"Секреты коррекции звукопроизношения."
статья по логопедии
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звукоречевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [и], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет учителя-логопеда. Устают все: специалист, ребенок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей — залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к коррекционным занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya.docx | 14.24 КБ |
Предварительный просмотр:
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звукоречевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [и], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет учителя-логопеда. Устают все: специалист, ребенок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей — залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к коррекционным занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Опыт показывает, что радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность, присущие игре, привлекательны для детей. В игровой деятельности
• формируются выдержка, настойчивость, сопереживание;
• сглаживаются отрицательные черты характера (застенчивость, обидчивость, капризность, заносчивость);
• создаются условия для развития внимания, памяти, речи.
Наблюдая за детьми во время игры, можно видеть, как они оживляются, стараются выполнить как можно больше. Они безболезненно реагируют на замечания и ошибки, стараются исправить их. Время проходит незаметно, дети не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта, обстановка для коррекции благоприятна.
При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Можно использовать небольшие стихотворения или сказки «о веселом язычке» с опорой на наглядность. Игровые артикуляционные упражнения направлены не только на создание положительного эмоционально фона, но и на длительность их выполнения. Например, делая упражнение «Чашечка» (сложить язык чашечкой, сохранить ее, чтобы она не упала и не разбилась, ребенок должен удержать артикуляционную позу 10-15с. (Пожиленко)
При формировании речевого дыхания, постановке звука, развитии фонематического восприятия также могут использоваться игровые приемы и упражнения. Подобные задания предложены рядом авторов (М. Ф. Фомичева, Л. Н. Ефименкова, В. И. Селиверстов, З. А. Репина) и широко применяются. Перед ребенком ставится определенная задача, решение которой зависит от правильности выполнения задания: продуцирования звука, слога, слова.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
— пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
— расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
— повысить познавательную активность и работоспособность детей;
— активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
— плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
— увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как. структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з — комарик звенит, р-р-р - собака рычит, то слог для дошкольника — весьма абстрактное понятие. Когда работа по автоматизации достигает правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗУВУКОПРОИЗНОШЕНИЯТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ»ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л» в прямых слогах и слов...
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...
Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании о...
Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР
Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ...
Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с использованием компьютерных технологий.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения и всё чаще применяются в специальной педагогике. Использование компьютерных программ вызывает у ребёнка-дошкольника живой интер...
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения (коррекция звукопроизношения + развитие речи) «Сказочный звук С. Звук С в словах и словосочетаниях»
Конеспект занятия по автоматизации звука С в словах и словосочетаниях....
Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)
Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...