Артикуляционная гимнастика-основа правильного звукопроизношения и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа)
Дефекты звукопроизношения, возникнув в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому наиболее актуальным является воспитание чистой речи у детей в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_artikulyatsionnogo_praksisa.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время количество детей имеющие отклонения в развитии речи увеличивается. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в недоразвитии грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении звукопроизношения.
Дефекты звукопроизношения, возникнув в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому наиболее актуальным является воспитание чистой речи у детей в ДОУ.
Формирование правильного произношения у детей - сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляционного аппарата, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственный. В результате такой работы к пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи, но у многих детей этот процесс задерживается.
Результаты обследования воспитанников групп общеразвивающей направленности среднего и старшего дошкольного возраста следующие: обследовано – 60 воспитанников, из них 50 воспитанников имеют нарушения звукопроизношения. Большинство детей не произносят группу звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, отдельные - звуки Л, Р.
Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, его подвижности, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Существуют следующие методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 5-6 упражнений за один раз.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо педагога, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и педагог во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда педагог должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем детям научиться говорить правильно, чётко и красиво, чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Артикуляционные упражнения для языка подразделяются на: Статические упражнения которые направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию: «Киска сердится», «Парус», «Чашечка», «Грибок», «Лопатка», «Иголочка»
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений) вырабатывают подвижность языка, координацию и переключаемость.
«Гармошка», «Чьи зубки чище?», «Качели», «Часики», «Вкусное варенье»,
«Футбол», «Маляр», «Лошадка», «Барабанщики» (Дятел).
Для проведения артикуляционной гимнастики необходимо:
зеркало, игровой момент, приемы, правила выполнения упражнения.
К нетрадиционным приёмам проведения артикуляционной гимнастики можно относят- биоэнергопластику, артикуляционная гимнастика по страницам стихов, мультфильмов, истории о путешествиях Язычка, логопедическое пособие «Кубик - бросай, язычком выполняй», использование интерактивных технологий при выполнении артикуляционной гимнастики «Утро с котом Мурзиком».
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика улучшает работу полушарий головного мозга, развивает внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики - содружественная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Комплекс упражнений с биоэнергопластикой способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Особенности работы с применением биоэнергопластики.
1. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
2. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
3. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
4. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппар
Упражнения с элементами биоэнергопластики. Упражнение «Птенчики». Это упр. лучше всего выполнять сидя. Голова находиться в прямом положении, рабочая рука согнута в локте. Исходное положение: рот закрыт, кончик языка у нижних резцов. Рука параллельно полу, ладонь направлена вниз, пальцы сомкнуты. На счёт «раз» - рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. На счёт «два» - возвращаемся в исходное положение. Упражнение «Качели». Исходное положение: рот закрыт, язык у нижних резцов. На счёт «раз» - язык поднимается за верхние зубы. На счёт «два» - язык опускается за нижние зубы. Кисти рук работают по такой же схеме.
Упражнение «Футбол».Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» - внутренней стороны правой щеки. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак.
Упражнение «Лошадка»
Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает, челюсть не двигается. Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком.
Использование как традиционных, так и нетрадиционных техник выполнения артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики, совершенствованию координации движений. Применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, а это значительно облегчает постановку и автоматизацию звуков в речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста
Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и бо...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКА ЕЕ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация "ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИИ ПРОФИЛАКТИКА ЕЕ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у детей дошкольного возраста
Рекомендации для родителей "Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у детей дошкольного возраста" включают в себя: признаки правильной осанки, влияние неправильн...
Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.
Комплекс физических упражнений для формирования правильной осанки....
Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста
Очень важно убедить детей заниматься систематически специальными упражнениями. Растущий организм ребенка еще не сформирован, поэтому необходимо следить за тем, чтобы занятия не вызывали перенапряжения...