Картотека занимательных игр с детьми 2-3 лет
картотека (младшая группа)

Матвеева Светлана Владимировна

Картотека занимательных игр с детьми 2-3 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4 «Теремок» города Новопавловска.

Дорогие родители!

Вашему вниманию предлагается картотека методических рекомендаций от учителя-логопеда Матвеевой Светланы Владимировны.

В данной картотеке я предлагаю задания, которые помогут в формировании, расширении и уточнении словарного запаса Вашего ребёнка.

Вам предложены речевые, подвижные и пальчиковые упражнения по лексическим темам, которые должны быть сформированы у детей 2-3 лет. Кроме того пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и положительно влияет на речевой центр ребёнка.

Удачи Вам!

                                                                       

                                                                       Учитель-логопед: Матвеева Светлана Владимировна.

        Новопавловск

Тема «Семья».

Ребёнок должен уметь называть всех членов семьи, знать их имена., уметь показывать всех членов семьи на фотографиях.

Выполните с малышом пальчиковую гимнастику, поощряйте желание малыша договаривать слова.

Семья.

Папа, мама, брат и я –

Правой рукой загибаем на левой руке по одному пальчику, начиная с большого.

Вместе – дружная семья –

Показываем крепко сжатый кулачок левой руки.

Раз, два, три, четыре –

Левой рукой загибаем на правой руке по одному пальчику, начиная с большого.

Все живём в одной квартире – Показываем крепко сжатый кулачок правой руки.

Тема «Игрушки»

Названия скольких игрушек знает Ваш малыш? Расставьте перед ним знакомые игрушки, показывайте и называйте их. Хвалите ребёнка, если он тоже будет называть игрушки.

Выполните с малышом подвижное упражнение. Выразительно произносите текст и показывайте, как выполнять упражнения.

Гном.

Дождик, дождик за окном.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, держа руки на поясе.

Под дождём остался гном.

Приседаем.

Поскорей кончайся, дождик.

Смотрим вверх, поднимаем руки.

Мы гулять идти не сможем.

Идём по кругу, взявшись за руки.

Игра «Какой игрушки не стало?»

На столе 3-5 игрушки. Взрослый называет каждую игрушку, затем просит ребёнка назвать игрушку. Затем малышу закрывает глазки и прячет одну из игрушек. Ребёнок должен назвать, какой игрушки не стало.

Тема «Части тела».

Знает ли ваш малыш названия частей тела и лица человека? Может ли показать на кукле и на себе, где находятся голова, живот, спина, руки, ноги, уши, нос, рот, глаза? Предложите показать части тела те, которые вы будете называть.

Чтобы малыш лучше запомнил названия частей тела и лица, поиграйте с ним в подвижную игру. Произносите текст, выполняйте движения вместе с малышом.

Потягушки, порастушки!

                     потянулись, руки тянем вверх.
Поперек толстушки.

развели руки в стороны. 
А  ножки — ходят,

ходьба с высоким подниманием колена. 
А  ручки - хватают,

руки вытягиваем вперед и ритмично сжимаем-разжимаем кулачки.
А  ушки - слышат,

подносим ладошки к ушкам. 
А  глазки — глядят,

широко раскрываем глаза, закрываем, раскрываем. 
А носик — сопит,

сделали глубокий вдох носом и выдох.
А  роток — говорок,

широко открыли рот и закрыли.
А в головку — разумок!

подносим ладошки к голове.

Тема «Одежда».

Знает ли ваш малыш названия предметов одежды? Умеет ли самостоятельно одеваться и раздеваться? Поощряйте самостоятельность ребёнка, тренируйте его в застегивании и расстегивании пуговиц. Это способствует развитию пальцевой моторики и в конечном итоге развитию речи. Помогая ребенку одеваться и раздеваться, называйте предметы одежды, комментируйте свои действия:

- Наденем рубашку. Мама надевает Ване рубашку.

- Застегнем брюки. Мама застегивает Ване брюки.

- Натянем носочки. Мама натягивает Ване носочки.

Поощряйте ребенка, если он пытается назвать одежду и комментировать свои действия.

Проводите с малышом подвижные игры. Похвалите малыша, если он хочет договаривать за вами стихотворные строчки.

Платье.

Это платье для Наташки –

Четыре ритмичных поворота вправо-влево, держа руки на поясе.

Красные горошки.

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.

А на платье два кармашка,

«Рисуем» на животике два кармашка.

Спрячем в них ладошки.

Прикладываем обе ладошки к животику.

  Брюки.

Это брюки для Илюшки

По два раза топаем сначала правой, потом левой ногой.

Сшила бабушка из плюша.

Показываем, как бабушка шила брюки.

Ходит в них гулять Илья,

Шагаем на месте.

Он большой как ты и я.

Поднимаем руки вверх, тянемся на носочках.

Тема «Обувь».

Знает ли ваш малыш, что надевают на ноги? Знает ли он названия предметов обуви? Может ли правильно показать тапочки, ботинки, сапоги, туфли по их названию? Объясните ребенку, что всё это – обувь. Предложите малышу показать и назвать ту обувь, которая у него есть.

