Статья К ВОПРОСУ О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЛЕВШЕЙ
статья (подготовительная группа) по теме
В статье рассматривается проблема речевого развития левшей. Проведен обзор особенностей речи левшей, перечислены аспекты для психолого-педагогического сопровождения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 376.36+159.922.7
М. Б. Бобро
Новосибирский государственный педагогический
университет, г. Новосибирск
К ВОПРОСУ О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЛЕВШЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается проблема речевого раз-
вития левшей. Проведен обзор особенностей речи левшей, перечис-
лены аспекты для психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: левши, речь, психолого-педагогического
сопровождение, речевое звукоразличение.
Известно, что некоторые дети уже с младенческого возраста отдают
предпочтение левой или правой руке. Однако большинство детей выбира-
ют ведущую руку примерно к трем годам. Существует достаточно большое
количество различных теорий обосновывающих владение человеком левой
или правой рукой.
Считается, что левое полушарие правшей разбивает картину мира на
детали и выстраивает логические причинно-следственные цепочки. Оно
анализирует информацию, ищет в памяти аналоги, работает медленно.
Правое ведущее полушарие мозга левшей фиксирует картину мира це-
ликом, без деталей, образно и делает это гораздо быстрее.
Правши более рациональны, рассудительны, эмоционально сдержан-
ны, а у большинства левшей в голове нет четкой привязки лево-право, по-
этому они часто путаются.
Во многих случаях левши достигают необходимого результата обход-
ным путем, находя необычные средства, позволяющие решать проблемы.
Речь левшат – один из ярких примеров «обходного пути». Левшата
могут долго молчать или демонстрировать маловразумительный лепет,
а затем неожиданно начать говорить сразу большими, грамматически
оформленными фразами. Их речь выглядит «взрослой» как интонационно,
так и содержательно.
Внешне речь левшат правильна, но они могут испытывать трудности
при проверке фонематического слуха, артикуляторных способностей и т.д.
Это объясняется тем, что левшата воспринимают, запечатлевают и соответ-
ственно используют чужую речь глобально, целыми блоками.
Поэтому леворукие дети имеют нарушения речевого развития вслед-
ствие несформированности речевого звукоразличения. Эта сфера психи-
ческой деятельности попадает в зону риска у левшей, и ее недоразвитие
сказывается на успешности освоения как устной, так и письменной речи,
а также на успешности всего процесса школьного обучения. Левшат необ-
ходимо целенаправленно обучать звуковому анализу.
Т.о., левши требуют тщательного психолого-педагогического сопрово-
ждения, состоящего в квалифицированном, профессиональном контроле за
их атипично развивающимися психологическими структурами.
Бобро М. Б. К вопросу о речевом развитии левшей // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства : материалы IX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Новосибирск, 23–24 мая 2013 г.) / под редакцией Г. С. Чесноковой, Е. В. Митюковой. – Новосибирск : НГПУ, 2013. – Часть 2. – 214 с. С. 35-36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам познавательно - речевого развития детей"
Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого...
"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: - объединить усилия взрослых для ...
Обобщение опыта по теме "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого...
Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей"
Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей....
Консультация для родителей на тему "Взаимодействие воспитателей и родителей по вопросам познавательно-речевого развития при подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению"
Раскрывает вопросы приемственности между детским садом и школой....
Родительское собрание в средней группе "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством театрализованной деятельности"
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста - важная задача педагога.Необходимо способствовать повышению педагогичес...
Речевое развитие левшей.
Левши всегда привлекают, вызывают особый интерес, однако и настораживают. Левши во многих странах, в том числе и в России, долгое время воспринимались негативно.Леворукость - это не отклонение от норм...