Коррекционно-развивающая программа по раннему развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Елочки-пенечки».
материал по логопедии

Хорошунова Анна Владимировна

Данная «Коррекционно-развивающая программа по раннему развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Елочки-пенечки» помогает овладеть необходимым «инструментарием» познания особенного ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc462.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа по раннему развитию

детей с ОВЗ и детей-инвалидов  «Елочки-пенечки».

               

Составитель-исполнитель программы:

Хорошунова Анна Владимировна,

                               Новосибирск,  2019

Содержание

  1. Пояснительная записка                                               3
  1. Введение.
  2. Актуальность
  3. Новизна
  4. Практическая значимость
  5. Тип программы
  6. Цели и задачи программы
  7. Принципы и подходы
  8. Методы и формы
  9. Сроки реализации
  1. Диагностика
  2. Содержание и структура занятий
  3. Планируемые результаты
  4. Программно-методическое обеспечение
  5. Содержательная часть

6.1     Сенсорное развитие

6.2     Предметно-практическая деятельность

    Приложения

1. Пояснительная записка

1.1 Введение

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

 Последние годы увеличился процент детей имеющих сложные сочетанные патологии, включающие интеллектуальную, двигательную, сенсорную сферу, разнообразные генетические нарушения и искаженное психическое развитие. Дети различаются между собой как по степени снижения умственных способностей, так и по качественной структуре самого дефекта. У них наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и серьёзные нарушения тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы. У детей разные склонности, разное состояние моторики и характер эмоциональных проявлений.

 Дети указанных категорий не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации и нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной обучающей помощи, так как зачастую оказываются некомпетентны в плане развития особого ребенка.

Данная «Коррекционно-развивающая программа по раннему развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Елочки-пенечки» помогает овладеть необходимым «инструментарием» познания особенного ребенка. В программе представлена многоступенчатость и системность коррекционно-развивающей работы с детьми, определены организационные формы, содержание, основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в целях максимального восстановления нарушенной целостности развития, обеспечение социализации детей данной категории.

1.2 Актуальность

Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи таким детям (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) обеспечивает актуальность создания и  реализации данной программы ранней реабилитации. Именно те дети успешны в инклюзии, которые прошли раннюю коррекционно-развивающую помощь с рождения, в раннем и среднем дошкольном возрасте, а не обратились непосредственно перед школой. Успешная адаптация и социализация происходит при условии, что отклонения двигательного, психического, речевого и социального развития выявляются у малышей течение первых месяцев жизни. Тяжелая патология видна сразу и медикам, и родителям. Незначительные же проблемы заметны только специалистам, поэтому на них обращают внимание значительно позже. Чудеса компенсации возможны только в первые годы жизни, когда мозг удивительно пластичен, его развитие еще не завершено и малыш обладает большими потенциальными компенсаторными возможностями развития.  

  1. Новизна

Новизна программы определяется опорой на современные достижения в области теории и практики развивающего образования. А также информационно-обучающей поддержкой семей, заботящихся об особом ребенке, их просвещение и педагогическая грамотность.

1.4 Практическая значимость

Комплекс занятий включенных в программу, направлен на улучшение функционирования ребенка раннего возраста с нарушением развития (ограничением жизнедеятельности) в естественных жизненных ситуациях, повышение качества его взаимодействия и отношений с родителями, в семье, повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка, включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи, а также на развитие способностей и возможностей ребенка к освоению новых знаний и умений, ориентации, общению, передвижению, самообслуживанию, социальному взаимодействию и формированию отношений, контролю своего поведения.

Ребенку с ОВЗ и детям-инвалидам необходимо постоянное сотрудничество с близкими родственниками и специалистами отделения ранней помощи. Взрослый ежедневно, шаг за шагом ведет его по (ступенькам развития), раскрывая потенциальные возможности маленького человека.

1.5 Тип программы

Модифицированная. В основу данной программы легли типовые базовые программы и материалы, такие как:

- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.,

-  Морозова Т.Ю., Довбня С.В. М 801 Шаг навстречу: Программы раннего вмешательства в домах ребенка. — М.: Генезис, 2011. — 168 с.,

- Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО . - Изд. 2-е. - М. : Экзамен, 2004. - 127 с. - (Ранняя помощь)

А также инновационные и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку и его близким.

1.6 Цель и задачи программы

Данная программа предназначена для работы учителя-дефектолога с семьями имеющими детей от 0 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Целью данной  программы является – реализация системы коррекционно-развивающей помощи детям раннего и дошкольного возраста  с ОВЗ, направленная на  максимальную компенсацию отклоняющегося развития,  адаптацию ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни.

Данная цель реализуется по двум направлениям: коррекционно-педагогическая  работа с детьми с ОВЗ и консультативно-обучающее взаимодействие с родителями.

В рамках реализации данной программы, учитель-дефектолог решает следующие задачи:

• определяет особенности социального и познавательного развития ребенка (уровень сформированности взаимодействия малыша со взрослыми, зрительных и слуховых ориентировочных реакций, манипулятивных умений и навыков с предметами-игрушками);

• разрабатывает индивидуальную программу развития ребенка;

•проводит коррекционно-развивающие занятия с малышом в присутствии родителей; знакомит и обучает их приемам стимуляции познавательного развития.

- оказывает помощь в определении дальнейщего образовательного маршрута ребенка.

1.7 Принципы и подходы

 В программе реализуются специальные принципы и подходы:

  1. индивидуализация коррекционно-педагогического процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья - учитывает возрастные и индивидуальные особенности, текущий уровень развития ребенка и возможные научения;
  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником в тандеме педагог-учитель-ребенок, предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  3. партнерство с семьей, предполагает единство требований в дошкольном учреждении и в семье;  
  4. «полное погружение» в материал, предусматривает отработку одной темы всеми специалистами в течение недели.
  5. принцип вариативности в организации коррекционно-развивающего процесса. Наличие детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы;

1.8 Методы и формы работы

Для реализации принципов и направлений работы используются различные методы, дифференцируемые в зависимости от решения определенных задач, умственных и личностных качеств ребёнка, двигательных возможностей и сохранности анализаторных систем..

Коррекционно-педагогическое развивающее воздействие осуществляется на основе сочетания разнообразных практических, наглядных и словесных методов.

 Практические методы и приемы обучения):

• постановка практических и познавательных задач;

 • целенаправленные действия с дидактическими игрушками;

 • дидактические игры;

• многократное повторение практических и умственных действий;

 • наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

 • подражательные упражнения;

 • создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

 Наглядные методы:

• обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

 • наблюдения за предметами и явлениями окружающего; • рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

 Словесные методы:

 • речевая инструкция;

 • беседа;

 • описание предмета;

 • указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

• вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

 • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата;

 • метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком).

