Использование логопедического тренажера «Дельфа-142.1» в речевом развитии у детей с РАС
статья по логопедии
В данной статье говорится о возможности применения и использования логопедического тренажера «Дельфа - М 142.1» при коррекции речи у дошкольников
с РАС. Применение новых педагогических технологий стало необходимостью на самых ранних этапах воспитания и обучения. Материал адресован воспитателям групп
комбинированной направленности и логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи у детей с РАС | 15.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логопедического тренажера «Дельфа-142.1» в речевом развитии у детей с РАС.
Развитие предметного словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи. Словарь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Для детей с ранним детским аутизмом (РДА) характерной особенностью является несформированность предметного словаря.
Ряд исследователей (Агафонова, Е.Л., Григорян. О.О., Леврентьева, Н.Б.) сделали акцент на том, что нарушения формирования лексики у детей с ранним детским аутизмом проявляются в ограниченности словарного запаса, расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, трудностях актуализации словаря. Бедность словаря проявляется в том, что дети даже шестилетнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть; фара, кузов) и др. Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как овца, лось, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, гром, продавец, парикмахер. Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения.
Нарушение формирования предметного словаря у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря. Характерной особенностью словаря детей с ранним детским аутизмом является неточность употребления слов. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с многообразны. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети используют слово лишь в определенной ситуации.
Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с тем, что у таких детей нарушения носит не только стойкий характер, но имеют еще и низкую динамику преодоления и представляют значительную сложность для логопедической работы. Помимо этого, у детей низкий познавательный интерес. Поэтому, при работе с такими детьми необходимо было расширить поиск эффективных методов коррекционной работы для того чтобы заинтересовать дошкольников с РАС, сделать обучение осознанным и интересным.
При работе в группе комбинированной направленности для детей с РАС изучение компьютера приобретает большую ценность, в связи с тем, что расширяет поле методов и приемов коррекционно – развивающего обучения и подразумевает новые подходы в работе по коррекции того или иного нарушения речи, которые предоставляют обширное поле для применения компьютерных методик на логопедических занятиях. Кроме того, процесс подачи материала с использованием интерактивных технологий на логопедическом занятии становится более индивидуализированный.
Одним из таких эффективных приемов работы оказался логопедический тренажер «Дельфа - М 142.1», который представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи. Известно, что одним из дидактических принципов обучения детей с РАС является задействование различных органов восприятия. При работе на логопедическом тренажере происходит насыщение воспринимаемых ребенком объектов (цветовые, звуковые, тактильные ощущения).
В результате ребенок видит результат своей речевой деятельности. Старается повторить его. Логопедический тренажер позволяет нам внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, что очень важно в работе с детьми РАС, т.к. необходимо многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал. Так же, «Дельфа - М 142.1» дает нам возможность использовать различный стимульный материал — картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь и работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребенка и его индивидуальных особенностей. Помимо этого одновременно с коррекцией речи, осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия воспитанников.
Следует отметить, что такие дети плохо переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Поэтому, работа по закреплению полученных навыков закрепляется в повседневной жизни ребенка (в режимных моментах, на прогулке, дома).
Таким образом, можно отметить, что применение логопедического тренажера «Дельфа - М 142.1» на логопедических занятиях с детьми с РАС – это удобная и доступная для ребенка форма обучения. Работа на тренажере позволяет разнообразить процесс обучения детей, сделать его более ярким и красочным, тем самым мотивировать ребенка на продолжительную и плодотворную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логопедической ритмики в целях формирования слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
В своей работе с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы используем различные методы и приемы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению нарушенного звукопроизношения можно испо...
Использование логопедического тренажера "Дельфа"для развития дыхания
Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Если занятия с логопедом однообразны, то у ребенка со временем может утратиться интерес к заняти...
Использование логопедического тренажера "Дельфа - 142.1" в работе логопеда
компьтерные помощники логопеда...
Конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием логопедического лото «Домашние животные»
Задачи: Закреплять представления о домашних животных.Уточнять и расширять словарь по теме “Домашние животные”.Развивать мелкую моторику, зрительное, слуховое восприятие, творческое во...
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» как средство речевого развития у детей с ОВЗ.
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» как средство речевого развития у детей с ОВЗ....
«Использование логопедической ритмики в работе по преодолению задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается актуальность проблеммы применения логопедической ритмики с детьми с ЗРР...
Выступление на межрегиональном семинаре учителей-логопедов. Логопедическое пособие по социально-коммуникативному и речевому развитию для детей 5-7 лет «Колодец знаний», Башарова Светлана Явдатовна
Выступление на межрегиональном семинаре учителей-логопедов на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя – логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»В...