Использование логопедического тренажера «Дельфа-142.1» в речевом развитии у детей с РАС
статья по логопедии

Бычкова Ирина Николаевна

В данной статье говорится о возможности применения и использования логопедического тренажера «Дельфа - М 142.1» при коррекции речи  у дошкольников

с РАС. Применение  новых педагогических технологий стало необходимостью на самых ранних этапах воспитания и обучения. Материал адресован воспитателям групп

комбинированной направленности и логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи у детей с РАС15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логопедического тренажера «Дельфа-142.1» в речевом развитии у детей с РАС.

Развитие предметного словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи. Словарь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Для детей с ранним детским аутизмом (РДА) характерной особенностью является несформированность предметного словаря.

 Ряд исследователей (Агафонова, Е.Л., Григорян. О.О., Леврентьева, Н.Б.) сделали акцент на том, что нарушения формирования лексики у детей с ранним детским аутизмом проявляются в ограниченности словарного запаса, расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, трудностях актуализации словаря. Бедность словаря проявляется в том, что дети даже шестилетнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть; фара, кузов) и др. Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как овца, лось, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, гром, продавец, парикмахер. Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения.

Нарушение формирования предметного словаря у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря. Характерной особенностью словаря детей с ранним детским аутизмом является неточность употребления слов. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с многообразны. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети используют слово лишь в определенной ситуации.

Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с тем, что у таких  детей нарушения носит не только стойкий характер, но имеют еще и низкую динамику преодоления и представляют значительную сложность для логопедической работы. Помимо этого, у детей  низкий познавательный  интерес. Поэтому, при работе с такими детьми необходимо было расширить  поиск эффективных методов   коррекционной работы для того чтобы заинтересовать  дошкольников с РАС, сделать обучение осознанным и интересным.

При работе в группе комбинированной  направленности для детей с РАС  изучение компьютера приобретает большую ценность, в связи с тем, что расширяет поле методов и приемов коррекционно – развивающего обучения и подразумевает новые подходы в работе по коррекции того или иного нарушения речи, которые предоставляют обширное поле для применения  компьютерных методик на логопедических занятиях. Кроме того, процесс подачи материала с использованием интерактивных технологий на логопедическом занятии становится более индивидуализированный.

Одним из таких эффективных приемов работы оказался логопедический тренажер «Дельфа - М 142.1», который  представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи. Известно, что одним из дидактических принципов обучения детей с РАС является задействование  различных органов восприятия. При работе на логопедическом тренажере происходит насыщение  воспринимаемых ребенком объектов (цветовые, звуковые, тактильные ощущения).

В результате ребенок видит результат своей речевой деятельности. Старается повторить его. Логопедический тренажер позволяет  нам внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, что очень важно в работе с детьми РАС, т.к. необходимо многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал. Так же, «Дельфа - М 142.1» дает нам возможность  использовать различный стимульный материал — картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь и работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребенка и его индивидуальных особенностей. Помимо этого одновременно с коррекцией речи, осуществляется  развитие памяти, внимания, восприятия воспитанников.

Следует отметить, что такие дети плохо переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Поэтому, работа по закреплению полученных навыков закрепляется в повседневной жизни ребенка (в режимных моментах, на прогулке, дома).

Таким образом, можно отметить, что применение логопедического тренажера «Дельфа - М 142.1»  на логопедических занятиях с детьми с РАС – это удобная и доступная для ребенка форма обучения. Работа  на тренажере позволяет разнообразить процесс обучения детей, сделать его более ярким и красочным, тем самым мотивировать ребенка на продолжительную и плодотворную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логопедической ритмики в целях формирования слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

В своей работе с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы используем различные методы и приемы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению нарушенного звукопроизношения можно испо...

Использование логопедического тренажера "Дельфа"для развития дыхания

Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Если занятия с логопедом однообразны, то у ребенка со временем может утратиться интерес к заняти...

Конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием логопедического лото «Домашние животные»

Задачи: Закреплять представления о домашних животных.Уточнять и расширять словарь по теме “Домашние животные”.Развивать мелкую моторику, зрительное, слуховое восприятие, творческое во...

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» как средство речевого развития у детей с ОВЗ.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» как средство речевого развития у детей с ОВЗ....

«Использование логопедической ритмики в работе по преодолению задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается актуальность проблеммы применения логопедической ритмики с детьми с ЗРР...

Выступление на межрегиональном семинаре учителей-логопедов. Логопедическое пособие по социально-коммуникативному и речевому развитию для детей 5-7 лет «Колодец знаний», Башарова Светлана Явдатовна

Выступление на межрегиональном семинаре учителей-логопедов на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя – логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»В...