Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ж] в словах
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Автоматизация звука [Ж] в словах
Цель: автоматизировать звук[Ж] в слогах, словах и предложениях.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- закреплять образ буквы Ж;
- обогащать словарный запас;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: формировать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать навык образования форм мн. ч. имен существительных;
Коррекционно-развивающие:
-укреплять мышцы артикуляционного аппарата, совершенствовать навык правильного произнесения звука [Ж];
- развивать фонематический слух: умение выделять звук [Ж] в слове;
- учить подбирать рифмы;
- развивать память, мышление, внимание, крупную и мелкую моторику, умение согласовывать речь и движение.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес кзанятиям;
- вырабатывать усидчивость, самоконтроль.
Оборудование: картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [Ж]; игрушка «Жук»; буквы Ж, Ш, мяч; картинка с изображением пожарников.
Технологии: игровая, здоровьесберегающая
Ход занятия.
I Подготовительный этап.
1.Оргмомент.
Логопед: Здравствуй. Присаживайся. На прошлом занятии к нам в гости приходил Жук. Помнишь, как он разговаривал? (Он жужжал: ЖЖЖЖ.) Жук сегодня опять хочет поиграть с тобой. Он принес картинки.
- Я буду тебе показывать картинки, а ты возьмешь только те картинки, в которых есть звук Ж
Жаба, шар, жираф, шуба, журавль, шоколад, жеребёнок, шахматы, жасмин, жук, шапка, жёлудь.
Логопед: Какие карточки ты отобрала?
Повтори слова… Какой первый звук во всех словах?
Ответ ребенка
II. Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика
-«Заборчик» - «Трубочка»- чередовать. (для губ)
-«Непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка» «Грибок», «Гармошка» (для язычка);
-«Футбол», «Фокус» (для выработки плавной, длительной струи).
2. Повторение артикуляции звука [Ж] - для совершенствования навыка произнесения звука [Ж] и проверки осознанности действий ребенка.
В каком положении находятся губы?.. вытянуты вперед, «бубликом».
В каком положении находятся зубы?.. приоткрыты.
Где находится кончик языка?.. поднят вверх в форме чашечки.
Где находятся края языка?.. прижаты к верхним коренным зубам.
Какая струя воздуха?.. теплая.
В произнесении звука голос участвует?.. да, горлышко поет, звук [Ж] звонкий.
А какая буква обозначает этот звук? Выбери нужную, отдай Жуку. (Закрепление образа буквы Ж).
3.Разминка «Произнеси слоги»(с изменением ударения):
Жа, жо, жи, жу, же.
Жа-жу, жи-жо, же-жа,жу-жи, жо-же.
Жи-же-жа, жо-жу-жи, же-жо-жу, жа-жу-жи.
Жло-жлу-жлы-жла-жле-жли.
Ажа-ожо-ужу-ижи-эже.
4.Пальчиковая гимнастика
«Ежик» (су-джок).
Посмотри. Это ежик. Давай покатаем его в ладошке.У нашего ежика есть иголки, давай покатаем его по пальчикам. Наш ежик любопытный и он решил побродить по лесочку (катаем су-джок до локтя и до пальчиков). Гуляя он встретил маму ежиху с ежатами (катим су-джок по столу и ловим подушечками пальцев).
5.Повтори чистоговорки:
Жа-жа-жа-жа-жа-жа, жили-были два ежа
Жу-жу-жу-жу-жу-жу, подлетает жук к ежу
Жо-жо-жо-жо-жо-жо, мы дадим им пирожок
Жи-жи-жи-жи-жи-жи, убежали все ежи
6.Игра «Доскажи словечко».
Логопед: Прошлый раз Жуку очень понравилось играть с тобой в рифмы, и он приготовил тебе новые загадки. Закончи предложения:
-Дед Мороз круглый год
В белом домике …. (живёт)
-Мальчик к доктору идёт,
У него болит…. (живот)
-Мудры плотин строители,
Бобры – речные ….(жители)
7. Игра «Ответь на вопрос» (ребёнок отвечает на вопрос)
1.Жеребёнок пасётся на лужайке (Кто пасётся на лужайке? Где пасётся жеребёнок? Что делает жеребёнок?)
2.Женя любит джем и желе. (Что любит Женя? Кто любит джем и желе?)
8. Динамическая пауза.
- Упражнение «Косарь». Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! Ж-у-х!». Повторить 7-8 раз в среднем темпе.
Логопед: Наш гость принес тебе мячик для игры. Давай поиграем.
9. Игры с мячом. Закрепление произношение звука [Ж] в словах, развитие лексико-грамматического строя речи.
- «Назови ласково».
жук – жучок
жираф –жирафик
желток – желточек
журнал -журнальчик
жетон –жетончик
живот - животик
- «Один – много». Совершенствование навыка образования формы множественного числа имен существительных.
жаба -жабы
жёлудь -жёлуди
журнал - журналы
жир -жиры
живот – животы
жираф –жирафы
- «Измени слово» (замени первый звук в слове на звук ж). Совершенствование навыка образования новых слов, при замене первых звуков.
лук – жук
мир - жир
пар – жар
баба – жара
мало - жало
бить – жить
III Заключительная часть.
Подведение итогов, релаксация.
С каким звуком мы сегодня играли?
Что больше всего запомнилось?
Что понравилось?
Что было трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».
Данное занятие проводится по закреплению звука "Л", используя ПК в виде логопедической игры-презентации....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах"
Занятие включает в себя презентацию...
Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».
Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»....
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ш] в словах".
Конспект индивидуального логопедического занятияТема:Автоматизация звука [Ш] в словах.Цели:-закрепление правильного произношения звука [ш] в словах;- развитие простых форм фонематическо...
Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука "Р" в словах и словосочетаниях ”
Конспект индивидульного занятия по автоматизации звука "Р" в словах и словосочетаниях....