Консультация на тему:"Развитие речи посредством мелкой моторики"
консультация по логопедии
В консультации для родителей подробно описана важность выполнения пальчиковых игр!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_posredstvom_melkoy_motoriki.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие речи посредством мелкой моторики»
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические игры пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку – белобоку», показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Мелкую моторику рук развивают:
- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
- насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
- рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
1. Пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание.
3. Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
4. Аппликации.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе
5. Работа с бумагой. Оригами.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
6. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску стекой на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова.
7. Шнуровки, скручивание лент, игры с прищепками, откручивание и закручивание крышек и др.
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков
8. «Сухой бассейн»
Сухой бассейн используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения
9. «Сенсорный куб»
Для изготовления пособия потребуется: 6 решеток для раковины, нитки, коробочки от киндер - сюрприза, прищепки, скрепки, резинки, ленточки , шнуры , пластмассовые шары, колокольчики , бусы , пуговицы , кусочки тканей, пробки от пластиковых бутылок, горох ,фасоль , гладкая и шершавая бумага, скотч, перышки , металлическая пластинка , магниты , катушка.
Куб изготавливают из шести решеток для раковины, соединенных при помощи ниток. Внутрь куба положить пластмассовые шары, на верхнюю плоскость повесить звоночки. На внешних сторонах и ребрах куба разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер - сюрпризов, скрепки.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В ходе таких игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».
Консультация для родителей на тему:«Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?· Разв...
Презентация на тему: «Развитие речи и мелкой моторики посредством рисования татарского орнамента»
Цель - познакомить педагогов с разновидностями татарского орнамента и его особенностями, обучение технике рисования татарского орнамента, направленной на развитие творческих способностей, фантаз...
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».
Развитие речи дошкольников через мелкую моторику рук. Комплекс игр и упражнений....
Консультация для родителей "Развитие речи и мелкой моторики ребёнка дома"
В помощь родителям во время самоизоляции ( по материалам интернет- ресурсов)...
КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Развитие речи посредством русского народного фольклора»
Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным являетс...
Консультация на тему "Развитие речи посредством художественной литературы"
В презентации отражены задачи по развитию речи через художественную литературу...
Консультация для родителей "Развитие речи через мелкую моторику рук"
Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук ».Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развити...