Статья.«Нейростимуляция в работе по коррекции звукопроизношения и освоению навыков чтения».
статья по логопедии (подготовительная группа)
В настоящее время, когда количество детей в группах по развитию речи превышает рекомендуемую норму, в работе с часто болеющими детьми, детьми с ОНР, ТНР, ЗПР, ДЦП и т. д., дети с ОВЗ, где требуется многократное повторение материала, основной задачей построение коррекционной работы является использование пособий позволяющих решать несколько актуальных для ребёнка задач. Образовательная кинезиология решает сразу несколько задач и значительно улучшает результаты коррекционного воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нейростимуляция
в работе
по коррекции звукопроизношения и освоению навыков чтения».
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Взаимосвязь мелкой моторики и речи доказана многократно. Нейрофизиологи отмечают, что взаимодействие двух рук активизирует работу коры головного мозга. Исследования развития мелкой моторики и зрительно двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах отечественных основоположников психологии Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д.Б.Эльконина. Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, как: физиологи И. П. Павлов,В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов; исследователь детской речи -М. М. Кольцова, педагоги -Ю.А.Соколова,В. А. Сухомлинский, М. Монтессори. А. В. Запорожец указывает, что в младших и средних группах дошкольных образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаѐт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, от пальцев. Конечно ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него на достаточном уровне находится формирование активной детской речи, реже встречаются нарушения звукопроизношения. Поэтому тренировки движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, является мощным средством, стимулирующим работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребенка. Опираясь на исследования в данной области взаимосвязи руки и развития высших психических функций создан «Комплекс диагностических методик» Забрамной. Софья Давыдовна разработала диагностическиё материал, том числе и с учётом умения детей действовать с предметами. Практическая ориентировка по величине лежит в основе методики «Разборка и складывание пирамидки» (восприятие величины и цвета). Часто в коррекционной работе используется педагогами материал из книги Цвынтарного Валерия Викторовича «Играем пальчиками и развиваем речь. - ИЧП "ХАРДФОРД" Санкт-Петербург, 1996. Игры предназначены для родителей, воспитателей детских садов, логопедов и учителей подготовительных и начальных классов. Задания, содержащиеся в данном пособии: способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности); знакомит детей с геометрическими фигурами, со счетом. Эти функции тесно связаны с речью, способствуют её развитию.
В настоящее время, когда количество детей в группах по развитию речи превышает рекомендуемую норму, в работе с часто болеющими детьми, детьми с ОНР, ТНР, ЗПР, ДЦП и т. д., дети с ОВЗ, где требуется многократное повторение материала, основной задачей построение коррекционной работы является использование пособий позволяющих решать несколько актуальных для ребёнка задач. В своей работе стараюсь речевую деятельность совмещать с работой руками, где основной целью является развитие межполушарного взаимодействия, которое способствует развитию мыслительной деятельности. Например, при автоматизации изолированного произношения звука «Л», правой и левой рукой проводят по линиям. Направление движений меняется: две руки – справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх, работа по волнистым и пунктирным линиям в ранее обозначенных направлениях, встречные движения руками по предлагаемому педагогом направлению. При автоматизации звука в слогах и при формировании навыков чтения использую таблицы с чередующимися слогами, например, ла и ло. Работая с таблицей дети чередуют движения рук, либо пальцев, как одноимённых так и разноименных, проговаривая автоматизируют звук в словах, читая слоги, осваивают навык чтения. В настоящее время используется термин «образовательная кинезиология». Методы и приёмы образовательной кинезиологии способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук и речевому развитию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений, 3-е изд. стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Мозайка - Синтез, 2005. – 272 с.
3. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] / А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2009. – 143с.
4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Бернштейн. – М. : 1966. – 349 с.
5.Бот, О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. С. Бот // Дефектология. – 1983. – №1.
– С.61.
6.Вавилова,А.В.Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5.
— С.495- 497.
7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие
. -- СПб.: МиМ, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогичкская помощь при освоении навыков чтения
помощь при освоения навыков чтения...
Игры по подготовке к освоению навыков чтения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка. Например, если малыш не научится быть внимательным в играх, не связанных с буквами, то и на зан...
Первые шаги к освоению навыка чтения
Когда ребёнок готовится к поступлению в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли учить его читать? Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное ( побуквенное) чтение...
Первые шаги к освоению навыка чтения
Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и у...
Первые шаги к освоению навыка чтения
Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и у...
Игры, направленные на развитие фонетико-грамматического строя, коррекцию звукопроизношения и закрепление навыков, полученных на занятиях
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ для подготовки детей к школе...
Первые шаги к освоению навыка чтения
Многие родители мечтают узнать чудодейственный секрет к лёгкому обучению чтению ребёнка. а секрет прост: начинать надо не с букв, а со звуков и самыми разными играми с ними....
- Мне нравится (1)