 Может ли ваш малыш сам обуваться и разуваться? Тренируйте ребенка в завязывании и развязывании шнурков, это способствует развитию пальцевой моторики.

Расскажите ребенку стишок, который поможет закрепить в речи названия предметов обуви. Поощряйте желание ребенка договаривать за вами стихотворные строчки.

Вот сапожки для Егорки.

Можно в них кататься с горки. 

Туфли новые – для Вали.

Их ещё не надевали.

Проводите с ребенком подвижные игры, хвалите малыша, если он не только будет повторять за вами движения, но и слова.

Ботинки.

Вот ботинки для Маринки,

(по два раза ритмично топаем каждой ногой)

Не ботинки, а картинки.

(четыре ритмичных прыжка на обеих ногах)

Чтобы вних гулять ходить,

(ходьба на месте)

Бегать, прыгать и шалить.

(бег на месте, два прыжка, топаем поочередно левой и правой ногой)

                                 

Тема «Посуда».

Знает ли ваш малыш названия посуды, умеет ли правильно произносить их? Рассмотрите вместе с ребенком посуду, которая у вас есть дома. Пусть малыш показывает и называет посуду.

Поиграйте  в игры «Что исчезло?», «Что прибавилось?», «Что поменялось местами?»

Например: Игра «Что исчезло?»

На столе 3-5 предметов посуды. Взрослый называет каждую посуду, затем просит назвать ребёнка. Затем малышу закрывает глазки и прячет один из предметов. Ребёнок должен назвать, какой посуды не стало.

Выполните с малышом подвижное упражнение, хвалите его, если он проговаривает стихотворные строчки вместе с вами.

Чашка.

Чашка синяя для Мити,

            присели, правая рука на поясе, как ручка чашки.

Чтобы чаю мог попить он,

           встали, левой рукой загибаем пальчики правой руки на каждое название.

Соку, сливок, лимонаду.

Нам украсить чашку надо.

         показываем, как украшаем чашку точками. 

Тема «Мебель».

Вместе с ребенком рассмотрите мебель, которая у вас есть дома. Поупражняйте ребенка в названии предметов мебели. Побеседуйте об их назначении.

Проводите с ребенком подвижную игрую.

Кроватка.

Вот Кирюшкина кроватка,

                   разводим руки в стороны.

Чтобы спал Кирюшка сладко,

                  приседаем, кладем сложенные ладони под левую щечку.

Чтоб во сне он подрастал,

                  медленно поднимаемся. 

Чтоб большим скорее стал.

             встаем на носочки, тянемся руками вверх.

Тема «Домашние животные».

Знает ли ваш малыш названия основных домашних животных, умеет ли их называть? Потренируйте ребенка в узнавании и назывании кота, собаки, коровы, коня, козы по картинкам в книжках.

Вместе с ребенком поиграйте в игру «Кто как голос подает?». Ребенок показывает на картинке животное и произносит звукоподражание. При необходимости поправляйте ребенка, помогайте ему.

Проводите с ребенком подвижные игры. Они помогут лучше запомнить домашних животных, развивают интонационную сторону речи и координацию движений.

Лошадка.

- Одной рукой я травку рву,
                   выполнять хватательные движения

                  поочередно левой и правой руками      

- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
                       вытянуть руки вперед
- Вот сколько пальцев у меня!

                    и повернуть ладонями вверх

Котик

(выполнять действия по смыслу)
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Тема «Домашние птицы».

Знает ли ваш малыш названия основных домашних птиц, умеет ли их называть? Потренируйте ребенка в узнавании и назывании курицы, петуха, цыплят, утки, гуся  по картинкам в книжках. Расскажите малышу, что курочка – это мама цыплят.

Вместе с ребенком поиграйте в игру «Кто как голос подает?». Ребенок показывает на картинке птицу и произносит звукоподражание. При необходимости поправляйте ребенка, помогайте ему.

Разучите с малышом потешку, проводите подвижные игры. Они помогут лучше запомнить домашних птиц, развивают интонационную сторону речи и координацию движений.

Курочка и цыплята.

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (ритмично бьют руками по бокам, как кральями)

Не ходите далеко! (грозят пальчиком)

Куд-куда? Куд-куда? (ритмично бьют руками по бокам, как кральями)

Ну-ка, ну-ка все сюда! (зовут ладошками)

Лапками гребите, (имитируют как «гребут» лапками)

Зернышки ищите! (кивают головой)

Петушок.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даешь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с детьми.Экспериментальная деятельность с детьми.

Занятия с детьми. Экспериментальная деятельность с детьми. Авторы:  Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фру...

Материал по теме: "Коррекционная работа с «трудными детьми» и детьми «группы риска»

           Коррекционная работа с трудными детьми» и детьми «группы риска» (признаки и причины, теория)...

Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...

Занятие с детьми по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей со свойствами камней.Програмные задачи:дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поиско...

Конспект. Совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Проект «Приключение книги в почтовой коробке» с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Пропаганда чтения, продвижение чтения – актуальная проблема. Современные дети много смотрят и мало читают, предпочитают книге другие виды деятельности, многие из них с большим трудом формулируют...

Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».

Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....