Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект подгруппового зянятия по обучению грамоте "Приключения буквы К на космодроме"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности
Тема образовательной деятельности: "Приключения "К" на космодроме".
Лексическая тема: "Космос".
Цель: совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты.
Задачи:
коррекционно-образовательные
- познакомить детей со звуком и буквой К
- научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам
- закрепить навык выделения звука из слов
коррекционно-развивающие
- развивать общую моторику
- развивать память, внимание, мышление
коррекционно-воспитательные
- воспитывать личностные качества и желание придти на помощь
- воспитывать умение сотрудничать со сверстниками, уважать их мнение и помогать
Предварительная работа:
1. Выделение звука [К] из ряда других звуков.
2. Нахождение места звука [К] в слогах, словах.
3. Закрепление понятий согласный твёрдый - синий цвет, гласный - красный цвет.
Оборудование: презентация, звёзды с буквами (рис.1), конверты (9 шт.), картинки: мешок, шишка, шарик, жираф, машина, шахматы, шашки, ежи, дом, рак (рис. 2); карточки №1, 2, 3 (рис.3); карточка №4, карточка №5, массажный коврик с красным и синим цветом.
Ход образовательной деятельности
Этап НОД | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
I. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Слайд 1. Играет фоновая музыка презентации. - Чтобы узнать куда мы с вами отправляемся необходимо пройти по звёздочкам, на которых написана буква Ш. Слайд 2. - Молодцы! Посмотрите ребята, мы попали на космодром "Восточный". - Кто знает что такое космодром? - Космодром - это место, с которого люди - космонавты попадают в космос. Слайд 2. - Знаете ребята, а ведь пришли мы сегодня суда не случайно, космонавту Ксюше нужна наша помощь. Ну что поможем Ксюше полететь в космос? | Здороваются с учителем-логопедом. Проходят по звёздочкам с буквой Ш. Отвечают на вопрос учителя-логопеда. -Да. |
II. Актуализация опорных знаний | Для этого вам нужно разделится по парам. А теперь каждая пара должна выбрать свой конверт и присесть за стол. - Все космонавты летают в космос на космической ракете. Поможем её собрать? - Каждая пара должна выбрать 2 картинки с предметом в названии которого есть звук [Ш]. Так мы получим детали корабля. - Ну что начнём? У себя в конвертах вы найдёте картинки. -Итак, посмотрим правильно ли вы всё нашли, называйте картинки. Слайд 3. - И вот первая деталь корабля. Слайд 4. - Вторая деталь Слайд 5. - А вот и третья деталь | Делятся по парам, выбирают конверты, садятся за столы. -Да. Выбирают картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Называют картинки. |
III. Обучающий момент | - Вы большие молодцы! А теперь соберём все части ракеты вместе? Слайд 6. - Чтобы первая часть ракеты пребыла на своё место нужно выполнить моё задание. Внимательно послушать меня и догадаться о каком звуке идёт речь. Я буду выделять его голосом. Учитель-логопед читает: Котик ниток клубок укатил в уголок, Укатил в уголок котик ниток клубок -Ну что догадались о каком звуке идёт речь? Так о каком же? Слайд 6. - Смотрите первая часть ракеты уже прибыла на своё место! Что бы вторая часть космической ракеты прибыла на своё место вам нужно рассказать мне про звук [К]. Давайте произнесём его. - Скажите мне когда мы произносим звук [К] мы встречаем преграду во рту? - Смотрите губы и зубы слегка приоткрыты. Язычок уходит в глубь, а спинка как бы горочкой стоит. Произнесите звук [К] ещё раз. Чувствуете воздух с трудом пробирается сквозь язык и губы. -Какой у нас звук [К] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? Слайд 6. -Смотрите, смотрите! Вторая часть ракеты прикрепилась с вашей помощью! - Ну что ж осталось самое трудное. Нужно прикрепить третью часть, чтобы Ксюша могла отправится в космос. Сейчас я назову вам слова, когда услышите звук [К], хлопните в ладоши. Учитель-логопед называет слова: космос, ракета, шлем, скафандр, луна, звёзды, космонавт. Слайд 6. - Ну что ж вы большие молодцы! Смотрите 3 часть корабля уже присоединилась! У нас с вами получилась ракета, на которой Ксюша полетит в космос. | -Да. -Да. Звук К. Произносят звук К. -Да, мы встречаем преграду. Произносят звук К. -Звук К согласный, он твёрдый, глухой. Хлопают в ладоши, когда слышат звук [К]. |
