Артикуляционная гимнастика-основа правильного звукопроизношения и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа)

Вихрова Светлана Валентиновна

Дефекты звукопроизношения, возникнув  в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому наиболее актуальным  является воспитание чистой речи у детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_artikulyatsionnogo_praksisa.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время   количество детей имеющие отклонения в развитии речи  увеличивается.  Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в недоразвитии  грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении  звукопроизношения.

Дефекты звукопроизношения, возникнув  в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому наиболее актуальным  является воспитание чистой речи у детей в ДОУ.

 Формирование правильного произношения у детей - сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляционного аппарата, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственный. В результате такой работы к  пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи, но у многих детей этот процесс задерживается.

 Результаты обследования воспитанников  групп общеразвивающей направленности среднего и старшего дошкольного возраста следующие: обследовано – 60 воспитанников, из них 50 воспитанников  имеют нарушения звукопроизношения. Большинство детей не произносят группу звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, отдельные -  звуки Л, Р.

 Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, его подвижности, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Существуют следующие методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 5-6 упражнений за  один  раз.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо педагога, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и педагог во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда педагог должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. 

- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем  детям научиться говорить правильно, чётко и красиво,   чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Артикуляционные упражнения для языка подразделяются на:                   Статические упражнения которые  направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию: «Киска сердится»,  «Парус», «Чашечка», «Грибок», «Лопатка», «Иголочка»

 

Динамические упражнения  (ритмичное повторение движений) вырабатывают подвижность языка,  координацию и  переключаемость.

«Гармошка», «Чьи зубки чище?»,  «Качели», «Часики», «Вкусное варенье»,

 «Футбол»,  «Маляр», «Лошадка»,  «Барабанщики» (Дятел).

Для проведения артикуляционной гимнастики необходимо: 

зеркало, игровой момент, приемы, правила выполнения упражнения.

 К нетрадиционным  приёмам проведения  артикуляционной гимнастики можно относят- биоэнергопластику, артикуляционная гимнастика по страницам стихов, мультфильмов,  истории о путешествиях Язычка, логопедическое пособие «Кубик - бросай, язычком выполняй», использование интерактивных технологий при выполнении артикуляционной гимнастики «Утро с котом Мурзиком».

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Биоэнергопластика  улучшает  работу полушарий головного мозга, развивает внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - содружественная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Комплекс упражнений с биоэнергопластикой  способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата,  оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Особенности работы с применением биоэнергопластики.

1.       Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

2.       К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

3.       Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

4.       Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппар

Упражнения с элементами биоэнергопластики.                                                                                           Упражнение «Птенчики».   Это  упр. лучше всего выполнять сидя. Голова находиться в прямом положении, рабочая рука  согнута в локте.                                                                                           Исходное положение: рот закрыт, кончик языка у нижних резцов. Рука параллельно полу,  ладонь направлена вниз, пальцы сомкнуты.                                  На счёт «раз» - рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.  На счёт «два» -  возвращаемся в исходное положение.                            Упражнение  «Качели».  Исходное положение: рот закрыт, язык у нижних резцов.  На счёт «раз»  -  язык  поднимается за верхние зубы.    На счёт «два» - язык опускается за нижние зубы. Кисти рук работают по такой же схеме.                                

Упражнение «Футбол».Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» - внутренней стороны правой щеки. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак.

Упражнение «Лошадка»

Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает, челюсть не двигается. Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком.

     Использование как традиционных, так и нетрадиционных  техник выполнения артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики, совершенствованию координации движений.  Применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, а это значительно облегчает постановку и автоматизацию звуков в речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста

Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и бо...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКА ЕЕ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация  "ФОРМИРОВАНИЕ  ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИИ ПРОФИЛАКТИКА  ЕЕ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у детей дошкольного возраста

Рекомендации для родителей "Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у детей дошкольного возраста" включают в себя: признаки правильной осанки, влияние неправильн...

Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста

Очень важно убедить детей заниматься систематически специальными упражнениями. Растущий организм ребенка еще не сформирован, поэтому необходимо следить за тем, чтобы занятия не вызывали перенапряжения...