Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов у детей в старшей группе «В гостях у художника Карандаша».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов у детей в старшей группе «В гостях у художника Карандаша».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_hudozhnika_karandasha.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию фонетико-фонематических процессов у детей в старшей группе
«В гостях у художника Карандаша».
Цель: Дифференциация звуков Ш - Ж.
Задачи:
Обучающая:
- закрепить знания о механизме образования дифференцируемых звуков изолировано, в слогах, словах, предложениях, тексте;
- закрепить кинестетические ощущения на данные артикуляционные уклады;
- учить дифференцировать звуки по «глухости» - «звонкости»;
- учить дифференцировать буквы Ш – Ж при чтении;
Развивающие:
- совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух;
- развивать навыки звуко-буквенного анализа с использованием графических записей;
- развивать пространственную ориентацию;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию;
- воспитывать настойчивость;
Коррекционные:
- сравнить, различить и правильно произносить звуки Ш - Ж на материале слов;
- преодолеть речевой негативизм.
Оборудование: кукла «Художник Карандаш», звуковая дорожка, мяч, ручки, тетради, контурные картинки.
Образовательные области: социально-коммуникативная, развитие речи, художественно-эстетическая, познание, физическая культура,
Ход нод:
1. Этюд «Улыбка»
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.
Воспитатель: Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.
2. Сообщение темы.
Логопед:
В гостях у нас сегодня художник Карандаш. Логопед выделяет голосом звуки [ш], [ж].
Какие звуки я выделила голосом?
Эти звуки мы будем учиться различать. Поможет нам Художник Карандаш.
Логопед демонстрирует куклу Художника Карандаша.
Я — Художник Карандаш,
В детский сад зашел я ваш.
Будем мы шипеть, жужжать
Звуки эти различать.
3. Сравнение звуков [ш] — [ж]
Логопед:
Как выходит воздух из проколотого шара? Ш-Ш-Ш. Расскажите о звуке [ш]. (Дети дают характеристику звука Ш).
Как жук жужжит? Ж – Ж – Ж. Расскажите о звуке [ж]. (Дети дают характеристику звука Ж).
Художник Карандаш предлагает сравнить звуки [ш] — [ж]. Чем они похожи? А чем отличаются?
4. Дифференциация звуков [ш] — [ж] в произношении.
а) Дифференциация изолированных звуков.
Логопед:
Художник Карандаш нарисовал звуковую дорожку из звуков [ш] и [ж]. Пройдите по ней, произнесите эти звуки, включая и выключая голос.
б) Дифференциация звуков в слогах и словах.
Игра «Наоборот» (с мячом).
Логопед:
Замените звук [ш] на звук [ж].
ша — ша — жа — жа шаль — ...
шо — шо — ... Луша — ...
аша — аша — ...
Замените звук [ж] на звук [ш].
жу — жу —... жар —
жи — жи —... жить — ...
ужу - ужу —...
Логопед:
У нашего художника есть два карандаша. Один карандаш для звука [ж], а другой — для звука [ш]. Картинки на карандашах помогут определить, где какой карандаш.
Дети называют картинки, выделяя голосом звуки [ш] и [ж] и определяют какой карандаш для звука [Ш], какой для [Ж].
Логопед:
Художник Карандаш нарисовал свою одежду. Надо развесить ее по вешалкам.
Около вешалок буквы
Карандаш написал.
Как одежду повесить,
Он нам указал.
Какую одежду повесите справа? — Что повесите слева?
Развесь одежду по вешалкам
Ж Ш
5. Физминутка.
а)Пальчиковая гимнастика.
Если слышишь в слове [ш] — шар изобрази.
Если слышишь в слове [ж] — жука мне покажи.
Логопед произносит слова: шахматы, журавль, жаворонок, шиповник, тишина, ужин, дружок, клавиши.
б) Выполнение движений по инструкции логопеда
Встань прямо.
Потянись.
Пошагайте, наклонитесь.
Руки вправо.
Руки влево.
Встаньте.
Снова потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
6. Дифференциация Ш — Ж при чтении.
а) Чтение слогов.
Логопед:
Художник Карандаш написал слоги с буквами Ш и Ж.
Прочитайте их.
ша-шо-жу жда-што-жну
жо-шу-жа жду-швы-ждя
8.Итог занятия.
Логопед:
Художник Карандаш нарисовал картинки-невидимки (контурные), в названии которых есть звуки [ш] и [ж] (пушка, лошадь, дождь, жук, шишка, лягушка, мороженое журавль).
На ковре лежат буквы Ш и Ж, дети берут картинки, под музыку ходят по кругу вокруг букв, как только музыка перестает играть дети выстраиваются в два ряда (с картинками в названии которых есть звук Ш, возле буквы Ш и с картинкам в названии которых звук Ж возле буквы Ж)
Логопед:
Молодцы, ребята вы отлично справились со всеми заданиями. Художник карандаш оставляет в подарок вам эти картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР Тема: Звуки [Г Г’].
Подробный конспект подгруппового логопедического занятия на этапе закрепления полученных знаний....
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»
ема «Звуки Х - Хь»Цель: дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам.Задачи:• коррекционно – образовательные: дифференцировать звуки Х – Хь на слух и в произношении, упражнят...
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звук Н».
Тема «Звук Н»Цель: познакомить детей со звуком Н, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.Задачи:• коррекционно – образовательные: учить выделять первый и после...
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «В гостях у бабушки и дедушки». Рабочая тема: «Звуки А, О, У, И».
Цель: формировать понятие «гласный звук».Задачи:коррекционно-образовательные:- дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, О, У, И;- упражнять в определении первого и последнего г...
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема занятия: Звук [ А ].Цель: знакомство со звуком [ А ]....
Конспект занятия по развитию фонетико - фонематических процессов у детей с ТНР в подготовительной группе "Звук Ю. Буква Ю"
.Вниманию посетителей сайта предлагается конспект по обучению грамоте( развитие фонетико - фонематических процессов) для детей подготовительной группы с ТНР....