РИТМОПЛАСТИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ УСТРАНЕНИИ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
проект по логопедии (подготовительная группа)

Буслаева Зинаида Николаевна

 Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

Ритмопластика — это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Ритмопластика рассматривается как составное звено в системе коррекционной работы над произношением и предполагает выполнение упражнений под музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmoplastika.docx513.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ТЕМА: РИТМОПЛАСТИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ УСТРАНЕНИИ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Составил: БУСЛАЕВА ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

ГБДОУ детский сад №100

Выборгского района

Санкт-Петербург

2022 г.


                                   Оглавление

ПАСПОРТ ПРОЕКТА        3

Этапы проекта.        5

I этап. Подготовительный        5

II ЭТАП. Основной.        7

III этап. Заключительный        11

Итоги проекта:        13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        14

Приложения к проекту        16


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

НАЗВАНИЕ

«Ритмопластика как технология при устранении речедвигательных нарушений»

Руководитель

проекта

Учитель-логопед

Буслаева Зинаида Николаевна

Дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту

 Развитие речи, коммуникация, творческое развитие детей, физическое развитие.

Возраст воспитанников

Дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Состав группы

Воспитанники группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители воспитанников

Тип проекта

Практико-ориентированный, творческий, исследовательский

Цель проекта

Коррекция нарушений звукопроизношения посредством использования элементов ритмопластики.

Срок реализации проекта

 Сентябрь – май учебного года

Основной принцип проекта

Систематический, комплексный подход  применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе  при коррекции звукопроизношения, развития просодических компонентов речи, улучшения её мелодико-интонационных характеристик.

Задачи проекта

  1. Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития компонентов речи за счет нормализации межанализаторных взаимодействий.
  2. Создание оптимальных педагогических условий для улучшения состояния общей моторики, мелкой моторики, мимической мускулатуры и артикуляционной моторики.
  3. Организовать длительное воздействие ребёнка с логоэлементами и методами развития речи.
  4. Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи.
  5. Совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитанников и родителей.

Предполагаемые продукты (выход)

1. Оформление проектной папки.

Этапы работы над проектом

  1 этап: Подготовительный (информационно-аналитический): 

  • Изучение исследуемой проблемы в теории и практике.
  • Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 

2 этап:  Основной этап реализации проекта (практический)

  • Основной этап включает совместные мероприятия, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста.

3 этап: Заключительный этап реализации проекта

  • Анализ проделанной работы в реализации проекта и оценка результатов эффективности применения в коррекционном процессе путем педагогического мониторинга.
  • Представление наработанного материала для обмена опытом педагогам ДОУ.

Этапы проекта.

I этап. Подготовительный

Актуальность:

Среди детей, имеющих те или иные недостатки речевого развития, на первом месте стоят дети с общим недоразвитием речи различной степени выраженности. Распространенность ОНР достаточно высока и стабильна, причем частота этого диагноза не только не уменьшается, но даже возрастает.

 Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Мышечные импульсы, составляют компонент ощущения, которое существенно усиливается действием. Двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений). Эта концепция дает возможность по-иному подойти к оценке двигательных проявлений у дошкольников, страдающих нарушениями речи.

Исследованиями Выготского Л.С., М.Е. Хватцева, Дворкиной П.С, Горской, И.Ю., М.В. Фомичевой показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики.

В настоящее время в современной логопедии существуют многочисленные эффективные методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, но несмотря на многочисленные эффективные методы коррекции речевого недоразвития, проблема преодоления общего недоразвития речи требует поиска новых методов, технологий преодоления дефектов развития. Именно этим объясняется необходимость исследования технологии ритмопластики в коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Широкий спектр применения данной технологии в разнообразных видах коррекционной работы способствует коррекции звукопроизношения, формированию навыков звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя и развития связной речи.

У детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, имеются специфические особенности развитии произвольной моторики (артикуляционной, мелкой и общей). Это проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений и операций, как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, выражено при выполнении детьми специальных проб. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи.

Для коррекции выявленных нарушений на мой взгляд эффективно использование речедвигательных упражнений, способствующих не только развитию моторики, но и коррекции звукопроизношения, развития просодических компонентов речи, улучшения её мелодико-интонационных характеристик.

