Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш-Ж.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Автоматизация Ш-Ж в слогах, словах. Упражнять в дифференциации согласных звуков по звонкости-глухости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_sh-zh_2.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-образовательные цели.
1.Уточнение правильной артикуляции звуков Ш-Ж, закрепление изолированного варианта звуков. Автоматизация Ш-Ж в слогах, словах. Упражнять в дифференциации согласных звуков по звонкости-глухости.
2.Развитие навыков звукового анализа и синтеза: учить выделять первый и последний звук слова, определять местоположение звука.
3.Закрепление навыков счёта в пределах 10, знаний количественных и порядковых числительных; умения определять пространственные отношения: верх, низ, слева, справа, рядом, между, перед, после.
4. Совершенствовать навыки употребления в речи слов с противоположным значением.
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики зрительной памяти.
Коррекционно-воспитательные цели.
Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятиях.
Оборудование:
картинки: карандаш, лиса, жук, шуба, шапка, жаба, мышь, лимон.
Зеркало, колокольчик, аудиозапись стихотворения, перфокарта (7 прорезей).
Картинка с наложенными изображениями животных, предметов посуды, инструментов, птиц, конфет.
Задание 1. «Слова-неприятели».
Сегодня к нам в гости пришёл мальчик, который всё делал наоборот. (Педагог показывает ребёнку картинку с изображением мальчика). Мама просит его подойти - он отходит, мама просит убрать игрушки - он разбрасывает. Ему говорят холодно, а он жарко.
Ему говорят большой, а он -….
здоровый-…
твёрдый-…
глухой-…
грязный-…
можно-…
трудно-…
редко-…
рано-…
входить-…
спрашивать-…
Этого мальчика так и назвали Мальчик-Наоборот. Так как он говорил и делал всё неправильно, жилось ему очень тяжело, трудно. Вот послушай, что с ним произошло. (Прослушивание фонограммы. Записаны выделенные курсивом слова).
Задание 2. «Следи за словами».
Непослушные вещи.
- Новый жилет поутру от меня убежал?
Случайно не знаете, с кем он сбежал?
- Жаба сегодня надела его
И поскакала в болото своё.
-Вчера на столе карандаш мой лежал.
Куда он, скажите, сегодня сбежал?
-Серая мышь писала карандашом,
И закатила куда-то потом.
-А шапка? Куда моя шапка пропала?
Неужто и шапка сегодня сбежала?
Быстрый жук, залетев на минутку,
Взял твою шапку и сшил себе шубку.
Посмотри, пожалуйста, на эти картинки. Давай я назову их. Это карандаш, лиса, жук, шуба, шапка, жаба, мышь, лимон. А вот это жилет, запомни. Послушай ещё раз, что произошло с мальчиком. И как только услышишь в стихотворении название предмета, изображенного на одной из этих картинок, возьмёшь её и положишь рядом с собой. Будь внимателен, следи за словами.
(Логопед читает, выделяя голосом слова: жилет, жаба, карандаш, мышь, шапка, жучок, шуба. Затем проверяет правильность выбора).
Назови, какие картинки остались. Послушай названия, отобранных картинок: шапка, жук, жилет, жаба, карандаш, мышь, шуба.
Сегодня на занятии мы будем с тобою говорить о звуках Ш, Ж. Будем их правильно произносить.
Задание 3. «Положи, как я скажу».
А теперь разложи эти картинки, как я скажу.
-На середину полоски положи шапку.
-Справа от шапки положи картинку с жабой.
-Перед шапкой - жилет.
-В начале полоски положи жучка.
-Между жучком и жилетом - шубу.
-В конце полоски - карандаш.
-После жабы и перед карандашом положи картинку с мышью.
Молодец, разложил, так как я сказала.
-Посчитай сколько картинок на полоске.
-Покажи первую…, третью…, последнюю.
-Какая по счёту жаба?
-Покажи картинку, которая находится между шапкой и мышью.
Отлично справился с заданием!
Задание 3. Артикуляция звуков Ш, Ж.
А сейчас давай вспомним, что нужно сделать, чтобы правильно произнести звук –Ш-: (Педагог показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука –Ш-):
-губы округлить и слегка вытянуть вперёд;
-широкий язычок поднять вверх и сделать «чашечку»;
-тёплая воздушная струя идёт по центру язычка;
-горлышко «молчит»: Ш-Ш-Ш.
Звук Ш - согласный (язычок создаёт преграду воздуху), всегда твёрдый, и глухой (горлышко не работает).
А как же мы произносим звук –Ж-:
-губы округлены и слегка вытянуты вперёд;
-широкий язычок наверху и образует «чашечку»;
-тёплая воздушная струя идёт по центру язычка;
-горлышко «работает»: Ж-Ж-Ж
Звук Ж - согласный (язычок создаёт преграду воздуху), всегда твёрдый, и звонкий (горлышко работает, как колокольчик).
Задание 4. «Горлышко болит».
А) Я попросила Мальчика-Наоборот повторить названия предметов на картинках, а он сказал: «Горлышко болит…». И говорил вот так: произносил только первый звук слова, а остальные звуки только губами, без голоса. Попробуй и ты сказать так же - произноси только первый звук.