IV. Закрепление нового материала | Слайд 7. - Хм! Ксюша растерялась! Вещи, в которых она должна лететь в космос потерялись! Давайте поможем ей найти свои вещи! - Для того что бы найти первую вещь вам нужно внимательно посмотреть на карточку в своих конвертах и выбрать слово со звуком [К]. 1. шишка, кепка машина; 2. ежи, жираф, колпак; 3. косынка, мяч, дом. Слайд 7. - Молодцы ребята! Посмотрите, а что общего у названных нами слов. - Правильно это всё головные уборы! На какой звук они все начинаются? А какой головной убор у космонавта? Слайд 7. -Вот мы и нашли с вами первую вещь космонавта - шлем. Слайд 8. - Нам осталось найти самое важное! Скафандр космонавта. А для того что бы его найти нам нужно будет правильно указать место звука [К] в словах на карточке. Слова на карточке №4: космонавт, космос, ракета, тюбик. Учитель-логопед показывает карточку №4 Слайд 8. - Смотрите, вот и отыскался скафандр космонавта. | Дети достают карточки № 1, 2, 3. Находят слова со звуком [К], произносят их. - Это всё головные уборы. - На звук [К]. - Шлем. Достают карточку №4. Говорят где место звука [К] в словах. |
V. Физкультминутка | - Ксюша оделась в костюм космонавта и теперь почти готова полететь в космос. Но перед космическим полётом все космонавты обязательно должны подкрепиться. Какой же это полёт на голодный желудок! Слайд 9. - Ребята, а в чём хранится еда у космонавта? - Давайте обратим внимание на презентацию и увидим, чем же питаются космонавты находясь в космосе. Удивительно как в таких тюбиках помещается самая разная еда. -Что бы покормить Ксюшу вам нужно встать из-за стола и подойти к нашему ковру. - Я буду называть звуки, а вы становитесь в тот квадратик, который характеризует этот звук. Например, [К] - синий квадратик, потому что он согласный. Поняли меня? Учитель-логопед произносит звуки: [К], [А], [Ш], [А]. Итак, какое слово у нас получилось? Чем мы покормили космонавтку Ксюшу? Так с какого же всё таки звука начинается слова "Каша"? |
- В тюбиках. Выходят из-за стола, подходят к массажному ковру. -Да. Встают на квадратики определённого цвета. - Каша. - Со звука [К] |
VI. Итоговое закрепление нового материала | - Благодаря вам Ксюша вкусно поела и уже готова лететь в космос на космической ракете. Слайд 10. Знаете, а ведь звук [К] живёт в букве К. Чем отличается звук от буквы? - Мы почти у своей цели! Теперь нам нужно посадить Ксюшу в ракету. Но для того что бы это сделать нам надо красиво написать букву К. - Кстати, а на что похожа буква К? - У вас в конвертах лежат карточки с буквой К, достаньте их, пожалуйста. Видите букву К? -А теперь красиво обведите и пропишите её. Слайд 11. Играет фоновая музыка презентации. - Смотрите, вы все хорошо справились с заданием и Ксюша уже зашла в космическую ракету! | -Звук слышим, а букву пишем. Называют на что похожа буква К. Достают карточку №5. -Да. Обводят и прописывают букву К. |
VII. Итог занятия | - Ребята что же нового вы сегодня узнали? Слайд 12. Играет фоновая музыка презентации. - Ксюша уже готова к старту! Давайте запустим ракету! Для того что бы запустить вспомним какой звук [К]? Слайд 12. Играет фоновая музыка презентации. Давайте дадим обратный старт: 3, 2, 1, пуск. | |
VIII. Оценка работы детей на занятии | - И вот космонавтка Ксюша благодаря вам оказалась в космосе. Вы сегодня большие молодцы и хорошо поработали! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой занимательной форме поможет педаго...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Й - Ль»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе образовательной деятельности дети должны: научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;Закрепить представления ...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».
Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки с, сь, буква С».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Закрепить правильное произношение звуков С – Сь научиться различать эти звуки на слух и в произношении;Тренироваться...