ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ, В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии
В статье идет речь о взаимодействии в работе логопеда и воспитателя дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_zadachi_i_napravleniya_v_rabote_logopeda_i_vospitatelya.docx | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные задачи и направления в работе логопеда и воспитателя, в группе для детей с нарушениями речи
В последнее время наблюдается рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Специалисты и родители должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В коррекционных группах дошкольных учреждений уделяется большое внимание взаимодействию со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса, а именно: логопедом, воспитателями группы, музыкальным руководителем, психологом, социальным педагогом, специалистами детской поликлиники и медсестрой МДОУ, родителями. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса.
Работа в группе для детей с нарушениями речи предпологает тесную взаимосвязь логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.
Взаимодействие с воспитателями ведется на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования детей и кончая их выпуском. Воспитатель является первым помощником учителя – логопеда в коррекционной работе.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях логопедической группы МДОУ, в работе которого выделяются следующие основные направления:
-коррекционно-воспитательное;
-общеобразовательное
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Так же повысить эффективность коррекционно-образовательной работы. И исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда. Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
- логопед формирует первичные речевые навыки
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки. В соответствии с этими задачами следует разделить функции логопеда и воспитателя.
Функции логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Коррекция звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Устранение недостатков слоговой структуры
• Формирование послогового чтения
•. Обработка новых лексико-грамматических категорий
• Обучение связной речи
• Предупреждение нарушений письма и чтения
• Развитие психических функций.
Функции воспитателя :
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка заданий логопеда воспитателю(подготовительная группа для детей с нарушениями речи)
Материал будет полезен в использовании при взаимодействии логопеда и воспитателя группы для детей с ТНР.Построен с учетом различных лексических тем....
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в группе для детей с нарушениями речи
Направления взаимосвязи логопеда и воспитателя:• развитие лексико-грамматического строя речи;• развитие фонетико-фонематического слуха;• развитие общей и мелкой моторики;• выработка артикуляционной мо...
Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи
Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в образовательном процессе. Наряд...
Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с нарушениями речи.
В группе дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предпо...
«Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи «
Консультация для педагогов...
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех сист...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников c нарушениями речи
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...