Ритмопластика — это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Ритмопластика рассматривается как составное звено в системе коррекционной работы над произношением и предполагает выполнение упражнений под музыку.

II ЭТАП. Основной.

Цель ритмопластики: преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Использование средств ритмопластики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться.

 Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение.

Средствами ритмопластики являются:

1.Двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса.

2.Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений.

3.Упражнения на развитие дыхания.

К методическим приемам ритмопластики относятся:

- показ упражнений,

- сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений,

- словесная инструкция,

- пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.

   Все движения ритмопластики — это относительно самостоятельные процессы, подчиненные сознательной цели (на каждом этапе — своя цель). Для получения положительных результатов логопед должен стремиться к тому, чтобы каждое двигательное упражнение стало не только условием и формой осуществления определенной деятельности, но и объектом деятельности. Иначе говоря, упражнение должно быть осознанно.

Включение системы упражнений в структуру логопедических занятий предусматривает ее применение, в зависимости от этапа логопедической работы, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При проведении коррекционно-логопедических мероприятий с применением данной технологии целесообразно следовать следующим принципам:

 1. Включение упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.

  2. Использование технологии ритмопластики наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения.

   3. Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному». Освоение упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков. По мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, затем — в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной  целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного  сопровождения.

  Данная технология используется при коррекции речи наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. Поэтому ритмопластика не выделяется, как самостоятельное занятие (в отличие от фонетической и логопедической ритмик), а включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы.

   Наиболее целесообразным является применение данной технологии в процессе постановки правильного звукопроизношения. Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции (описание движений на разные группы звуков дано в приложении). Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.

     Не менее важным и эффективным является применение средств ритмопластики на логопедических занятиях по формированию навыков звукового анализа и синтеза. В данном случае она используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия и наиболее полноценного усвоения материала.

Применение элементов речедвигательной ритмики возможно также на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи.

Виды игр и упражнений:

- игровой массаж и самомассаж

Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения, может выполняться с предметами.

- дыхательные упражнения с звукоподражанием

- пальчиковая гимнастика

Является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью.

- «Рассказывание» стихов с помощью движений

способствует развитию слухового восприятия, согласованности движений и речевых высказываний и интонационной выразительности речи.

- Считалки, чистоговорки.

- Кинезиологические упражнения с речевым материалом

Улучшают дикцию, вырабатывают чувство ритма, чёткое произнесение фраз

- Динамические речевые паузы.

- Подвижные игры в сочетании с речевым материалом

Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует развитию умения сочетать действия с речью.

Необходимо учитывать следующие условия:

•        При выборе содержания и объёма стихотворения надо учитывать возраст и индивидуальные особенности детей.

•        Не все речедвигательные упражнения можно выполнять, одновременно сопровождая речью. В прыжках и при интенсивной быстрой ходьбе и беге мы не используем говорение. Это вызовет расстройство дыхания.

•        Говорить можно только на выдохе, т.е. в соответствии с правилами речевого дыхания.


III этап. Заключительный

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

После проведения коррекционно-логопедичнской работы с применением  технологии ритмопластики возрастают показатели речевых проб до уровня успешности. Значительно улучшается состояние общей моторики, показатели состояния мелкой моторики, мимической мускулатуры и артикуляционной моторики.

 Положительная динамика:

  • процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
  • выработка правильного темпа речи, ритма дыхания.
  • развитие речевого выдоха;
  • улучшение речевой памяти;
  • способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
  • развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ

        Картотека игр и упражнений по лексическим темам.

        Консультации для воспитателей по использованию элементов ритмопластики в образовательной деятельности.

         Консультации для родителей о значимости ритмопластики для общего и речевого развития детей.


ВЫВОД

Занятия полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Ритмопластика является составным звеном в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией.

Упражнения ритмопластики создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. Регулярные включения упражнений и игр ритмопластики способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.  Формируют у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. — М., 1956.

2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. //Дошкольное воспитание. — 1990. — № 8.

3. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. — М., 1964.

4. Бельтюков В.И. Программа овладения детьми произношением звуков речи. // Вопросы психологии. — 1979. — № 4.

5. Бот О.С.. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1982.

6. Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников. - С-Пб. 1994год.

7. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. — М., 1996.

8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М., 2002.

10. Выготский Л.С История развития высших психических функций. // В кн.: «Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов». — М., 1982.

11. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб., 1995.

12. Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М., 1962.

13. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М., 1973.

14. Лаврова Е.В. Нарушения голоса // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.

15. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. — М., 1965.

16. Методы обследования речи детей / Под общей ред. Г.В. Чиркиной. — М., 2003.

17. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год

18. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика – М. 2009.

19.Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 1970.

20. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. — М., 2006.

21. Основы логопедии / Под ред. Т. Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной. - М., 1989.

22. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.

23. О. О Новикова Речедвигательный тренинг : коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста / Т. П. Трясорукова. — Ростов н/Д : Феникс

24. Правдина О.В. Голос и его нарушения // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. — Вып. 2. — М., 1963.

25. Правдина О.В. Логопедия. М., 1969.

26. Рузина М.С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр. — СПб., 1997.

27. Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка. — М., 1973.

28. Слуцкая З.С. Танцевальная мозаика - М. 2006

29. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. — 1989. — № 10.

30. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1997.

Приложения к проекту

1.Дыхательные упражнения:

«Кислое яблоко» И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 –вдох носом, 2 –на выдохе произнести «Ф-У-У-У» 3-4 раза

«Капуста растёт» И.п.: присесть.1 –медленно подниматься, 2 –на выдохе произнести «О-О-О-О-Х» 3-4 раза

«Весёлое настроение» И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 – плавный вдох носом, 2 –на выдохе произнести «ХА-ХА-ХА» 3 раза.

2.Игровой самомассаж «Ой, мороз, мороз»

Ой, мороз, мороз, мороз (разводят руки в стороны)

Щиплет щёки (за щёки)

Щиплет нос (за нос)

Щиплет ушки (за уши)

Щиплет губки (за губы)

Забирается под шубки (прячут руки под мышки)

Чтоб согреться, посмотри (трут ладони друг о друга)

Всё как следует, потри:

Щёки (потереть ладонями щёки)

Носик (потереть крылья носа)

Уши (потереть уши)

Губы (потереть губы)

Пар пошёл даже от шубы (складывают губы трубочкой, выдыхают через них).

3. Считалки. 

Дети стоят в кругу, с внутренней стороны круга ставится любая игрушка. Дети начинают ход приставным шагом по кругу:

1, 2, 3, 4,

Жили мышки на квартире,

Чай пили, чашки били,

По турецки говорили,

Чаби, челяби, челяби чаби чаби.

4.«Рассказывание» стихов с помощью движений.

Проговариваем текст стихотворения В. Орлов, сопровождая его ритмическими движениями.

Жили были три утенка    (Шаги на месте.)

Пик, Пак, Пок. (Похлопывание руками по коленям)

Хорошо и дружно жили (Ладошка "моет" ладошку.)

Пик, Пак, Пок. (Похлопывание руками по коленям)

Как-то утром на рыбалку (Шаги на месте.)

Пик, Пак, Пок. (Похлопывание руками по бедрам.)

Зашагали вперевалку (Ноги на ширине плеч, переминаются с ноги на ногу.)

Пик, Пак, Пок (Похлопывание руками по бедрам.)

Наловили много рыбы (Ладони соединить и делать волнообразные движения.)

Пик, Пак, Пок. (Ноги вместе, руки на поясе, повороты вправо-влево)

И еще поймать могли бы (Сжимание и разжимание кистей рук.)

Пик, Пак, Пок. (Ноги вместе, руки на поясе, повороты вправо-влево)

Съели дружно все до Крошки (Имитация действия.)

Пик, Пак, Пок. (Похлопывание руками по бедрам.)

Кроме маленькой рыбешки,(Присесть, встать, ладонями изобразить рыбёшку.)

Пик, Пак, Пок. (Похлопывание руками по бедрам.)

5.Динамическая пауза «Мы идём в зимний лес»

Раз-два-три!

Приготовились, пошли. (Спокойная ходьба)

Извивается тропинка,

Мы идем, расправив спинку. (Ходьба «змейкой», руки на поясе).

Вот мы кочки увидали,

Через них шагать мы стали. (Мягкие шаги с выпадом).

