушение – нарушения звукопроизношения вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи – сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речи ЗАИКАНИЕ НАРУШЕНИЯ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ ( КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ ) Нарушение применения средств общения Нарушение коммуникатив-ной функции
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ, СВОЕОБРАЗИЕ ХАРАКТЕРА ПОВЫШЕННАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ. СНИЖЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СНИЖЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЕ В ОБЩЕНИИ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЧЕСКИЕ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. - М.. 1999. Дефектологический словарь. – М., 1970. Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И.Селиверстова.-М.,1997. Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002. Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи логопеда о логопедах
Стихи логопеда о логопедах Кто же это ЛОГОПЕД –То ли МЕД, а то ли ПЕД?Он немного воспитатель,Детских душ он врачевательОн немножечко психолог,Иногда и дефектолог.Логопед детей не мучит,Разг...

Статья по логопедии "Взаимодействие логопеда и воспитателя при подготовке детей с ФФНР к обучению в школе"
Проблема готовности к школе актуальна всегда!!...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».
Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе логопеда с родителями подготовительной группы"....
Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "
В своей публикации хочу затронуть важную часть логопедической работы – это взаимодействие учителя –логопеда с родителями.Родители - главные помощн...

Основы сурдопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии.
Раздел коррекционной (специальной) психологии – сурдопсихология. Объект и предмет сурдопсихологии. Задачи сурдопсихологии. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушен...

"Логопсихология-помощь людям с нарушением речи".
Логопсихология-помощь людям с нарушением речи.Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе фо...