Коррекционное воздействие осуществляется в ходе игрового индивидуального занятия, в которое активно включаются родители (близкие взрослые). Одна из идей программы заключаются в том, что родители, присутствуя на занятиях, могут включаться в совместную деятельность с собственными детьми и в активное взаимодействие с педагогами. Осознанное включение родителей в педагогический процесс, уход от практики дистанцирования родителей дают возможность значительно повысить эффективность работы с ребенком, и обучить взрослого практическим приемам взаимодействия в игре.

В работе с детьми с ОВЗ и их родителями, учитель-дефектолог использует следующие формы работы:

  • индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
  • подгрупповые занятия с 2-4 детьми;
  • лекционно-просветительская-«Школа родителей»;
  • практические занятия для родителей;
  • организация  детских утренников и праздников;

При составлении индивидуального плана коррекционной работы с обратившимися, учитываются выявленные в ходе диагностической сессии особенности и возможности актуального развития, выделяются приоритетные направления.

1.9 Сроки реализации программы

Сроки реализации программы: рабочая программа рассчитана на два календарных месяца, и  составляет 16 занятий по 8 основным темам, по два занятия в неделю в течение 20 минут. Занятия проводятся совместно с родителями или лицами их заменяющими. Все задания, упражнения и практические работы проводятся в соответствии с недельной темой. Материал распределяется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и также соответствует недельной теме.

  1. Диагностика

 Начальным и заключительным этапом реализации программы является диагностика (соответственно входящая и итоговая), в рамках реализации принципа вариативности – текущая оценка:

- входящая индивидуальная углубленная диагностика (первичное обследование и частично занятия №№1, 2). В процессе реализации занятий решаются задачи, направленные на выявление уровня актуального развития ребенка, создание благоприятных условий для установления контакта «педагог-родитель-ребенок».

Текущая промежуточная диагностика – в ходе занятий (№3 - №15), оценивается продуктивность выбранных средств и методов осуществления коррекционно-развивающего процесса. В ходе решения основных задач программы, направленных на развитие у детей речевой активности, моторики, сенсорных эталонов, навыков взаимодействия со взрослым и сверстниками в организованной деятельности.

Ито8говая диагностика – (занятие №16), закрепление полученных навыков, отслеживание динамики развития ребенка.

Оценка (первичная и повторная) индивидуального развития ребенка проводится по методикам:  

1.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для

психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ.

2.Серебрякова Н. В. "Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста."

3.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» под редакцией Е.А.Стребелевой 7-е издание, М-, Просвящение 2018г.

4."Диагностика развития детей раннего возраста" Печера К.Л., Пантюхина Г.В.М-, Сфера, 2017г.

3.Содержание и структура занятий

Каждое занятие решает задачи трех основных блоков, содержит ритуал знакомства и прощания, может включать оценочную деятельность и поощрение. 

1.Коррекцтонно-развивающий блок. Задания данного блока направлены на развитие внимания и памяти, зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, межполушарного взаимодействия, мелкой и общей моторики; тренировку сенсорных систем.

Например: Собирать бусы с опорой на картинку; различать на слух 3-4 музыкальных инструмента, голоса животных; искать игрушки в пальчиковом бассейне с различными наполнителями; открывать различные баночки, киндер-контейнеры; отгадать загадки; найти недостающий предмет;  

различать предметы на ощупь по форме и материалу «Найди такой же» (шар, куб, ложка, машинка…);игры с песком, водой, крупами; ориентироваться в помещении кабинета, следовать за педагогом в определенном направлении, ориентироваться в частях тела и лица (голова, руги, ноги, пальцы рук, спинка, животик, глазки, ротик, носик, ушки); повторять действия взрослых по подражанию и самостоятельно под речевое сопровождение или ритм; «библиотека» запахов – различение по запаху или пассивная аромотерапия.

2. Обучающий блок. В рамках данного блока ребенку дается основной материал по теме недели. Этот этап последовательного изложения по принципу «от простого к сложному» с использованием наглядных пособий, игр-презентаций, лото, в которых детям предлагаются простые задания на знакомство и закрепление материала.  

3. Предметно-практический блок.  Здесь детям предлагается предметно-практическая деятельность за столом или на коврике (графические задания, аппликация, лепка, конструктивная деятельность).

Например: правильно держать карандаш и проводить линии (горизонтальные, вертикальные, кривые и замыкать их в круг); взаимодействовать с пластической формой (пластилин): отщипывать, размазывать, создавать простые формы (колбаску, шар); создавать выразительные образы из рваной бумаги и приклеивать заготовленные формы.

Структура занятия

Каждое занятие с детьми совместно с родителями, включенное в

тематический план программы, имеет примерную структуру:

1. Ритуал приветствия.

2. Сенсорно-интеллектуальная и речевая деятельность (предметные и

сюжетные игры, игры с сенсорными материалами).

3. Двигательная деятельность (двигательные игры и упражнения,

музыкально-двигательные игры).

4. Пальчиковые игры.

5. Развитие общей и мелкой моторики (рисование пальчиками,

кистями, лепка, аппликация, конструирование).

6. Итог. Рефлексия.

7. Ритуал прощания.

Планирование занятия и его предварительная организация не означают, что по ходу не должны вноситься изменения. В зависимости от состояния детей, от того, как проходит усвоение навыка, может меняться порядок заданий, продолжительность их выполнения, характер обучения. По окончанию реализации программы специалистами проектируются заключения и рекомендации родителям для организации дальнейшего сопровождения ребенка по месту его проживания.

4. Планируемые результаты

1. Адаптация в условиях центра. Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество со взрослыми в предметно практической и игровой деятельности. Активное подражание.

2. В плане речевого развития – активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний.

 Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Элементарные обобщения.

Понимание некоторых грамматических форм слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции). Активное употребление(допускаются искажения звуко-слоговой структуры) существительных, обозначающих предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег).

 Активное участие в диалоге – ответы на вопросы взрослого одним словом (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств).

Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность.

3. Выполнение орудийных действий – использование бытовых предметов с учётом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях.

Овладение поисковыми способами в предметной деятельности – практическими пробами и примериванием.

4. Практическая ориентировка в свойствах предметов. Подбор по форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» и т. д.), величине (недифференцированные предметы: большой – маленький, идентификация цвета предмета с цветом образца, ориентировка в количестве (один – много). Включение в бытовую деятельность ЭМП.

5. Воспроизведение темпа в движениях под музыку, простейших «повторных» ритмических структур в дидактических играх.

6. Координационные движения рук при выполнении простых действий с игрушками(кубиками, пирамидкой) и предметами обихода (чашкой, ложкой, овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии).

5. Программно – методическое обеспечение

Методическая база постоянно пополняется и расширяется.

1. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО . - Изд. 2-е. - М. : Экзамен, 2004. - 127 с. - (Ранняя помощь)

2.  Е.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А.Чистова « Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития».

3.  И.С. Погудкина « Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1года до 3-хлет».

4.  Е.А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии».

5.  А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения».

6. Т.В. Кирюшкина «Программа работы по системе М.Монтессори кружка «Умелые ручки».

7. Э.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

8. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» Под редакцией С.Л. Новоселовой

 9. М.Д. Маханева, С.В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет»

10. Е.С. Слепович, А.М. Поляков «Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью саду»

11. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями». Под редакцией Е.А. Стребелевой, Г.А.Мишиной

12. С.Д. Забрамная «От диагностики к развитию» Москва 1998г

13. Школа Семи Гномов. Третий год. (Комплект для домашних заданий с детьми 2-3 лет)

14. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп.-М.:ТЦ Сфера, 2015.-144с.

15. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г.Приходько, О.В.Югова ; АНО «Совет по вопросам управления и развития». – Москва : ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”», 2015. – С.145.


6.Содержательная часть

6.1 «Сенсорное развитие»

Пояснительная записка

            Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.        

             Целью коррекционного курса «Сенсорное развитие» является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы. Программно-методический материал коррекционного курса «Сенсорное развитие» включает 5 разделов:  

  • «Зрительное восприятие»
  • «Слуховое восприятие»
  • «Кинестетическое восприятие»
  • «Восприятие запаха»
  • «Восприятие вкуса».

         Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.

Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие».

       Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» направлено на развитие психомоторной и сенсорной сферы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано, поэтому деление программы на блоки условно.

  1. Зрительное восприятие:  
  • Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.
  • Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.  
  • Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.
  • Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.  
  • Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.
  •  Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.
  1. Слуховое восприятие:
  • Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.
  • Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения).
  • Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.
  • Формирование умения соотносить звук с его источником.
  • Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.
  1. Кинестетическое восприятие:  
  • Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.  
  • Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.  
  • Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов. 
  • Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.
  • Формирование адекватной реакции на положение тела.
  • Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.
  • Формирование адекватной реакции на положение частей тела.
  •  Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
  •  Формирование умения различать свойства материалов.
  1. Восприятие запаха:  
  • Формирование адекватной реакции на запахи. 
  • Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.
  1. Восприятие вкуса.  
  • Формирование адекватной реакции на продукты.
  • Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.
  • Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.

 Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»: 

  • фиксация взгляда на лице человека;
  • фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки);  
  • фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка);
  •  прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад);  
  • прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом;
  • узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.);  
  • локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии);  
  • прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;  
  • локализация неподвижного удаленного источника звука;
  • соотнесение звука с его источником;  
  • нахождение одинаковых по звучанию объектов;  
  • адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;  
  • адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;
  • адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;  
  • адекватная реакция на давление на поверхность тела;  
  • адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела;
  • адекватная реакция на изменение положения тела;  
  • адекватная реакция на положение частей тела;  
  • адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;
  • различение свойств материалов: холодный/горячий, гладкий/шероховатый, мокрый/сухой, жидкий/густой;  
  • адекватная реакция на запахи;  результат: узнавание/различение объектов по запаху;  
  • адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький/сладкий, кислый/соленый), консистенции (жидкий/твердый, вязкий/сыпучий);  
  • узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.);  узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький/ сладкий, кислый/соленый).
  1. Зрительное восприятие:  
  • Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

      Ожидаемый результат: фиксация взгляда на лице человека.

      Методические рекомендации: ребенок учится удерживать взгляд на лице человека, находящегося на расстоянии вытянутой руки. Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса.  

  • Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

      Ожидаемый результат: фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).

      Методические рекомендации: в работе рекомендуется использовать фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки и предметы, которые предъявляются на расстоянии до 1 метра. Необходимо учитывать размер предъявляемого предмета: чем меньше предмет, тем ближе к ребенку он расположен. Сначала ребенок удерживает взгляд на светящемся предмете в течение 3 секунд, постепенно время удержания взгляда увеличивается. При проведении упражнений в темной комнате нужно чередовать появление и исчезновение света. При работе с фонариком в затемненной комнате рекомендуется направлять луч света на стену и обращать внимание ребенка на световое пятно. Частота и продолжительность упражнений зависит от реакций ребенка. Если световое воздействие пугает ребенка и вызывает устойчивое повторяющееся противодействие (ребенок щурится, отворачивается), отрицательные эмоциональные реакции, то нужно прервать выполнение упражнения. Нельзя использовать световую стимуляцию при работе с детьми с эпиприступами.  

  • Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

    Ожидаемый результат: фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).

    Методические рекомендации: при обучении фиксации взгляда на предмете первоначально предъявляемый ребенку предмет должен быть в размер ладони, круглым, одноцветным, ярким, без лишних деталей, затрудняющих его целостное восприятие, и располагаться перед ним (справа, слева) на уровне глаз на расстоянии 45-50 см. После этого предмет предъявляется выше (ниже) уровня глаз. Если ребенок не смотрит на предъявляемый предмет, то учитель привлекает его внимание речью, например: «Посмотри: шарик». Если ребенок не понимает речь, то можно использовать звучащий предмет, кратковременное звучание которого также привлечет внимание ребенка. Если не удалось заинтересовать ребенка, то ему предъявляют более привлекательный для него предмет. В дальнейшем можно предъявлять предметы большего и меньшего размера и более сложные по конструкции (пирамидка, машинка, кукла и др.). Ребенок учится удерживать взгляд на предмете, начиная с 3-х секунд, с последующим увеличением времени фиксации взгляда.  

  • Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.

       Ожидаемый результат: прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад).      

       Методические рекомендации: педагог предъявляет предмет на уровне глаз ребенка, после чего перемещает его в разных направлениях на расстояние от 30 см до 1 метра.  

  • Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.

        Ожидаемый результат: прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

        Методические рекомендации: используемые для прослеживания взглядом объекты перемещаются в пространстве комнаты на расстоянии более 1 метра. Это могут быть люди, заводные игрушки, машинки на батарейках и т.п.  

  • Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.

       Ожидаемый результат: узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

       Методические рекомендации: ребенку предъявляют предмет определенного цвета и называют этот цвет. Ребенок учится находить предметы такого же цвета (такой-не такой), называть цвет заданного предмета.

  1. Слуховое восприятие.
  • Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

      Ожидаемый результат: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии).

     Методические рекомендации: педагог привлекает внимание ребенка появлением звука в тишине или неожиданным прекращением звучания. Используемые звуки должны быть при диапазоне силы звука, примерно, 55-60 дБ. При необходимости интенсивность звукового воздействия может меняться. В качестве источника звука используют музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании, например, трещетка и др. Источник звука ребенок не должен видеть. Когда ребенок локализует звук на уровне уха, источник звука должен находиться на уровне 25-30 см от уха. Максимальное расстояние до источника звука не более 1 метра. Важным для ребенка источником звука является человек. Говорящий с ребенком человек должен находиться рядом с ним. Сначала ребенок реагирует на обращенную речь в тишине, затем на фоне других негромких звуков. В работе с ребенком нельзя использовать резкие и очень громкие звуки.

  • Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения).

        Ожидаемый результат: прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

        Методические рекомендации: педагог издает короткий звук звучащим предметом и дает ребенку потрогать источник звука для того, чтобы он понял, что то, что звучит, можно потрогать. После того, как ребенок установит причинно-следственную связь, педагог перемещает звучащий предмет и снова издает им звук. Каждый раз ребенок будет пытаться дотянуться до места, где был источник звука. Источник звука перемещается на расстояние не более 1 метра в различных направлениях (сверху вниз, по диагонали и др.).  

  • Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.

       Ожидаемый результат: локализация неподвижного удаленного источника звука.                                      

      Методические рекомендации: сначала ребенку показывают предмет (музыкальную игрушку, мобильный телефон, магнитофон и др.) и дают послушать, как он звучит. Затем ребенок закрывает глаза или выходит из помещения, а педагог включает звук и прячет предмет в пределах комнаты. Ребенку предлагают найти звучащий предмет. В процессе поиска педагог, при необходимости, корректирует траекторию движения ребенка.  

  • Формирование умения соотносить звук с его источником.

        Ожидаемый результат: соотнесение звука с его источником.

       Методические рекомендации: в работе педагог использует знакомые ребенку бытовые звуки (пылесос, телефон, будильник и др.), звуки природы (пение птиц, мяуканье кота, мычание коровы, шум дождя, гром и др.) в аудиозаписи. Звуковой материал рекомендуем использовать группами, например, звуки домашних животных, звуки бытовых приборов и т.д. Обучение проводится следующим образом: сначала ребенок знакомится со звучанием объекта, например, кошка мяукает, пылесос гудит и др. Затем при предъявлении звука ребенок показывает соответствующий объект (изображение).  

  • Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.

        Ожидаемый результат: нахождение одинаковых по звучанию объектов.

       Методические рекомендации: в работе используют два одинаковых набора звучащих объектов: музыкальные инструменты, «шумящие» коробочки и др. На занятие с использованием «шумящих» коробочек педагог выбирает внешне одинаковые коробочки с разными наполнителями, например, горохом и пшеном. Две коробочки (с горохом и пшеном) находятся у ребенка, и две таких же коробочки у педагога. Сначала ребенка знакомят со звучанием каждой коробочки. Затем учитель предъявляет ребенку звук, тождественный по звучанию одному из объектов, и просит найти такой же. Ребенок выбирает объект с таким же звучанием.

  1. Кинестетическое восприятие.  
  • Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

          Ожидаемый результат: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

         Методические рекомендации: для предупреждения появления у ребенка нежелательных влечений рекомендуем использовать в работе прикосновения в виде касания, поглаживания, похлопывания, сжимания, растирания и др. к голове и конечностям ребенка. Педагог должен выявить, какие прикосновения приятны ребенку, а что вызывает у него отрицательную реакцию. Когда ребенку неприятны прикосновения – он избегает воздействия раздражителя (отдергивает руку, вздрагивает, отодвигается, капризничает и т.д.). Если у ребенка стойкая отрицательная реакция на данный вид воздействия, то нельзя его продолжать. Если ребенку нравятся ощущения, он стремится к их продолжению (подставляет руку, вокализирует в случае прекращения тактильного воздействия и т.д.). Начинать работу следует с более легких прикосновений, которые учитель сопровождает спокойной, негромкой речью. При этом важно помнить, что доминировать должны возникающие у ребенка тактильные ощущения, а не слуховые. Эмоционально окрашенная речь (даже если ребенок не понимает обращенную речь) помогает ему принимать и положительно реагировать на ощущения, которые у него возникают. Постепенно прикосновения становятся разнообразнее и интенсивнее. Если ребенок возбужден, то прикосновения должны быть нежными, успокаивающими. Если же ребенок вялый, пассивный, то энергичные действия взрослого (похлопывание, растирание и т.д.) должны стимулировать его активность.  

  • Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

      Ожидаемый результат: адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

      Методические рекомендации: педагог погружает руки ребенка в материал и помогает ему ощупать его. Рекомендуем установить у ребенка факт наличия  или отсутствия порога чувствительности при соприкосновении с теми или иными материалами. Воздействие должно быть щадящим, не резким, чтобы не напугать ребенка, не вызвать у него негативную реакцию.  

  • Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

       Ожидаемый результат: адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

       Методические рекомендации: рекомендуется начинать работу с использования вибрирующих игрушек, массажеров без звука. В дальнейшем можно применять бытовые приборы, камертон, музыкальное кресло, область гортани человека и др. Воздействие должно быть щадящим, непродолжительным по времени, не вызывающим у ребенка негативную реакцию. Нельзя прикладывать вибрирующие предметы в область живота.  

  • Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.

        Ожидаемый результат: адекватная реакция на давление на поверхность тела.

        Методические рекомендации: рекомендуем начинать работу с кратковременных воздействий на разные участки тела ребенка (руки, ноги, спина, голова), делая между ними паузы для того, чтобы у ребенка была возможность прислушаться к своим ощущениям. Воздействие на поверхность тела должно быть щадящим, не резким, чтобы не вызвать у ребенка негативную реакцию. Интенсивность воздействия постепенно увеличивается и чередуется: сначала более легкие, затем сильные надавливания и наоборот. В работе используются различные предметы, например, мячи с разными поверхностями, массажеры и др.  

  • Формирование адекватной реакции на положение тела.

      Ожидаемый результат: адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела.

      Методические рекомендации: ребенок принимает заданную позу либо в вертикальном (стоит, сидит), либо в горизонтальном положении (лежит на спине, на боку) самостоятельно или с помощью взрослого. Данное положение тела он удерживает в течение нескольких минут для того, чтобы у него была возможность «прислушаться» к своим ощущениям.  

  • Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.

      Ожидаемый результат: адекватная реакция на изменение положения тела.

      Методические рекомендации: чтобы вызвать у ребенка реакцию на изменение положения своего тела в пространстве, его поворачивают, переворачивают его, кружат, наклоняют в стороны, поднимают, опускают, качают, катают в разном темпе. Для этого используют гамак, качели, вращающееся кресло и т.п. Не рекомендуется выполнять данные упражнения продолжительное время, а также с детьми с эпилепсией.  

  • Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

      Ожидаемый результат: адекватная реакция на положение частей тела.

