Статья К ВОПРОСУ О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЛЕВШЕЙ
статья (подготовительная группа) по теме

Померанцева Марина Борисовна

В статье рассматривается проблема речевого развития левшей. Проведен обзор особенностей речи левшей, перечислены аспекты для психолого-педагогического сопровождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 376.36+159.922.7

                                                                          М. Б. Бобро

                                   Новосибирский государственный педагогический

                                                      университет, г. Новосибирск

                                         К ВОПРОСУ О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЛЕВШЕЙ

                               Аннотация. В статье рассматривается проблема речевого раз-

                        вития левшей. Проведен обзор особенностей речи левшей, перечис-

                        лены аспекты для психолого-педагогического сопровождения.

                              Ключевые слова:  левши, речь, психолого-педагогического

                       сопровождение, речевое звукоразличение.

Известно, что некоторые дети уже с младенческого возраста отдают

предпочтение левой или правой руке. Однако большинство детей выбира-

        ют ведущую руку примерно к трем годам. Существует достаточно большое

количество различных теорий обосновывающих владение человеком левой

        или правой рукой.

Считается, что левое полушарие правшей разбивает картину мира на

        детали и выстраивает логические причинно-следственные цепочки. Оно

        анализирует информацию, ищет в памяти аналоги, работает медленно.

Правое ведущее полушарие мозга левшей фиксирует картину мира це-

        ликом, без деталей, образно и делает это гораздо быстрее.

Правши более рациональны, рассудительны, эмоционально сдержан-

ны, а у большинства левшей в голове нет четкой привязки лево-право, по-

        этому они часто путаются.

Во многих случаях левши достигают необходимого результата обход-

ным путем, находя необычные средства, позволяющие решать проблемы.

Речь левшат – один из ярких примеров «обходного пути». Левшата

          могут долго молчать или демонстрировать маловразумительный лепет,

        а затем неожиданно начать говорить сразу большими, грамматически

оформленными фразами. Их речь выглядит «взрослой» как интонационно,

        так и содержательно.

Внешне речь левшат правильна, но они могут испытывать трудности

при проверке фонематического слуха, артикуляторных способностей и т.д.

Это объясняется тем, что левшата воспринимают, запечатлевают и соответ-

        ственно используют чужую речь глобально, целыми блоками.

Поэтому леворукие дети имеют нарушения речевого развития вслед-

        ствие несформированности речевого звукоразличения. Эта сфера психи-

        ческой деятельности попадает в зону риска у левшей, и ее недоразвитие

        сказывается на успешности освоения как устной, так и письменной речи,

а также на успешности всего процесса школьного обучения. Левшат необ-

        ходимо целенаправленно обучать звуковому анализу.

Т.о., левши требуют тщательного психолого-педагогического сопрово-

ждения, состоящего в квалифицированном, профессиональном контроле за

        их атипично развивающимися психологическими структурами.

Бобро М. Б. К вопросу о речевом развитии левшей // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства : материалы IX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Новосибирск, 23–24 мая 2013 г.) / под редакцией Г. С. Чесноковой, Е. В. Митюковой. – Новосибирск : НГПУ, 2013. – Часть 2. – 214 с. С. 35-36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам познавательно - речевого развития детей"

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого...

"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: - объединить усилия взрослых для ...

Обобщение опыта по теме "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей"

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей....

Родительское собрание в средней группе "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством театрализованной деятельности"

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста - важная задача педагога.Необходимо способствовать повышению педагогичес...

Речевое развитие левшей.

Левши всегда привлекают, вызывают особый интерес, однако и настораживают. Левши во многих странах, в том числе и в России, долгое время воспринимались негативно.Леворукость - это не отклонение от норм...