Перейдем мы ручеек –

Через узенький мосток. (Ходьба на носках, руки в стороны).

Что виднеется вдали? (Становятся в круг).

Ты в бинокль свой посмотри. (Смотрят в «бинокль» вправо-влево).

Дивный край!

Страна чудес! (Хлопки в ладоши).

Что же это? (Разводят руками).

Зимний лес!

«В гости к бабушке»

Лады, лады, ладушки.

Едем в гости к бабушке.

К нашей милой бабушке,

Бабушке-Забавушке.

Едут к ней ребятушки,

Малые внучатушки;

Кошка очень хороша,

Ходит мягко, не спеша.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается.

Вот щенок озорной.

Он с лохматой головой,

Бегает и лает, во дворе играет.

(Дети ходят топающим шагом. Ходят пружинящим шагом. Показывают, как кошка умывается. Бегут «Пружинным» бегом, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти свободны, голова приподнята).

«Зайчик»

Зайчик беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднимись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок!

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

(Движения выполняются соответственно тексту).

«Солнечные зайчики»

Солнечные зайчики –

Прыг, прыг, скок,

Прыгают, как мячики, -

Прыг, прыг, скок…

(На громкую музыку дети прыгают на обеих ногах высоко, на тихую – легко, невысокими прыжками).

«Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко,

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей.

А сугробы тают, тают, а цветочки подрастают.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки. Бегут по кругу друг за другом на носочках. Взмахивают руками, как крыльями. Медленно приседают. Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки).

«Цветы»

К солнцу потянулись высоко,

Стало нам приятно и тепло!

Ветерок пролетал,

Стебелечки качал.

Влево качнулись,

Низко пригнулись.          (Дети выполняют движения соответственно тексту).

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Детям радость несут.

«Петушиная семья»

Вот идет петушок,

Гордо поднял гребешок.

Красная бородка,

Важная походка.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

(Ходят с высоким подъемом ноги, оттягивая носок вниз. Корпус держат прямо. Голова слегка поднята. Прямые руки слегка отведены назад. Во время движения ритмично поднимают и опускаю руки. Ходят на носках, руки опущены вниз, кисти держат перпендикулярно корпусу. Легкий бег, руки согнуты к плечам).

«Олень»

Вот олень – красавец стройный,

Благородный и спокойный.

У него рога ветвисты,

Ноги тонки, ноги быстры.

(Ходят с высоким подъемом ног. Слегка согнутые в локтях руки поднимают над головой, кисти с раскрытыми пальцами разворачивают ладонями в стороны. Бегут с высоким подъемом ног).

  1. Динамическая пауза с музыкальным сопровождением «Самолёт» в исполнении группы «Чударики».
  2. Ритмические игры и упражнения.

Игра «Капли»

Педагог показывает ритмо-схему с нарисованными большими и маленькими каплями. Когда педагог показывает на маленькие капельки, дети стучат тихонько указательным пальчиком по ладошке другой руки, приговаривая тихонько: «Кап-кап…», когда показывает большие капли, дети стучат ладонями о колени, громко приговаривая: «Кап-кап…».

Игра «Прощание с дождем»

Дождик, дождик, не грусти! Кап-кап, кап-кап!

Снова в гости приходи! Кап-кап! Кап-кап!

(Говорят слова, грозя пальцем. Ритмично хлопают в ладоши. Манят ручками. Хлопают в ладоши).

Игра «Дождь частый и редкий»

Дети ударяют по ладони указательным пальцем другой руки с проговариванием ритмо-слогов «кап-кап» в соответствии с расположением прямых линий на схеме. Линии расположены на большом расстоянии друг от друга – удары редкие; линии рядом – удары частые.

Игра «Падают листья»

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

(Дети подбрасывают вверх листья и произносят: «Пф! Пф! Пф!» Затем сами приседают к листьям и произносят: «Пы-пы-пы!»)

«Дождик»

Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи, зря в окошко не стучи!

Брызни лучше в огород, пусть морковка там растет!

(При произнесении первой строчки дети стучат на палочках восьмыми длительностями, при произнесении второй – четвертыми, при произнесении третьей – шестнадцатыми).

«Будь внимательным!»

