Дидактические упражнения по методике В.К. Воробьева
статья по логопедии (подготовительная группа)

Методика формирования умения составлять рассказ-описание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ

В.К. ВОРОБЬЁВА

 

Сложность обучения описанию обусловлена тем, что в речи не достаточно накопленного жизненного опыта по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Естественно-генетический путь усвоения знаний о предмете - через сенсорные каналы: зрительное, слуховое и тактильное восприятие. В связи с этим  В.К. Воробьё в своей методике ("Методика формирования умения составлять рассказ-описание") предлагает модели использовать соответствующую символику:

- через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;

- через символ «рука» — фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый и т.д.);

- через символ «рот» — вкусовые ощущения (сочный, сладкий, кислый);

- через символ «ухо»—способы обнаружения предмета;

- знак вопроса (?) символизирует: «К какой группе относится этот предмет?»  (обобщение);

 - признаки польза — вред (например, при описании насекомых) через знаки «+» или «—».

 На основе этих упражнений происходит развитие умения самостоятельно рассказывать об отдельном предмете или животном.

 Педагог предлагает мотивационную деятельность проблемной ситуации «Угадай предмет».

Лексика рассказов должна включать глаголы: «увидел, погладил, заметил, дотронулся, услышал» и  т. д. 

Текст с полным набором  признаков

Однажды ранним летним утром вошел я в лес и вижу: сидит на ветке птица. У этой птицы небольшое туловище, два длинных крыла и короткий клюв.

Сама она серого цвета, но не многие видели эту птицу — ведь она обычно прячется в густой листве высоких деревьев.   

Спрятавшись в чаще ветвей, она распевает свою всем знакомую песенку: ку-ку, ку-ку. Птица эта гнезда не вьет, а подкладывает яйца в чужие гнезда.

 (По Г. Скребицкому)

Рассказ читается дважды, и после вторичного прочтения детям предлагается выложить картинки-символы в последовательности описания, а затем по ним вспомнить каждый признак предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по методике Марии Монтессори.

ИГРЫ НА РАССТОЯНИИИгра 1На одном столе лежит красная, синяя, желтая таблички. Пары к ним на значительном расстоянии. Взрослый показывает любую табличку (не отдавая в руки) и просит ребенка принести та...

Характеристика строевых упражнений и методика обучения.

Характеристика строевых упражнений  и методика обучения....

Дидактические упражнения по методике В.К. Воробьёва

Методика формирования умения составлять рассказ - описание....

Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе. Звуковая культура речи: звук У. Дидактическое упражнение «Ау-у-у». Дидактическое упражнение «Паровоз»

Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе. Звуковая культура речи: звук У. Дидактическое упражнение «Ау-у-у». Дидактическое упражнение «Паровоз»Цели:1. Закрепить пра...

Консультация: «Обучение пересказу с использованием текстов цепной структуры и мнемотехники по методике В.К. Воробьевой и О.И. Крупенчук». Подготовлена ст. воспитателем Савченко В.И. МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида ст. Старощербино

Методика работы  по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания  позволяет  успешно  использовать  тексты цепной организации. Для наглядного показа правил смыс...

Рассказ по методике В.К. Воробьевой "Путешествие Миши в Африке"

Разработанная схема для пересказа по лексической теме "Животные жарких стран" предназначена для обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР. В зависимости от речевых в...

Конспект занятия по связной речи по методике В. К. Воробьевой в старшей группе на тему " Живая шляпа".

Задачи:Закрепить представление детей о правилах смысловой связи предложений в рассказе повествовательного характера.Формировать умение пересказывать рассказ повествовательного характера с опорой на пр...