Конспект по лексической теме: " Космос" в подготовительной группе
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Лиукконен Елена Викторовна

Конспект обобщающего занятия по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи и фонетико-фонематических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Космическое путешествие»

Цель – закрепление и обобщение с детьми знаний по теме Космос, совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.

Образовательные задачи

  1. Закреплять умение выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов.
  2. Совершенствовать навык подбора слов-антонимов.
  3. Закреплять умение согласовывать   прилагательные в роде числе и падеже.

Коррекционно-развивающие задачи

  1. Совершенствовать навык пользования правильным звукопроизношением и интонационной выразительностью речи.
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление, фантазию, творческие способности.
  3. Развивать навыки общей и мелкой моторики, координировать речь с движением.

Воспитательные задачи

  1. Вызвать желание помочь сказочным героям преодолеть трудности.
  2. Пробудить чувства взаимопомощи, отзывчивости.

Педагогические технологии, используемые в работе:

 - игровые  

- здоровьесберегающие

 - личностно – ориентированные

 - информационно-коммуникативная

Наглядные пособия и оборудование: Магнитная доска, картинный материал по теме космос (планеты), презентация, фонарики, картинки в виде посылки, раздаточный материал (фишки красного, синего и зеленого цвета) карандаши.

Предварительная работа

Просмотр мультфильмов и беседа о космосе.  

Разучивание загадок.

 

 

Организация и ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед.

Ребята, хотите отправиться в путешествие по космическому пространству?

Дети. – Да

Представите, что это наш межпланетный корабль. Он состоит из 3х разноцветных отсеков и командного пункта. Гости будут иметь возможность наблюдать за нами, оказывать нам необходимую помощь, если потребуется. Прощаемся с гостями и занимаем места в соответствии и цветом ваших браслетов.

  1. Основная часть.

Начинается отсчет времени. Включается видео полета ракеты.

Логопед.

Земля, полет нормальный мы преодолели земное притяжение и вышли в открытый космос. Чего много в космосе?

Дети: космолетов, ракет, спутников, планет, звезд, комет, галактик, астероидов, черных дыр, гуманоидов, НЛО…

Логопед: Кораблю необходима проверка на связь между отсеками. Будьте внимательны, сейчас мы загадаем загадки друг другу о космосе.

 Дети задают друг другу загадки, отвечать можно всем вместе.

1.Чтобы глаз вооружить и со звёздами дружить, млечный путь увидеть, чтоб нужен мощный . . .Соня Егорова

2.Телескопом сотни лет изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем умный дядя…Соня Рябова

3.Астроном - он звездочет, знает все наперечет! Только лучше звёзд видна в небе полная…Кирсанова Маргарита

4.До Луны не может птица долететь и прилуниться, но зато умеет это делать быстрая …

Полина Воротилова

5.У ракеты есть водитель, невесомости любитель. По-английски «астронавт» , А  по-русски …Олег Комаров

6.Космонавт сидит в ракете, изучая всё на свете, на орбите, как назло, появилось . . .Мирон

7.НЛО летит к соседу из созвездья Андромеды, в нём от скуки волком воет злой зелёный . . .Колесникова Маргарита

8.Гуманойд с курса сбился, в трёх планетах заблудился, если звёздной карты нету, не поможет скорость . . .Морозов Максим

9.Свет быстрее всех летает, километры не считает, дарит солнце жизнь планетам, нам - тепло, хвосты . . . Катя Гусева

10.Всё комета облетела, всё на небе осмотрела. Видит в космосе нора –это чёрная . . .Влад Комков

11.В чёрных дырах темнота чем- то чёрным занята. Там окончил свой полёт межпланетный…Ендовицкий Максим

12. Звездолёт – стальная птица, он быстрее света мчится. Познаёт на практике звёздные. Арсений

13.А галактики летят врассыпную, как хотят. Очень здоровенная это вся   ….  (вселенная)! Андрей

14. Это - таинственная планета. Она по размерам чуть больше Луны, из-за кроваво- красного цвета назвали планету в честь бога войны (Марс)

Чтобы не заблудиться в космическом пространстве, необходимо проложить курс, необходимо восстановить   расположение планет, относительно солнца.

Логопед вызывает по одному человеку с отсека (3 человека).

Дети выставляют планеты на доску и четко называют НАЗВАНИЕ планет.

– МЕРКУРИЙ - ВЕНЕРА – ЗЕМЛЯ

- МАРС - ЮПИТЕР-САТУРН

–УРАН – НЕПТУН – ПЛУТОН

Садятся на свое место.