      Методические рекомендации: учитель берет руку (ногу) ребенка и выполняет сгибание, разгибание, отведение конечностей в стороны в разном темпе, с разной амплитудой, фиксируя на некоторое время это положение. Важно поочередно задействовать все суставы (лучезапястный, локтевой, плечевой, голеностопный, коленный, тазобедренный). При выполнении наклонов, поворотов головы ребенка необходимо быть предельно осторожными, выполнять упражнения в медленном темпе.  

  • Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

       Ожидаемый результат: адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

       Методические рекомендации: с учетом психоэмоционального состояния ребенка на момент проведения занятия выбирается задача: либо успокоить ребенка, либо активизировать его. В качестве поверхностей используются: мягкий матрац, твердая кушетка, шариковый бассейн, водный бассейн и т.д. На начальном этапе следует ограничить время соприкосновения тела с поверхностью несколькими минутами. За это время ребенок должен успеть прислушаться к ощущениям своего тела. Для большей сосредоточенности на ощущениях рекомендуется выполнять упражнение в отдельной комнате, в тишине, желательно с закрытыми глазами. Положение тела может быть разным: сначала ребенок ложится на живот, затем на спину, на бок. Одежда у ребенка должна быть удобной, эластичной, не сковывающей движения частей тела.  

  • Формирование умения различать свойства материалов.

        Ожидаемый результат: различение свойств материалов: холодный, горячий (гладкий/шероховатый; мокрый/сухой; жидкий/густой).      

        Методические рекомендации: работа с ребенком проводится в игровой форме с использованием различных материалов, например: жидкий/густой клейстер, холодная/горячая вода и т.д. Ребенок знакомится со свойствами материалов в процессе соприкосновения с ними (погружает руки в материал, зачерпывает, переливает, гладит по поверхности и др.). Ребенок учится играть в такие дидактические игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай, что это?» и т.п. Сначала ребенок рассматривает, называет и ощупывает один предмет (материал) с открытыми, а затем закрытыми глазами. Он запоминает ощущения, возникающие от соприкосновения с этим предметом (материалом). На другом занятии ему сразу предлагают ощупать предмет (материал) с закрытыми глазами и назвать его или выбрать такой же из нескольких предложенных. На следующих занятиях подобная работа проводится с другими предметами (материалами). Упражнения на определение свойств различных материалов могут проводиться как в естественных ситуациях, так и на специально организованных занятиях. Ребенку предлагают потрогать материалы (объекты) и определить их свойства. Для определения отдельного свойства материала необходимо использовать один и тот же материал, например, для определения температуры используют холодную и горячую воду, для определения фактуры материала, например, гладкую и шероховатую деревянные доски.

  1. Восприятие запаха.  
  • Формирование адекватной реакции на запахи.

      Ожидаемый результат: адекватная реакция на запахи.

      Методические рекомендации: источник запаха должен находиться в непосредственной близости от носа, при этом педагог удерживает источник запаха на расстоянии 10-15 см. Важно помнить, что длительное воздействие на обонятельный анализатор может вызвать пресыщение. Предлагаемые ребенку запахи должны быть не резкими. Рекомендуется использовать фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту, мягкое арома-масло и др.  

  • Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.

    Ожидаемый результат: узнавание/различение объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

    Методические рекомендации: ребенку предъявляют объект и дают его понюхать. Запахи пищевых продуктов желательно подкреплять вкусовыми ощущениями. Начинать работу следует со знакомых ребенку запахов: фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту и др. Сначала ребенок рассматривает, называет и нюхает один объект и запоминает его запах. На другом занятии ему предлагают понюхать объект с  закрытыми глазами и назвать его или выбрать из нескольких предложенных. На следующих занятиях подобная работа проводится с другими объектами.

  1. Восприятие вкуса.  
  • Формирование адекватной реакции на продукты.

      Ожидаемый результат: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

     Методические рекомендации: начинать работу нужно со знакомых продуктов, предпочитаемых ребенком в еде. Ребенку дают один и тот же продукт (небольшими кусочками), но разный по вкусовым качествам, например, сладкое яблоко, кислое яблоко. В дальнейшем необходимо использовать продукты, редко употребляемые ребенком, предлагая их сначала малыми дозами.  

  • Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.

      Ожидаемый результат: узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.)

      Методические рекомендации: сначала ребенка учат соотносить один продукт с его вкусом. Затем ребенку показывают и дают попробовать два продукта, вкус которых ему знаком (например, яблоко и колбаса). После этого ему дают попробовать кусочек одного из продуктов (не показывая его). Ребенок должен узнать по вкусу продукт.

  • Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.

       Ожидаемый результат: узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

       Методические рекомендации: ребенку малыми дозами предлагают попробовать продукты с различными вкусовыми качествами, при этом учитель называет их. Затем ребенок пробует и сам называет вкусовое качество продукта. Если ребенку доступно освоение более сложного учебного материала, его учат различать дополнительные вкусовые качества продуктов: острый, фруктовый и др.

6.2 «Предметно – практические действия» 

      Программно-методический материал коррекционного курса «Предметно – практические действия» включает 2 раздела:  

  • Раздел I «Действия с материалами»
  • Раздел II «Действия с предметами»

        Содержание коррекционного курса «Предметно – практические действия» направлено на формирование у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Обучение этому курсу имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано, поэтому деление программы на блоки условно.

       

           Раздел I «Действия с материалами»

  • Формирование умения сминать материал.  
  • Формирование умения разрывать материал.
  • Формирование умения размазывать материал.
  • Формирование умения разминать материал.
  • Формирование умения пересыпать материал.
  • Формирование умения переливать материал.
  • Формирование умения наматывать материал.

 Раздел II «Действия с предметами»

  • Формирование умения захватывать, удерживать, отпускать предмет.
  • Формирование умения встряхивать предмет, издающий звук.
  • Формирование умения толкать предмет от себя.
  • Формирование умения тянуть предмет по направлению к себе.
  • Формирование умения вращать предмет.
  • Формирование умения нажимать на предмет.
  • Формирование умения сжимать предмет.
  • Формирование умения вынимать предметы из емкости.
  • Формирование умения складывать предметы в емкость.
  • Формирование умения перекладывать предметы из одной емкости в другую.
  • Формирование умения вставлять предметы в отверстия.
  • Формирование умения нанизывать предметы на стержень, нить.

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса

«Предметно – практические действия»: 

 

  • сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.): двумя руками, одной рукой, пальцами;  
  • разрывание материала (бумага, вата, природный материал): двумя руками, направляя руки в разные стороны; двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя;  
  • размазывание материала: сверху вниз; слева направо; по кругу;
  • разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса): двумя руками, одной рукой;  
  • пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы): двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.);
  • переливание материала (вода): двумя руками, с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.);  
  • наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.);
  • захват, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.);  
  • встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.);  толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др);  
  • притягивание предмета по направлению к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.);
  •   вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.);  
  • нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.):всей кистью, пальцем;  
  • вынимание предметов из емкости;  складывание предметов в емкость;  перекладывание предметов из одной емкости в другую;
  • вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.);
  • нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.): на стержень, на нить.

