Дидактические упражнения по методике В.К. Воробьева
статья по логопедии (подготовительная группа)
Методика формирования умения составлять рассказ-описание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ
В.К. ВОРОБЬЁВА
Сложность обучения описанию обусловлена тем, что в речи не достаточно накопленного жизненного опыта по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Естественно-генетический путь усвоения знаний о предмете - через сенсорные каналы: зрительное, слуховое и тактильное восприятие. В связи с этим В.К. Воробьё в своей методике ("Методика формирования умения составлять рассказ-описание") предлагает модели использовать соответствующую символику:
- через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;
- через символ «рука» — фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый и т.д.);
- через символ «рот» — вкусовые ощущения (сочный, сладкий, кислый);
- через символ «ухо»—способы обнаружения предмета;
- знак вопроса (?) символизирует: «К какой группе относится этот предмет?» (обобщение);
- признаки польза — вред (например, при описании насекомых) через знаки «+» или «—».
На основе этих упражнений происходит развитие умения самостоятельно рассказывать об отдельном предмете или животном.
Педагог предлагает мотивационную деятельность проблемной ситуации «Угадай предмет».
Лексика рассказов должна включать глаголы: «увидел, погладил, заметил, дотронулся, услышал» и т. д.
Текст с полным набором признаков
Однажды ранним летним утром вошел я в лес и вижу: сидит на ветке птица. У этой птицы небольшое туловище, два длинных крыла и короткий клюв.
Сама она серого цвета, но не многие видели эту птицу — ведь она обычно прячется в густой листве высоких деревьев.
Спрятавшись в чаще ветвей, она распевает свою всем знакомую песенку: ку-ку, ку-ку. Птица эта гнезда не вьет, а подкладывает яйца в чужие гнезда.
(По Г. Скребицкому)
Рассказ читается дважды, и после вторичного прочтения детям предлагается выложить картинки-символы в последовательности описания, а затем по ним вспомнить каждый признак предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877646-1484475854.jpg)
Упражнения по методике Марии Монтессори.
ИГРЫ НА РАССТОЯНИИИгра 1На одном столе лежит красная, синяя, желтая таблички. Пары к ним на значительном расстоянии. Взрослый показывает любую табличку (не отдавая в руки) и просит ребенка принести та...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-178781-1358692813.jpg)
Дидактические упражнения по методике В.К. Воробьёва
Методика формирования умения составлять рассказ - описание....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/05/picture-1399362-1667663110.jpg)
Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе. Звуковая культура речи: звук У. Дидактическое упражнение «Ау-у-у». Дидактическое упражнение «Паровоз»
Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе. Звуковая культура речи: звук У. Дидактическое упражнение «Ау-у-у». Дидактическое упражнение «Паровоз»Цели:1. Закрепить пра...
Консультация: «Обучение пересказу с использованием текстов цепной структуры и мнемотехники по методике В.К. Воробьевой и О.И. Крупенчук». Подготовлена ст. воспитателем Савченко В.И. МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида ст. Старощербино
Методика работы по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания позволяет успешно использовать тексты цепной организации. Для наглядного показа правил смыс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/11/picture-866835-1694408117.jpg)
Рассказ по методике В.К. Воробьевой "Путешествие Миши в Африке"
Разработанная схема для пересказа по лексической теме "Животные жарких стран" предназначена для обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР. В зависимости от речевых в...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/04/picture-1531614-1725413152.jpg)
Конспект занятия по связной речи по методике В. К. Воробьевой в старшей группе на тему " Живая шляпа".
Задачи:Закрепить представление детей о правилах смысловой связи предложений в рассказе повествовательного характера.Формировать умение пересказывать рассказ повествовательного характера с опорой на пр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/06/picture-691836-1454748859.jpg)
Методика обучения строевым упражнениям. Построения, методика обучения.
В данном материале представлена первая часть по методике обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям - методика обучения построениям....