Изучение буквы "Б" с использованием инновационных технологий
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Генеральская Оксана Олеговна

Изучение буквы "Б" с использованием инновационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_b_konspekt.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучение грамоте

по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

Цель: Научить детей правильно произносить звуки [б], [б’] и давать аккустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б». Познакомить детей с графическим образом буквы.

Задачи:

Образовательные: Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль, готовить руку к письму, формировать навык слитного чтения, автоматизировать звук [б] в слогах, словах и предложениях, учить различать звуки по твёрдости – мягкости, закрепить навык звуков – слогового анализа и синтеза слов.

Развивающие: Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности, усидчивость, дисциплинированность, навыки аккуратности, сотрудничества, потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога. Воспитывать мотивацию к обучению.

Демонстрационный материал: картина Буратино, предметные картинки на звуки [б], [б’] в начале, середине и конце слов; магнитная азбука; элементы буквы «Б».

Методические приёмы: Игровая ситуация, беседа – диалог, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход занятия

1.Организационный момент. Установка на занятие.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

2.Артикуляционная гимнастика.

Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»),

А подвижный язычок работой заниматься.

Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),

А потом забор построил. Красота. («Заборчик»).

Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»),

По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи),

Мясорубку надо сделать не спеша («Мясорубка»),

Физзарядка получилась хороша.

3.Сообщение темы

К нам сегодня в гости пришёл сказочный герой. Угадай кто это?

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? Буратино

А в имени Буратино какой первый звук? (Звук [ б].). Но прежде чем помочь нашему гостю, мы с вами сначала сами должны познакомиться с этими звуками. Буртино не знаком со звуками [Б] и [Б’] и хочет научиться четко их произносить.

4.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

- Ребята давайте произнесём звук [б].

-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)

- Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [ б] звонкий.

- Звук [ б] - согласный, твердый, звонкий.

- А звук [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)

- Молодцы ребята.

5. Произношение звуков [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений.

- Буратино любит играть на музыкальных инструментах. Он играет на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ним:

- на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу; (1 картинка)

- на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо; (2 картинка)

- на барабане – бам-бом-бум-бим. (3 картинка)

6. Развитие фонематических представлений.

Буратино приготовил для нас задание «Лишняя картинка». Давайте выполним задание и определим, какая картинка лишняя и скажем почему:

- воробей, белка, арбуз, лебедь.

- яблоко, рубашка, автобус, голуби.

- собака, обезьяна, рыба, баранки.

Молодцы!

7.Анализ слогов «би», «ба», «бу»,

- Буратино очень любознательный. Он хочет узнать, что это за цветные кружочки у вас на столе? (Чтобы обозначать звуки.)

- А что это за омики и почему они разноцветные? (В этих комиках живут звуки. В красном домике живут гласные звуки, в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные.)

- В левую руку возьмите синий кружок, в правую - красный. Даю я вам звуки [б], [а]. Какой получился слог? (Ба.) Теперь звуки [б], [о]. (Бо.)

Теперь звуки [б], [у]. (Бу)

Игра «Кто внимательный»

- Давайте поиграем. Когда я назову согласный твердый звук[ б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук [б’] …(Зеленый кружок). Буратино посмотрит, кто самый внимательный из вас. Б, б’, б’, б, б, бя, ба, бы, аб, бе.

8.Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

-Посмотрите на доску, перед вами картинки, нужно назвать только те картинки, в которых есть звук [ б] (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот).

- А теперь ребята, угадайте слово, начав его [ б] или [б’]:

елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки.

- Буратино принес вам подарки, в названии которых есть звуки [ б] и [б’].

- Что у нас в сундучке? (Баночка, бумага, банан, бусы., браслет).

-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б].)

- А где вы произносили звук [ б]? (В начале слова.)

9.Произношение звука [ б].

- Повторим вместе с Буратино чистоговорку.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

- Мама, мама! Вон труба!

Бу-бу-бу, бу-бу-бу

- Ты и мне купи трубу,

Би-би-би, би-би-би

- Ты на этой потруби.

Бу-бу-бу, бу-бу-бу

- Дядя, дайте мне трубу,

Бе-бе-бе, бе-бе-бе

- Потрубил я на трубе,

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

- Не нужна уже труба.

Физкультминутка

У Буратино приключилась беда. Он потерял свой золотой ключик. Надо ему помочь найти.

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Молодцы!

10.Знакомство с буквой «Б».

- Ребята, с какими звуками мы познакомились? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? (Да.)

- Но для начала давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? (Звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (Буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б – большой и б - маенькой. Из каких элементов состоит буква Б? ( Из длинной и короткой палочки, полукруга).

С большой буквы пишутся имена людей, названия городов, в начале предложения, а с маленькой пишутся в середине и в конце слова.

- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.

11. Организация окончания занятия.

- Вот вы и справились со всеми заданиями. Буратино очень понравилось у нас на занятии, он много узнал нового. А что вы узнали нового сегодня?

Ребята вам понравилось занятие?

Оценка речевой деятельности.

Вы прекрасно сегодня работали, правильно выполняли все задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий и методических разработок в работе с детьми по изучению экологического воспитания в ДОУ.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19308965","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] АннотацияВажным направлением работы воспитателя в дошкол...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

"Использование инновационных технологии в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"

Описание опыта работы ДОУ"Использование инновационных технологии вработе с детьми по изучению ПДДв условия реализации ФГОС"...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

Сообщение из опыта работы: «Использование инновационных технологий при изучении основ финансовой грамотности»

     Экономическое воспитание становится одним из остро востребованных направлений современной дошкольной педагогики. Процесс экономического воспитания может быть реализован чере...

Использование инновационных технологий в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС ДО

Использование инновационных технологий в работе с детьмипо изучению ПДД в условия реализации ФГОС ДО...