Раздел I «Действия с материалами» 

  • Формирование умения сминать материал.

 Ожидаемый результат: сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.):  двумя руками,  одной рукой,  пальцами.

          Методические рекомендации: ребенок учится сминать материал двумя руками. Первоначально учащемуся предлагают сминать мягкие образцы бумажной продукции (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца). Затем более плотные виды бумаги (газета, цветная, папиросная бумага, калька). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках. После этого ребенок учится сминать бумагу одной рукой, пальцами.

  • Формирование умения разрывать материал.

        Ожидаемый результат: разрывание материала (бумага, вата, природный материал): двумя руками, направляя руки в разные стороны; двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя.

        Методические рекомендации: учащийся берет в руки материал (бумагу, вату, природный материал) и разрывает его. Сначала ребенок учится захватывать материал обеими руками, зажимая его в кулаках, и разрывать. Потом ребенок учится разрывать материал, направляя одну руку к себе, другую руку от себя. Если у ребенка возникают трудности при разрывании материала (бумага), то необходимо предварительно сделать надрыв (надрез) этого материал. Затем ребенок учится захватывать край материала пальцами обеих рук и выполнять разнонаправленные движения.  

  • Формирование умения размазывать материал.

        Ожидаемый результат: размазывание материала:  сверху вниз,  слева направо,  по кругу. 

        Методические рекомендации: учащийся погружает руки в вязкий материал (краска, пена для бритья, клейстер, жидкое тесто, мягкий пластилин) и размазывает его. Действия по размазыванию материалов рекомендуем начинать с выполнения упражнений на горизонтальной поверхности, затем на вертикальной поверхности. Сначала ребенок размазывает материал произвольно, затем учитель задает направление движения рук (сверху вниз, слева направо, по кругу; круговые движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных направлениях).  

  • Формирование умения разминать материал.

        Ожидаемый результат: разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса):  двумя руками, одной рукой.

           Методические рекомендации: ребенок учится мять большой кусок мягкого теста, который лежит на столе. Затем он мнет кусок теста, удерживая его двумя руками. После этого для разминания предлагают другие материалы (пластилин, глина, пластичная масса). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках.

  • Формирование умения пересыпать материал.

       Ожидаемый результат: пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы):  двумя руками,  с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.).

       Методические рекомендации: занятия начинаются с игры с крупой, где ребенок учится захватывать сыпучий материал, ссыпать или пересыпать с руки на руку. Ребенок учится пересыпать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/двумя руками. Затем его учат использовать для пересыпания материала инструмент, которым он зачерпывает материал (лопатка, стаканчик и др.). Пересыпая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой емкостью и ссыпает материал. Учитывая индивидуальные и физические особенности ребенка, его учат выполнять роющие движения в сыпучем материале (крупа, песок, земля) одной или двумя руками. Ребенок учится откапывать (находить) предмет, затем закапывать (прятать) предмет.  

  • Формирование умения переливать материал.

       Ожидаемый результат: переливание материала (вода):  двумя руками,  с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).

          Методические рекомендации: ребенок учится переливать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/ двумя руками. Затем он учится использовать инструмент (стаканчик, ложка и др.) для переливания жидкости, первоначально освоив действие зачерпывание. Переливая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой емкостью и выливает материал.

  • Формирование умения наматывать материал.

      Ожидаемый результат: наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).  

      Методические рекомендации: для обучения используют следующие материалы: бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др. Сначала ребенку дают большую катушку с остатком шнурка, который он должен домотать. Одной рукой ребенок держит катушку, другой рукой шнурок, который наматывает на катушку. Затем ребенок учится наматывать шерстяную нить на большую катушку с закрепленным на катушке началом нити. Постепенно уменьшается размер катушки и толщина нити. Катушки заменяются клубками.

      Раздел II. Действия с предметами  

  • Формирование умения захватывать, удерживать, отпускать предмет.

      Ожидаемый результат: захват, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.).

       Методические рекомендации: ребенку предлагают предметы, удобные для захвата. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, используя прием «рука в руке» (кисть руки учителя накладывается на кисть ребенка, и учитель помогает ему выполнить действие). После того как ребенок научился выполнять действия всей кистью, он учится выполнять эти действия двумя и тремя пальцами (пинцетный захват). Действия отрабатываются на мелких предметах.  

  • Формирование умения встряхивать предмет, издающий звук.

      Ожидаемый результат: встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).

      Методические рекомендации: ребенку предлагаются баночки, бутылочки с бусинками или крупой, музыкальные игрушки, издающие звук при встряхивании и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на то, что результатом действия должен быть звук.  

  • Формирование умения толкать предмет от себя.  

      Ожидаемый результат: толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.).

      Методические рекомендации: сначала ребенок учится толкать (катать) игрушку на колесиках перед собой по столу «вперед-назад», держа ее в руке. Затем он толкает (катает) игрушку по всей поверхности стола, меняя направления движения. После этого он учится толкать (катать) игрушку по полу, сидя на одном месте, затем передвигаясь по комнате, также удерживая ее в руке. Затем ребенок учится толкать предмет от себя. Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, задвигании ящиков и т. п.  

  • Формирование умения тянуть предмет по направлению к себе.

      Ожидаемый результат: притягивание предмета по направлению к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.).

     Методические рекомендации: сначала ребенок учится тянуть детскую игрушку на колесах за веревочку. Затем он учится тянуть предмет, который расположен за ним или перед ним. Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, выдвигании ящиков и т. п.  

  • Формирование умения вращать предмет.

       Ожидаемый результат: вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)

       Методические рекомендации: сначала ребенку дают пластиковую банку/бутылку с надетой на нее крышкой. Одной рукой ребенок держит бутылку/банку, другой рукой выполняет поворотные движения в одном направлении (откручивает/закручивает крышку). После того как ребенок научится откручивать крышку банки/бутылки, он учится надевать крышку на банку/бутылку, соотнося резьбу на бутылке/банке с резьбой на крышке, и закручивать ее.  

  • Формирование умения нажимать на предмет.

       Ожидаемый результат: нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.):  всей кистью,  пальцем.

          Методические рекомендации: сначала детей учат выполнять действие всей рукой, нажимая юлу, рычаг, кнопку, музыкальную игрушку и т. д. Затем ребенка учат выполнять данное действие пальцем (выключатель, компьютерная мышь, детское пианино и т.д.).  

  • Формирование умения сжимать предмет.

         Ожидаемый результат: сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.):  двумя руками,  одной рукой,  пальцами.   