Дети двигаются по кабинету в соответствии с ударами бубна, в который играет педагог: на восьмые длительности – бегут на носках, на четверти – спокойно идут.

«Маленькие ножки»

Маленькие ножки топ-топ-топ –

Медленно топают ножки.

Топ-топ-топ-топ – чуть быстрее идут по дорожке.

Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ –

Очень быстро идут.

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-

А теперь они бегут.

Ох-ох-ох, устали ножки быстро бегать по дорожке.

(Дети ритмично топают ногами. Ритмично хлопают руками. Ритмично хлопают ладонями по бедрам. Указательным и средним пальцем одной руки «бегут» по ладони второй. Выполняют ритмичную пружинку).

«Веселые человечки»

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно –

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо.

Удивлялись человечки:

Хо-хо-хо! Хо-хо-хо-хо!

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.          (Дети ритмично хлопают. Ритмично пожимают Засмеялись человечки:               плечами. Выполняют ритмичную пружинку.

Хи-хи-хи! Хи-хи-хи-хи!               Ритмично потряхивают головой).

Ты похожа на овечку.

Прочитать тебе стихи?

Разобиделась собака и ушами затрясла.

Человечки же хохочут:

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха-ха!

«Палочки»

Взяли в руки палочки, вместе постучали.

А потом мы палочки по столу катали.

Ударяют палочки дружно друг о дружку,

Правому и левому постучали ушку.

«Строители»

Туки-туки-тук-тук! –

Застучали молотки,

Чтобы строить новую

Птичкину столовую.

Туки-туки! – молоточки

Ударяют по гвоздочкам.

Мальчик выбился из сил,

Но кормушку смастерил

И повесил под окном

С зернышками и пшеном.

(Музыкальным молоточком равномерно отстукивают четвертные длительности. Отстукивают восьмые).

7. Упражнения для развития мимических движений.

«Тучка улыбается и сердится»

Педагог показывает детям две иллюстрации с грустной и веселой тучками. Под грустную музыку дети хмурятся, под веселую – улыбаются.

«Мимическая зарядка»

Здесь живет Хмурилка,

Здесь живет Дразнилка,

Здесь живет Смешилка,

Здесь живет Страшилка.

Это носик Бибка!

А где твоя улыбка?

(Дети хмурятся, указательные пальцы возле сведенных бровей. Упражнение «Буратино», дети показывают язык, приложив большой палец правой руки к носу. Указательные пальчики на щечках, дети улыбаются. Глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт. Указательные пальцы сведены на кончике носа. Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога).

«Съели кислый лимон»

Дети морщатся, будто съели лимон.

«Красивый петушок»

Дети стоят на ковре. Педагог предлагает им изобразить, как ходит по двору красивый петушок: он останавливается, огляделся, нахмурился – цыплята далеко ушли;  испугался – собака зашла во двор;  успокоился и опять важно прогуливается по двору.

«Мама спит»

 Педагог предлагает детям вообразить, что они оказались в комнате, где спит мама.

-  Идем по комнате тихо-тихо – мама заснула. Улыбнулись маме!  Вдруг на улице громко залаяла собака. Нахмурились, погрозили пальчиком – не лай, собачка, мама спит. Ходим по комнате тихо, не шумим. Мама проснулась – улыбнулись маме! Улыбнулись друг другу!

«Хитрая лиса»

Педагог предлагает вообразить, что дети попали в сказку и стали хитрыми лисами. Лиса  ходит,  мягко  ступая,  не  спешит, она  хитро  улыбается, любуется собой.  Но  вот  она задумала  зайчика выгнать из  избушки, стала сердитой. Когда   пришёл   петушок – испугалась.  Но  вы  же  знаете,  что  сказка закончилась для зайчика хорошо.  Улыбнитесь друг другу.

«Потеряли игрушку»

 Педагог предлагает детям вообразить, что у них потерялась самая любимая игрушка. Вы   ходите   по  комнате,  заглядываете  в  каждый уголок.  Лица  у  вас грустные,  озабоченные,  расстроенные – чуть   не  плачете.  Остановились, задумались.  Опять  начали  поиски.  Нашли  игрушку – обрадовались. Улыбнулись друг другу!

