Статья.«Нейростимуляция в работе по коррекции звукопроизношения и освоению навыков чтения».
статья по логопедии (подготовительная группа)

Кириллова Лариса Павловна

В настоящее время, когда количество детей в группах по развитию речи превышает рекомендуемую норму, в работе с часто болеющими детьми, детьми с ОНР, ТНР, ЗПР, ДЦП и т. д., дети с  ОВЗ, где требуется многократное повторение материала, основной задачей построение коррекционной работы  является использование пособий позволяющих решать несколько актуальных для ребёнка задач. Образовательная кинезиология решает сразу несколько задач и значительно улучшает результаты коррекционного воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нейростимуляция

в работе

по коррекции звукопроизношения и освоению навыков чтения».

                                                            «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

                                                                                                                      В.А. Сухомлинский

              Взаимосвязь мелкой моторики и речи доказана многократно. Нейрофизиологи  отмечают, что взаимодействие двух рук активизирует работу коры головного мозга.          Исследования развития мелкой моторики и зрительно двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах отечественных основоположников психологии Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д.Б.Эльконина. Исследованиями связи развития руки и мозга  занимались  такие  ученые,  как:  физиологи  И.  П.  Павлов,В.  М.  Бехтерев,  И.  М.  Сеченов;  исследователь  детской  речи  -М. М. Кольцова, педагоги -Ю.А.Соколова,В. А. Сухомлинский,  М. Монтессори. А. В. Запорожец указывает, что в младших и средних группах дошкольных образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаѐт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, от пальцев. Конечно ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него на достаточном уровне находится формирование активной детской речи, реже встречаются нарушения звукопроизношения. Поэтому тренировки движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, является мощным средством, стимулирующим работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребенка. Опираясь на исследования в данной области взаимосвязи руки и развития высших психических функций создан «Комплекс диагностических методик»  Забрамной. Софья Давыдовна разработала диагностическиё материал, том числе и с учётом умения детей действовать с предметами. Практическая ориентировка по величине лежит в основе методики «Разборка и складывание пирамидки» (восприятие величины и цвета).  Часто в коррекционной работе используется педагогами материал из книги Цвынтарного Валерия Викторовича «Играем пальчиками и развиваем речь. - ИЧП "ХАРДФОРД" Санкт-Петербург, 1996. Игры предназначены для родителей, воспитателей детских садов, логопедов и учителей подготовительных и начальных классов. Задания, содержащиеся в данном пособии: способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности); знакомит детей с геометрическими фигурами, со счетом. Эти функции тесно связаны с речью, способствуют её развитию.

В настоящее время, когда количество детей в группах по развитию речи превышает рекомендуемую норму, в работе с часто болеющими детьми, детьми с ОНР, ТНР, ЗПР, ДЦП и т. д., дети с  ОВЗ, где требуется многократное повторение материала, основной задачей построение коррекционной работы  является использование пособий позволяющих решать несколько актуальных для ребёнка задач. В своей работе стараюсь речевую деятельность совмещать с работой руками, где основной целью является развитие межполушарного взаимодействия, которое способствует развитию мыслительной деятельности. Например, при автоматизации изолированного произношения звука «Л», правой и левой рукой проводят по линиям. Направление движений меняется: две руки – справа налево,  слева направо, сверху вниз, снизу вверх, работа по волнистым и пунктирным линиям в ранее обозначенных направлениях, встречные движения руками по предлагаемому педагогом направлению. При автоматизации звука в слогах и при формировании навыков чтения использую таблицы с чередующимися слогами, например, ла и ло. Работая с таблицей дети чередуют движения рук, либо пальцев, как одноимённых так и разноименных, проговаривая автоматизируют звук в словах, читая слоги, осваивают навык чтения. В настоящее время используется термин «образовательная кинезиология». Методы и приёмы образовательной кинезиологии способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук и речевому развитию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений, 3-е изд. стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400с.

2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Мозайка - Синтез, 2005. – 272 с.

3. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] / А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2009. – 143с.

4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Бернштейн. – М. : 1966. – 349 с.

5.Бот, О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. С. Бот // Дефектология. – 1983. – №1.

– С.61.

6.Вавилова,А.В.Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5.

— С.495- 497.

7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие

. -- СПб.: МиМ, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по подготовке к освоению навыков чтения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка. Например, если малыш не научится быть внимательным в играх, не связанных с буквами, то и на зан...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Когда ребёнок готовится к поступлению в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли учить его  читать? Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное ( побуквенное) чтение...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и у...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать.Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и у...

Первые шаги к освоению навыка чтения

Многие родители мечтают узнать чудодейственный секрет к лёгкому обучению чтению ребёнка. а секрет прост: начинать надо не с букв, а со звуков и самыми разными играми с ними....