         Методические рекомендации: работа начинается с использования свистящих резиновых игрушек. Учитель сжимает резиновую игрушку, показывая, что при сжимании игрушка издает звук. Затем он вкладывает ее в руки ребенка и помогает выполнить сжимание двумя руками одновременно. Если ребенку неприятно давление взрослого на его руки, то рекомендуется использовать мягкие игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти, которые не требуют усилий при сжимании. Затем ребенок учится сжимать предмет одной рукой (всей кистью). При сжимании пальчиками используют различные предметы: прищепки, мелкие игрушки, изготовленные из разных мягких материалов. Например, прищепки ребенок учится сжимать двумя пальчиками (большим и указательным), мелкие мягкие игрушки тремя, всеми пальчиками и др.

  • Формирование умения вынимать предметы из емкости.

         Ожидаемый результат: вынимание предметов из емкости.  

        Методические рекомендации: ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика, шкафа и др.). Рекомендуется начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руку в своей руке. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается пустой. Когда ребенок учится вынимать один предмет из другого (например, стаканчики, вставленные друг в друга), то он одной рукой держит предмет, другой рукой вынимает из него вставленный предмет.  

  • Формирование умения складывать предметы в емкость.

       Ожидаемый результат: складывание предметов в емкость.    

       Методические рекомендации: ребенок учится складывать предметы в емкость (в коробку, ящик, шкаф и др.). Рекомендуется начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Постепенно количество предметов увеличивается.  

  • Формирование умения перекладывать предметы из одной емкости в другую.

       Ожидаемый результат: перекладывание предметов из одной емкости в другую.

       Методические рекомендации: ребенок учится перекладывать предметы из одной ёмкости в другую. Начинать работу следует с небольшого количества предметов (2-3). Емкости должны быть одинаковыми по высоте, и располагаться рядом друг с другом. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: емкость, из которой вынимают предметы, остается пустой.  

  • Формирование умения вставлять предметы в отверстия.

      Ожидаемый результат: вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)

      Методические рекомендации: ребенок вставляет одинаковые по величине стаканчики друг в друга; вставляет шарики, мозаику в отверстия и др. Действие вставления предметов в отверстие ребенок начинает осваивать после того, как научился складывать и перекладывать предметы. Ребенок кладет предметы в коробку (или любую другую емкость), которая частично закрыта. Отверстие, в которое ребенок опускает предмет, постепенно уменьшается до размеров самого предмета. Ребенок учится вставлять предметы друг в друга (например, одинаковые баночки из-под сметаны вставляют друг в друга дном вниз или дном вверх). На первоначальном этапе обучения предмет, в который ребенок вставляет другой такой же предмет, зафиксирован на плоскости (например, скотчем к поверхности стола; приклеен к коробке и др.). Затем предмет, в который ребенок вставляет другой предмет, он удерживает рукой. Также ребенок учится вставлять одинаковые по форме и величине деревянные вкладыши, крупные пазлы.

  • Формирование умения нанизывать предметы на стержень, нить. 

        Ожидаемый результат: нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.):  на стержень,  на нить.

           Методические рекомендации: ребенок учится нанизывать предметы (кольца/ шарики) на стержень, крупные бусины на нить, мелкие бусины на леску и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Сначала ребенку предлагают крупные бусины или другие предметы (маленькие елочки, башни, макаронные изделия и т.п.), при этом конец нити (шнурка, веревочки), который он вставляет в предмет, должен быть жестким (например, на концах веревки деревянные палочки или шнурок для обуви с металлическими ограничителями). Ребенок одной рукой держит жесткий конец нити, другой рукой держит предмет. После того как ребенок просунет жесткий конец нити в отверстие, он перемещает предмет по нити. Затем ребенку предлагают для нанизывания предметы меньшего размера, нить (шнурок, веревочка) дается без наконечника.

Приложения

Календарно-тематическое планирование занятий в отделении ранней помощи.

Тема занятия

Цель

Содержание и формы работы

Дата проведения

Оборудование

Игрушки.

Дать представление об игрушках, их многообразии. Учить выделять игрушки из множества. Учить игровым действиям с игрушками. Формировать представление о постоянстве обьекта.

Индивидуальное занятие в игровой форме

Выбирать предмет по образцу «Дай такой»

Сортировать предметы по групповой принадлежности.

Соотносить предмет с контуром, зашумленным изображением.

Конструирование

1 неделя

Игрушки, дидактические и настольно-печатные игры.

Д.Сегена, кубики, мозайка.

Лицо и тело человека

Формировать представление детей о строении человека. Закрепить знания о назначении отдельных частей тела. Закрепить представления детей о частях лица (нос, рот, брови), закрепить знания дошкольников.

Учить сравнивать и находить отличия от рыбы, птицы, медведя.

Индивидуальные занятия в игровой форме.

Игра целое из частей.

Пальчиковая гимнастика «Есть на пальцах наших ногти»

Игра с движением «Здравствуйте ручки хлоп, хлоп, хлоп»

2 неделя

Тренажер «Лицо человека»

Конструктор

«Человек»

Пазл «Рыба», «Черепаха»,   « Утка»

Домашние и дикие животные и их детеныши.

Формирование представлений о домашних животных и их детенышах. Расширение словаря по теме.

Индивидуальные занятия в игровой форме

     -игра «Малыши потерялись»

 - игра «Большой-маленький».

Лепка «Зернышки»

5 неделя

Лото «Животные», предметные и сюжетные картинки, говорящая книга, пластилин.

Величина

Формирование представлений о величинах.

Учить ориентироваться в контрастных величинах.

Расширять словарь по теме. Учить оперировать терминами «большой-маленький», «высокий-низкий», «короткий-длинный», «широкий –узкий».

Учить использовать величины в деятельности.

Индивидуальные занятия в игровой форме.

Выбрать предмет по образцу

Игра с движением «Большие-маленькие ноги»

Соотнесение картинки с термином. Игра «Вот избушка маленькая»

6 неделя

Лото «Величина»,

Лото «Большой-маленький»,

Набор животных больших и маленьких

Семья.                        

Актуализировать  представление о своей семье. Учить называть членов семьи, называть членов семьи с опорой на фотографию. Учить рассказывать о своей семье с опорой на картинку.

Индивидуальное занятие в игровой форме

Соотносить парные картинки.

Работа с моделью «семья».

Пальч. гимнастика «Этот пальчик бабушка»

3 неделя        

Фотографии семьи. Разрезные картинки предметные картины. Лото «Семья».

Форма предметов.

Знакомство с понятием «форма».

Актуализация представлений о геометрических фигурах: введение в речь терминов  круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Умение соотносить плоскостной и объемный образец.

Умение находить форму в предмете.

Индивидуальные занятия в игровой форме

Настольно-печатная игра «Формы»

Экспериментально-творческая игра «магнитный конструктор».