(Педагог показывает картинки, лежащие на полоске: жук, шуба, жилет, шапка, жаба).
Б) Затем Мальчик-Наоборот сказал: «У меня горлышко болит ещё сильнее. Я буду произносить только последний звук слова. Попробуй и ты сказать так же - произноси только последний звук слова.
(Педагог показывает картинки, лежащие на полоске: мышь, карандаш).
Затем Мальчик-Наоборот прошептал, что у него так разболелось горлышко, что ему надо отдохнуть. Давай и мы с тобой немного отдохнём.
Разминка.
А сейчас я предлагаю тебе немного отдохнуть.
-встань-дотронься правой рукой до левого уха - 3 раза подпрыгни;
-сядь-встань-попрыгай на одной ноге;
-попрыгай на одной ноге - подними руки вверх - сядь;
-закрой глаза - дотронься левой рукой до правого плеча - затем хлопни в ладоши;
-встань – подпрыгни - сделай наклон право;
-подпрыгни - сделай наклон влево - сядь.
Встань и сделай то, что я скажу: если услышишь слово со звуком –ш- подпрыгни и подними левую руку, когда услышишь слово со звуком –ж- подпрыгни и подними правую руку. Давай попробуем: шапка, жук, карандаш, жаба, мышка,
Задание 6. Глухие - звонкие звуки Ш-Ж. Изолированный вариант.
А) Перфокарта. Послушай следующее задание: я буду произносить слова со звуками: Ш, Ж. А ты, услышав слово с звуком Ш, обозначишь этот глухой звук таким знаком (педагог показывает синий кружок без колокольчика), услышав слово со звуком Ж, обозначишь этот звонкий звук вот так (педагог показывает синий кружок с колокольчиком. Слова: шок, кожа, ножи, кашка, лужа, жало, шутка).
Давай проверим, правильно ли ты выполнил задание. Вынем листок из карточки.
Посмотри, у нас получились два ряда знаков. Покажи верхний ряд…, в нём твои знаки. А в нижнем мои ответы. Давай, их сравним, если все знаки одинаковы, значит, ты не ошибся и правильно выполнил задание. Сравним первые знаки в обоих рядах…, теперь вторые… они одинаковы? и т.д.
Молодец. Ты правильно справился с этим сложным заданием.
Б) Попеременное произнесение.
Итак, ты обозначал звук Ш - вот таким знаком (показ синего круга без колокольчика), а звук Ж - вот таким (показ синего круга с колокольчиком).
(Педагог привлекает внимание ребёнка к предыдущему заданию). Смотри на эти знаки и произноси звуки, которые ты обозначал (Ш Ж Ж Ш Ж Ж Ш).
В) Перфокарта. Самостоятельное выделение звуков.
Давай возьмём карточку с картинками, которые мы отобрали в начале занятия. Попробуй сам обозначить с помощью знаков (синий кружок с колокольчиком и без него) звуки Ш Ж в этих словах.
Задание 7. Глухие-звонкие звуки Ш-Ж. Слоги.
Мы с тобой узнали, что:
Есть звонкие звуки и звуки глухие.
И те и другие совсем неплохие.
Глухие – без голоса можно шептать,
А с голосом звонкие громко кричать.
Сейчас мы будем повторять слоги с глухим звуком Ш и звонким Ж.
Будь внимателен:
ша-жа жа-жа-ша жа-ша-ша жа-ша-жа
жа-ша ша-жа-жа ша-ша-жа ша-жа-ша
Задание 8. «Живое-неживое». Глухие-звонкие звуки Ш-Ж. Слова.
Посмотри на эти картинки и подумай, есть ли здесь предметы, о которых можно спросить: кто это? Назови эти картинки, выделяя голосом звуки –Ш- -Ж-. К каким предметам, изображённым здесь подходит вопрос: что? Назови их, выделяя голосом звуки –Ш-, -Ж-.
Задание 9. «Определи место звука в слове».
Скажи, где находится звук Ш в слове шапка, а в слове мышь? (Аналогично ряд слов).
Итог.
Мальчику-Наоборот очень понравилось, как ты занимался. Особенно ему понравилось то, что ты всегда правильно выполнял задания и не делал всё наоборот. И он решил тоже измениться и стал вот таким. (Педагог показывает рисунок мальчика - весёлого, доброго, опрятного).
Наш гость приготовил тебе сюрприз. Послушай и догадайся, что он принёс: «Они бывают большие и маленькие, круглые и квадратные, овальные и прямоугольные, мягкие и твёрдые, кисленькие и сладкие. Их очень любят дети и взрослые… Догадался о чем я говорю?» (В случае затруднения ребёнку предлагается картинка с наложенными изображениями животных, инструментов, посуды, одежды, среди которых есть контурное изображение конфет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж
Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж с испльзованием звуковых схем - таблиц...
Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж
Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж с испльзованием звуковых схем - таблиц...
Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж
Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж ...
Индивидуальное занятие по дифференциации звуков С-Ш.
индивидуальное занятие....
Презентация индивидуального занятия. Тема: Дифференциация звуков [С] и [ш]
Диффрененциация звуков [С] и [ш]...
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Лесная сказка»
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]«Лесная сказка» Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш].Задачи:1. Образовательные:- уточнить артикуляци...