«Добрые волшебники»

 Педагог предлагает детям вообразить, что они добрые волшебники. И у каждого из  них в руках волшебная  палочка.                                    

-  Лица у вас добрые, движения свободные, мягкие, воздушные. Вы ходите по группе, и всё, к чему прикасаетесь, расцветает, оживает, преображается. Волшебники красиво одеты, радуются жизни. Как красиво стало вокруг! Улыбнёмся и мы всему, что нас окружает!

8.  Самомассаж и массаж.

«Дождик»

Дождик, дождик, капелька, водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал, резал, резал, резал, не разрезал,

И устал, и перестал.

(Дети сидят на стульчиках, легко, в ритме стихотворения постукивают пальчиками по бедрам. Делают пилящие движения ребрами ладоней, поглаживают ладонями).

«Сапожки»

Вот они сапожки: этот с левой ножки, этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет, наденем калошки:

Эта - с правой ножки, эта – с левой ножки.

Все так хорошо! Пойдем в сапожках по мокрым дорожкам!

(Поглаживают круговыми движениями ладоней сначала левую ногу, затем правую. «Пробегают» пальчиками по ногам. Массируют сначала правую голень, затем левую. Топают ногами).

«Этот пальчик в лес пошел»

Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик – гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик все съел, оттого и потолстел.

         (Массируют пальчики, начиная с мизинца).

«Ласковая кисточка»

Вышла кисточка гулять,

Стала пальчики считать:

Раз – большой, два – указательный,

Три – средний,

Четыре – безымянный,

Пять – мизинец.

Здравствуйте, здравствуйте!

(Дети проводят кисточкой по каждому пальцу сверху вниз. Вращают кисточку между ладонями).

«Снеговик»

Раз – рука, два – рука,

Лепим мы снеговика.

Мы скатаем снежный ком –

Вот такой,

А потом поменьше ком –

Вот такой,

А наверх поставим мы маленький комок.

Вот и вышел снеговик – снеговичок.

Снег, ведерко и морковка,

Да уменье, да сноровка –

И готов снеговичок.

Очень милый толстячок!

(Дети вытягивают вперед сначала одну, затем другую руку. Имитируют лепку снежков. Ладонями делают круговые движения по бедрам. Разводят руки в стороны, показывая большую величину снежного кома. Растирают ладонями грудь. Показывают руками величину кома поменьше. Поглаживают ладонями щеки. Соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии. Ставят руки на бока и делают повороты корпуса вправо-влево).

«Веселые ножки»

В кроссовках нарядных веселые ножки

Вприпрыжку бегут по песчаной дорожке.

(Катят массажные мячики вперед и назад по ножкам).

«Заболела кисонька»

Заболела кисонька,

Кисонька-беляночка,

Болит у кисы головушка,

Ой, как болит!

Болит у кисы лапочка,

Ой, как болит!

Болит у кисы ноженька,

Ой, как болит!

(Поглаживают грудь и живот. Гладят голову движениями ото лба к затылку. Поглаживают поочередно руки от кисти к плечу. Поглаживают ноги сверху вниз).

  1. Тактильно-кинестетические игры.

«Телеграф»

Дети стоят друг за другом («паровозиком»). Они по очереди отстукивают ритмический рисунок, заданный педагогом, по спине впереди стоящего. Первый в строю ребенок прохлопывает ритм в ладоши. Педагог оценивает результат.

«Вот на улице мороз»

Вот на улице мороз!

Ну-ка, все потрите нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

По коленкам постучали,

По плечам похлопали,

Ножками затопали!

(Руки на поясе. Трут кончик носа. Грозят правым указательным пальцем. Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад. Стучат ладонями по коленям. Руки – скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам. Топают ногами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими речедвигательные нарушения

Музыкально-коррекционная работа с детьми посредством логоритмики...

Роль артикуляционной гимнастики в устранении речевых нарушений

  Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, ...

Взаимосвязь специалистов при устранении речевых нарушений в условиях детской поликлиники

Взаимосвязь специалистов при устранении речевых нарушений в условиях детской поликлиники...

Логопедический проект "Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений дошкольников"

В данном проекте представлена система использования кинезиологических упражений в коррекции речи и двигательных нарушений воспитанников ДОУ....