Рисование «Логические цепочки»

4 неделя

Лото «Формы», предметные картинки с плоскостным и обьемным изображением.

Лото 4 лишний, конструктор, пластилин.

Овощи. Фрукты.

Формирование представлений о многообразии овощей и фруктов. Дифференциация «сад-огород»

Умение выделять овощи-фрукты из множества.

 Расширение словаря по теме.

Формирование пространственных представлений.

Индивидуальные занятия в игровой форме

-Дидактическая игра «Летает-не летает».

Игра «Кто слева-кто справа»

Рисование

Практическая деятельность-садим огород.

7 неделя

Предметные и сюжетные картинки по теме.

Плоскостной конструктор Лото «овощи-фрукты»

Карандаши, игрушки.

Цвет.

Актуализация представлений о цвете.

Расширение словаря по теме.

Формирование графомоторных навыков.

Индивидуальные занятия в игровой форме

- сортировка по сезонному признаку

-Дидактическая игра «Одень Машу»

Дидактическая игра «Зима-лето»

8 неделя

Предметные и сюжетные картинки по теме. Лото «Одежда»

Лото «Цвет»

Программа индивидуального сопровождения

  (Дегтярева Лия 3 года)

Направления

Содержание коррекционной деятельности    

Культурно – гигиенические навыки

- Обязательно организовать деятельность ребенка в быту.

- Добиваться выполнения всех соответствующих возрасту бытовых навыков.

-Формировать опрятность, умение правильно пользоваться туалетом.

-Закреплять навык умывания и мытья рук перед едой и после туалета.

 -Закреплять навыки правильного поведения за столом.

-Приучать ребёнка в процессе одевания и раздевания соблюдать определённую последовательность.

-Формировать умение выполнять различные способы застёгивания и расстёгивания одежды.

- Убирать игрушки и другие вещи.

- Самостоятельное выполнение доступных на данном этапе видов бытовой деятельности.

Развитие психических познавательных процессов

- Подражать путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»), а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода).

- Учить выделять предмет из общего фона («Найди меня», «Найди свою игрушку»).

- Различать свойства и качества предметов (мокрый - сухой, большой - маленький, горячий - холодный)

- Дифференцировать звукоподражания (выбор из 2-3х предметов или картинок).

- Выполнять группировку по заданному признаку (форма, величина, вкус, цвет).

- Пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач.

- Складывать разрезную картинку из 2- 3х частей.

 -Использовать предметы-орудия  в игровых и бытовых ситуациях.

 -  Учить использовать предметы - заместители в тех случаях, когда предметы - орудия специально не изготавливаются и способ действия с ними не предусматривается (игрушка - цель находится далеко или высоко).  Игры: «Покатай машинку», «Накорми мишку», «Игры с зайкой».

Общее моторное развитие

-Учить выполнять действия по подражанию, разучивать речевки с движениями и простейшие гимнастические упражнения

- учить удерживать   двумя руками предметы различные по материалу, размеру, весу и форме (мячи, кубики, кегли, пирамидки, колечки, матрешки, колокольчики, мешочки   с горохом, с крупой, резиновые шарики, коробочки и т. д.);

 - схватывать предметы, которые находятся вверху, над головой, впереди;

- хлопать в ладоши, прокатывать палочки (шарики) между ладонями; - схватывать и переклады мелкие предметы (крупные пуговицы, камешки, шишки, желуди, каштаны и т.д.);

- выделять каждый пальчик отдельно, предлагать надеть на пальчик наперстки, колечки;

-Формировать указательный жест, захват щепотью

 - Делать ежедневно массаж рук и пальцев рук.

Сенсорное развитие

Упражнения для различения цвета, формы, величины.

 -Классификация фигур по форме, цвету.

-Раскрашивание разноцветных фигур.

-Складывание пирамидки.

 -Конструирование из кубиков.

 Знакомство с играми « Волшебный мешочек», «Построй домик», «Неваляшки», «Найди палочку», «Подбери к ниточке шарик».

Коврики: пуговичные, кнопочные, с шнуровкой.

Настольные дид.развив.игры: «Гномики и домики», «Квадратик и кружок», «Большой-маленький».

Речевое развитие

Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и  упражнениях со звучащими игрушками.

 - Расширение понимания речи.

 - Обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением.

-Обучение пониманию смысла сюжетных картинок.                                            -Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке.

- Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку. Чтение учителем и разбор сказок: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».

-стимулировать активную речь. Вызывать звукоподражания, расширять словарь в соответствии с лексическими темами

Формирование предметной деятельности.

 

 

- Учить выполнять орудийные действия с предметами: - набирать крупу в ложку (или в чашку) и пересыпать ее в коробочку;

 - ударять молоточком по коробочке: «Кто там?»;

 -  ударять молоточком по шарикам;

 - доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки: шарики, тележки, мячики;

- играть деревянными ложками;

-Прикреплять и откреплять прищепки

-открывать и закрывать мелкие коробочки, баночки и т.п.

Формирование игровых действий

-учить качать, кормить, укладывать спать, куклу.

-учить катать машинку

-учить катать и ловить мячик

-учить заводить юлу

-учить манипулировать с интерактивными игрушками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:·        Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...

Программа коррекционно-развивающих занятий по познавательному развитию детей с ограниченными возможностями.

«Утверждаю»:Директор ГБУ «Реабилитационный центрдля детей и подростков с ограниченнымивозможностями Конаковского районаСилкина Н.В._______________«____» _______________ 2013 г....

Коррекционно-развивающая программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, испытывающих сложности в общении

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста со сложностями в общении...

Комплексная коррекционно-развивающая программа формирования и развития речевой и познавательной деятельности у детей 3,5 –5 лет с тяжелыми нарушениями речи «Подсолнух» ГППЦ ДОгМ

Комплексная коррекционно-развивающая программа формирования и развития речевой и познавательной деятельностиу детей 3,5 –5 лет с тяжелыми нарушениями речи «Подсолнух» ГППЦ ДОгМ...

Конспект подгруппового занятия по комплексной коррекционно-развивающей программе формирования и развития речевой и познавательной деятельности у детей 3,5 –5 лет с тяжелыми нарушениями речи «Подсолнух». Тема: «Лето»

Конспект подгруппового занятия по комплексной коррекционно-развивающей программе формирования и развития речевой и познавательной деятельности у детей 3,5 –5 лет с тяжелыми нарушениями речи «Подсолнух...

Коррекционно-развивающая программа по раннему развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Елочки-пенечки».

Данная «Коррекционно-развивающая программа по раннему развитию детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Елочки-пенечки» помогает овладеть необходимым «инструментарием» познания осо...

Коррекционно - развивающая программа "Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста"

Данная программа содержит методический материал, который направлен на внедрение технологий, по формированию у детей раннего возраста эмоциональной сферы. Особое внимание уделено проблеме формирования ...