Статья на тему: "Норма речевого развития"
статья по логопедии

Кистанова Ольга Алексеевна

Статья на тему: "Норма речевого развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_norma_rechevogo_razvitiya.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Норма речевого развития»

                                                                        Подготовил учитель-логопед

                                                                                           Кистанова О.А.

        В период от года в речевом развитии детей появляется много индивидуальных особенностей и своеобразия. В целом, к полутора годам у ребёнка должна появиться простая фраза. Слова могут произноситься не полностью, могут пропускаться члены предложения. Ребёнок должен достаточно хорошо понимать речь, касающихся знакомых ему вещей. Он должен показать или дать Вам игрушку, выполнить простое действие. Он должен понимать значение часто повторяющихся фраз («Идём гулять», «Будем играть», «Иди ко мне»)

        К этому возрасту в собственной речи ребёнка должны появиться некоторые слова (мама, папа, тётя, дядя, баба, названия любимых игрушек). Он должен отвечать да и нет, а т.ж. владеть хотя бы двумя глаголами: дай и на. Слова ребёнок может произносить очень несовершенно, твердые звуки заменять мягкими парами (вместо дай - дяй, вместо на - ня)

        В 2 года ребёнок должен хорошо понимать речь (соответствующую его уровню), правильно выполнять доступные инструкции, а так же произносить предложения из 2-з-х слов, поясняя их жестами. Ему пора начать оформлять речь грамматически (пока ещё не всегда) - употреблять окончания (в том числе не правильно: кукла - куклов) ; пора использовать некоторые суффиксы (уменьшительный); приставки (пришла, ушла). В этом возрасте именно уровень развития фразовой речи, а не богатство словарного запаса определяет, на сколько благоприятна речевая ситуация ребёнка.

        В течении 2-го года жизни накапливается словарный запас, усложняется фразовая речь. Дети достигшие 3-х лет, должны говорить грамотно, правильно построенными предложениями, почти как взрослые. Их словарь должен включать различные части речи и давать возможность легко и свободно объясняться на любую бытовую тему.

Речь посторонних людей 3-летние дети должны понимать полностью (когда говорится о доступных вещах). В речи детей могут встречаться нарушения звукопроизношения, которые не делают ее не понятной.

        Бывают случаи, когда речь у прежде не говорящего ребёнка внезапно появляется примерно в 3 года, причём он сразу начинает пользоваться полной грамотно оформленной фразой. Понимание речи у таких детей с самого начала сформировано полностью. Такой тип развития встречается практически только у мальчиков и считается вариантом нормы.

        К 3-годам становление речи ребёнка в принципе завершается,  и ее дальнейшее развитие заключается в совершенствовании и усложнении уже сложившихся языковых форм.

        Уровень развития речи ребёнка (без речевой патологии) в основном определяется правильностью речи окружающих её людей. Именно речь окружающих формирует у него богатый или бедный словарный запас, развёрнутую или односложную фразу и пр. Для полноценного развития речи очень важно читать ребёнку книги, рассказывать сказки и действительные жизненные истории. Просмотр передач или прослушивание аудиозаписей никакой положительной роли на развитие речи не оказывает.

        К 5-ти годам у ребёнка должно сложиться полноценное произношение всех звуков. До этого возраста считается нормой неправильное произношение отдельных звуков: Р, Л, свистящих и шипящих.

        Если ребёнок самостоятельно не освоил произношение звуков, их нужно специально их поставить не позже, чем за полгода до школы.

        В 5 лет ребёнок с нормальным речевым развитием готов к обучению чтению. Одновременно его можно учить выкладывать из слова из букв разрезной азбуки.

        В данной статье описан тип современного развития речи, который сейчас, к сожалению, встречается очень редко. Обычно речевые возможности (кроме лепета и гуления) формируются у детей с запозданием на год, и картина речи, характерная для 3-хлетнего возраста, возникает ближе к 4-м годам. Это допустимо, если ребёнок хорошо понимает речь и говорит достаточно внятно. Под внятной речью понимается, что ребенка понимает любой человек, а не только приближённые к нему люди. Если развитие речи отклоняется от описанных параметров, значит у ребёнка есть те или иные патологии. И в ближайшее время необходимо обратится к специалисту, чтобы исключить все речевые нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья К ВОПРОСУ О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЛЕВШЕЙ

В статье рассматривается проблема речевого развития левшей. Проведен обзор особенностей речи левшей, перечислены аспекты для психолого-педагогического сопровождения....

Статья на тему:"Особенности речевого развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"

Данный материал раскрывает тему речевого развития у дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО. Он поможет педагогам  подойти к проблеме речи. Со стороны речевых игр и разных методов решений той ил...

Статья на тему: Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и...

Статья «Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие».

Мелкая моторика – это совместное действие нескольких систем организма: костной, мышечной, нервной и зрительной, необходимых, для выполнения руками и пальцами, точных, скоординированных действий. Интер...

Выступление на педсовете на тему:"Нормы и нарушения развития речи у детей от 0 о 7 лет. Профилактика нарушений развития речи"

            Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического ра...

Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....