Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов у детей в старшей группе «В гостях у художника Карандаша».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Яковлева Наталья Егоровна

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов  у детей в старшей группе   «В гостях у художника Карандаша».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_hudozhnika_karandasha.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию фонетико-фонематических процессов  у детей в старшей группе

                                     «В гостях у художника Карандаша».

Цель: Дифференциация звуков Ш - Ж.

Задачи:

Обучающая:

- закрепить знания о механизме образования дифференцируемых звуков изолировано, в слогах, словах, предложениях, тексте; 

- закрепить кинестетические ощущения на данные артикуляционные уклады;

 - учить дифференцировать звуки по «глухости» - «звонкости»;

- учить дифференцировать буквы Ш – Ж при чтении;

Развивающие:

- совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;

- развивать фонематический слух;

- развивать навыки звуко-буквенного анализа с использованием графических записей;

- развивать пространственную ориентацию;

Воспитательные:

- воспитывать  интерес  к занятию;

- воспитывать  настойчивость;

Коррекционные:

- сравнить, различить и правильно произносить звуки Ш - Ж на материале слов;

- преодолеть речевой негативизм.

Оборудование: кукла «Художник Карандаш», звуковая  дорожка, мяч, ручки, тетради,    контурные картинки.

Образовательные области: социально-коммуникативная, развитие речи, художественно-эстетическая, познание, физическая культура,

Ход нод:

1. Этюд «Улыбка»

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.

Воспитатель: Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.

2. Сообщение темы.

            Логопед:

            В гостях у нас сегодня художник Карандаш. Логопед выделяет голосом звуки [ш], [ж].

             Какие звуки я выделила голосом?

             Эти звуки мы будем учиться различать. Поможет нам Художник Карандаш.

   Логопед демонстрирует куклу Художника Карандаша. 

        Я — Художник Карандаш,

        В детский сад зашел я ваш.

        Будем мы шипеть, жужжать

        Звуки эти различать.

 3. Сравнение звуков [ш] — [ж]

            Логопед:

              Как выходит воздух из проколотого шара?  Ш-Ш-Ш. Расскажите о звуке [ш]. (Дети дают характеристику звука Ш).

               Как жук жужжит? Ж – Ж – Ж. Расскажите о звуке [ж]. (Дети дают характеристику звука Ж).

              Художник Карандаш предлагает сравнить звуки [ш] — [ж]. Чем они похожи? А чем отличаются?

4.         Дифференциация звуков [ш] — [ж] в произношении.

а)        Дифференциация изолированных звуков.        

                 Логопед:

Художник Карандаш нарисовал звуковую дорожку из звуков [ш] и [ж]. Пройдите по ней, произнесите эти звуки, включая и выключая голос.

б)        Дифференциация звуков в слогах и словах.

Игра «Наоборот» (с мячом).

 Логопед:

 Замените звук [ш] на звук [ж].

ша — ша — жа — жа                       шаль — ...                                             

шо — шо — ...                                   Луша — ...                                                                                                                   

аша — аша — ...

 Замените звук [ж] на звук [ш].

жу — жу —...                                   жар —                                               

жи — жи —...                                  жить — ...                                                

ужу - ужу —...

Логопед:

 У нашего художника есть два карандаша. Один карандаш для звука [ж], а другой — для звука [ш]. Картинки на карандашах помогут определить, где какой карандаш.

Дети называют картинки, выделяя голосом звуки [ш] и [ж] и определяют какой карандаш для звука [Ш], какой для [Ж].

Логопед:

 Художник Карандаш нарисовал свою одежду. Надо развесить ее по вешалкам.

                                    Около вешалок буквы

                                    Карандаш написал.

                                    Как одежду повесить,

                                    Он нам указал.

Какую одежду повесите справа? — Что повесите слева?

                               Развесь одежду по вешалкам

Ж                                                                                  Ш

5. Физминутка.

а)Пальчиковая гимнастика.

                      Если слышишь в слове [ш] — шар изобрази.

                      Если слышишь в слове [ж] — жука мне покажи.

Логопед произносит слова: шахматы, журавль, жаворонок, шиповник, тишина, ужин, дружок, клавиши.

б) Выполнение движений по инструкции логопеда

Встань прямо.

Потянись.

Пошагайте, наклонитесь.

Руки вправо.

Руки влево.

Встаньте.

Снова потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

6. Дифференциация Ш — Ж при чтении.

 а) Чтение слогов.

Логопед:

 Художник Карандаш написал слоги с буквами Ш и Ж.

Прочитайте их.

 ша-шо-жу               жда-што-жну

 жо-шу-жа                жду-швы-ждя  

8.Итог занятия.

Логопед:

  Художник Карандаш нарисовал картинки-невидимки (контурные), в названии которых есть звуки [ш] и [ж] (пушка, лошадь, дождь, жук, шишка, лягушка, мороженое журавль).

На ковре лежат буквы Ш и Ж, дети берут картинки, под музыку ходят по кругу вокруг букв, как только музыка перестает играть дети выстраиваются в два ряда (с картинками в названии  которых есть звук Ш, возле буквы Ш и с картинкам в названии  которых звук Ж возле буквы Ж)

Логопед:

Молодцы, ребята вы отлично справились со всеми заданиями. Художник карандаш оставляет в подарок вам эти картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР Тема: Звуки [Г Г’].

Подробный конспект подгруппового логопедического занятия на этапе закрепления полученных знаний....

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»

ема «Звуки Х - Хь»Цель: дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам.Задачи:• коррекционно – образовательные: дифференцировать звуки Х – Хь на слух и в произношении, упражнят...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звук Н».

Тема «Звук Н»Цель: познакомить детей со звуком Н, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.Задачи:• коррекционно – образовательные: учить выделять первый и после...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «В гостях у бабушки и дедушки». Рабочая тема: «Звуки А, О, У, И».

Цель: формировать понятие «гласный звук».Задачи:коррекционно-образовательные:-  дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, О, У, И;- упражнять в определении первого и последнего г...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе

Конспект  занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема занятия: Звук [ А ].Цель: знакомство со звуком [ А ]....

Конспект занятия по развитию фонетико - фонематических процессов у детей с ТНР в подготовительной группе "Звук Ю. Буква Ю"

.Вниманию посетителей сайта предлагается конспект по обучению грамоте( развитие фонетико - фонематических процессов) для детей подготовительной группы с ТНР....