Звуковой анализ слов. Логопед дает задание и называет ребенка

Логопед:

А)

 - Задание красному отсеку (отвечает только тот, кого я назову) определить сколько звуков А в слове МАРС,

зеленому в слове УРАН,

синему в слове САТУРН

Б)

- Задание красному отсеку: Назовите планеты, в которых напишите первую гласную букву (Юпитер, Уран). В слове Юпитер напишем гласную Ю, а в слове Уран напишем гласную У

- Зеленому: вспомните и назовите все планеты, начинающиеся с твердого согласного звука (Марс, Сатурн, Плутон)

      - Синему: вспомните и назовите планеты, начинающиеся с мягкого согласного звука (Нептун, Венера, Земля, Меркурий)

В)

- Задание красному отсеку: Сколько звуков в слове УРАН

- Зеленому: Сколько звуков в слове ПЛУТОН

      - Синему: Сколько звуков в слове МАРС

Задание для всех: перечислите планеты, которые заканчиваются на согласный Н (Сатурн, Нептун, Уран, Плутон)

Логопед: спасибо ребята, бортовой компьютер определил наши координаты и передал на землю. С землей появилась связь.

- Земля, Земля, как нас видно и слышно?

Земля: Вас видим хорошо, слышим тоже! Мы получили экстренное сообщение от Лунтика, он просит о помощи, вы ближе всех находитесь к луне, сможете ему помочь?

Дети: Да!

Внимание, подлетаем к Луне и высаживаемся.

Лунтик перевозил посылки, луноход перевернулся и все посылки рассыпались. Лунтик просит ребят помочь разобрать его посылки. Возьмите каждый по одной посылке.

На первую платформу ставим предметы с одним слогом, на вторую с двумя слогами, на третью с тремя слогами.

Посылки подсвечиваются фонариками, чтобы определить предмет (см. Коняхина игры с фонариком).

Логопед просит каждого ребенка назвать слово и проверяет правильность определяет количества слогов.

Дети возвращаются на места. Лунтик благодарит ребят и предлагает им присоединиться к веселому танцу с его друзьями.

Физминутка:  «Воображалия» - дети выполняют движения  по показу под музыку.

Логопед: Ребята. Занимайте свои места в звездолёте.

Мы не можем взлететь, во время посадки произошла расстыковка отсеков.

Вызываю техника «Дракончика», мы вместе исправим неполадки.

Выходите несколько человек с каждого отсека, выстраивайтесь и называйте слова, наоборот.

Дети называют антонимы. Пример: белый – черный … и т.д.

Логопед: Стыковка прошла успешно. Летим дальше, наслаждаемся видами космоса из иллюминатора.

Предлагаю немного подкрепиться. 

Игра «составь меню».

Каждый отсек составляет себе обеденное меню.

Каждый ребенок выбирает один тюбик. Затем один ребенок с каждого отсека называет блюдо, согласовывая прилагательные с существительным или образуя относительные прилагательные.

Дети: Сегодня у нас на обед клубника. Вишневый торт. и т.д.

Раздается сигнал.

Логопед: ВНИМАНИЕ!  В бортовом компьютере произошло искажение слов.  

Ему нужен срочный ремонт. Достаньте из него искаженно написанные слова, прочитайте, запишите получившееся слово, составьте схему слова. 

Логопед проверяет выполнение задания.

Бортовой компьютер исправлен. Берем курс на Землю. Лунтик передал нам, что где-то на корабле он оставил для нас сюрприз. Вот от него записка, но какая – то странная.

Отгадка (сюрприз) находиться среди запутанных предложений. Исправите предложения, и узнаете, где сюрприз.

  • Корабль вышел из космонавта.
  • Красный песок покрыт Марсом.
  • Небо сияет в солнце.
  • Космонавт мечтает стать мальчиком.
  • У колец есть Сатурн.
  • Земля движется вокруг Луны
  • Тренажеры тренируются на космонавтах.
  • Части состоят из ракеты.
  • Чтобы есть витамины надо быть здоровым.
  • Открытый космос вышел в космонавта.
  • Юпитер и Марс находятся между поясом астероидов.
  • Туча спряталась за солнце.
  • Кресло капитана находиться под сюрпризом.

  1. Заключительная часть.

Логопед: Внимание, мы прибываем на землю. Давайте откроим ящик и посмотрим, что там находиться.

Ребята достают ленту «Расстояние от солнца до планет» - вы сможете с педагогиями собрать эту ленту и представить расстояние до каждой планеты. А может быть измерить свой рост в космических масштабах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по развитию речи по лексическим темам для подготовительной группы

В пособии предлагается дидактический материал по лексическим темам. Каждая лексическая тема представлена грамматическими заданиями, а также заданиями  на развитие слухового внимания и связной реч...

Вопросы для повторения лексической темы "Зима". Подготовительная группа.

Вопросы для повторения и закрепления лексико- грамматических категорий по теме "Зима". Подготовительная группа. Дети с ОНР....

Лексическая тема «Игрушки» подготовительная группа

занятия для детей подготовительной группы....

Лексическая тема "Транспорт" подготовительная группа

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе по теме «Транспорт»...

Словарь по изучаемым лексическим темам в подготовительной группе

Подбор глаголов, прилагательных и существительных по всем лексическим темам...

Дидактические игры по лексическим темам в подготовительной группе.

Научить сравнивать предметы по разным назначениям....

СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

В данном материале подобраны стихотворения ,которые можно использовать для заучивания в подготовительной группе...