Конспект занятия для старшей логопедической группы " В гостях у Осени"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бурьянова Лилия Васильевна

Цели:

- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;                                 

-активизировать глагольный словарь по данной теме.                                                           

- закрепить навык образования прилагательного от существительного.                                                  

-продолжать учить составлять предложения по картинкам; отвечать на вопросы полным предложением.                                                                                    

-развивать мелкую моторику пальцев, тактильных ощущений, умение рисовать нетрадиционной техникой «Отпечаток».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_gostyach_u_oseni.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи  в старшей логопедической группе "В гостях у Осени"

Подготовила: учитель-логопед, специалист первой категории Бурьянова Л.В.

Цели:

- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;                                  -активизировать глагольный словарь по данной теме.                                                            - закрепить навык образования прилагательного от существительного.                                                  -продолжать учить составлять предложения по картинкам; отвечать на вопросы полным предложением.                                                                                     -развивать мелкую моторику пальцев, тактильных ощущений, умение рисовать нетрадиционной техникой «Отпечаток».

Оборудование: лист бумаги(А-2) для рисования, кисти, баночка с водой, гуашь,  листья деревьев, мяч, картинки осени, фрукты, овощи, копилка, корзина с фруктами, музыка.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, прогулки с родителями в лесопарк, собирание гербария, заучивание стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях, сравнительных о листьях.

Словарная работа: льет, моросит дождь, листья кружатся, горят огнем, укрывают землю золотым ковром. Стало холоднее. Небо покрыто серыми , тяжелыми тучами, день короче, а ночь длиннее.

Ход занятия:

1. Орг. Момент (дети под музыку забегают в группу и садятся)

Логопед: Ребята, посмотрите вокруг. Что необычного вы увидели в нашей группе?

Логопед:  Наша группа украшена листьями. Почему, нам об этом расскажут ребята.                                                                                                                                        1-й ребенок:                                                                                                                       Осень. В. Авдиенко                                                                                                              Ходит осень по дорожке,                                                                                                    Промочила в лужах ножки.                                                                                                 Льют дожди, и нет просвета.                                                                                     Затерялось где-то лето.                                                                                                    Ходит осень, бродит осень.                                                                                             Ветер с клёна листья сбросил.                                                                                                    Под ногами коврик новый,                                                                                             Жёлто-розовый – кленовый.

2-й ребёнок:

На гроздья рябины дождинка упала,                                                                                  Листочек клиновый кружит над землёй                                                                                 Ах, осень, опять ты врасплох нас застала                                                                               И снова надела наряд золотой.

3-й ребенок

Весёлый маляр наугад                                                                                               Разбрызгал чудесные краски,                                                                                                    И леса осенний наряд                                                                                             Нас манит, как добрая сказка.

Логопед: А вы бы хотели, ребята, чтобы в гости к нам пришла сама осень?                                                                                                                                         -Тогда давайте с вами вспомним, какие мы знаем приметы осени, а по этим приметам, как по следам, осень к нам доберётся в гости. И так ребята, что же происходит с наступлением осени?                                                                                          – Давайте сейчас вместе расскажем об осени.

2. Дидактическая игра «Закончи предложение»                                          Логопед: Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте.                                                                                        Осенью солнце светит (как?) … (слабее, меньше, редко).                                                                                  Осенью небо покрыто (чем?) … (серыми тяжёлыми тучами).                                            Осенью часто идут … (дожди).                                                                                          Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).                                          Осенью листья опадают, начинается … (листопад).                                                       Осенью улетают на юг … (перелётные птицы).                                                     Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).                    Осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды).                                                 Осенью люди надевают … (тёплую одежду).                                                                       Осенью в домах топят …( печки).                                        

Логопед:  Ребята, вы хорошо справились с заданием. Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас знаете ли вы, какая погода бывает осенью.

3. Игра "Погода осенью, какая?"

Логопед: Дети, а какая бывает погода осенью?                                                               Когда идет дождь – дождливая.                                                                                         Когда дует ветер – ветреная.                                                                                      Холодно – холодная.                                                                                                          Пасмурно – пасмурная.                                                                                                          Сыро – сырая.                                                                                                                            Хмуро – хмурая.                                                                                                                                Ясно – ясная.

4. Приход Осени.                                                                                              Логопед: Прислушайтесь, какая волшебная музыка звучит.                                                   (Входит осень под музыку и читает стихотворение)

Осень: Я, Осень! Как можно меня не любить!                                                              Скажите, за что не любить меня можно?                                                                                Есть время чуть-чуть о былом погрустить,                                                                                        О будущем светлом гадать осторожно.

Здравствуйте, ребята! Вы конечно же меня узнали. Я – осень. Красавица, волшебница. Спасибо вам, что вы оставили следы, по которым я к вам в гости и добралась. Очень люблю приходить к вам в гости. Смотреть как вы играете. Вам тоже предлагаю поиграть. Сейчас я взмахну своей волшебной кистью, и начнем игру. Я вам буду показывать из гербария листья, а вы должны ответить какой лист. (Кленовый, дубовый, березовый, осиновый, тополиный, липовый).

5. Игра «Подбери действие».

- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он утром дул, я встретила его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

 «Мяч осенний и волшебный,                                                                                                                       Будет в руки к вам скакать                                                                                                        И вопросы задавать».                                                                                                                    - Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Листья осенью (что делают?)  Листья осенью желтеют, опадают и т. д.                   Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.                                                       Урожай осенью — Урожай осенью убирают.                                                                    Птицы осенью — Птицы осенью улетают.                                                                           Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.                                                             Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.                                                       За осенью идёт… (Зима)                                                                                                           После весны идёт. (Лето)                                                                                                             А за летом наступает (Осень)                                                                                         Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)                                                                                                                       Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

6. «Игра ДА или НЕТ»

Осень: Я буду задавать вопросы, если ответ «да», вы хлопаете, а если ответ «нет», то топаете, но только не очень громко.

Осенью цветут цветы?Осенью растут грибы?Тучи солнце закрывают?Колючий ветер прилетает?Морозы осенью бывают?Ну а птицы гнезда вьют?А букашки прилетают?Звери норки закрывают?Урожай все собирают?Птичьи стаи улетают?Часто-часто льют дожди?Солнце светит очень жарко?Можно детям загорать?Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

7. Динамическое упражнение «Осенние листочки».

Цель: Учить координировать детей движения с речью. Тренировать память и речь. Правильная постановка дыхания.

Осень: А сейчас я позову на помощь ветер и листочки  и пока они  будут играть свою волшебную мелодию, мы будем выполнять упражнение. Все готовы!

Мы – листочки, мы – листочки, мы – осенние листочки.                                                     Мы на веточке сидели, ветер дунул (вдох через нос и выдох через рот) – полетели. (Побежали по кругу)                                                                                            Мы летали, мы летали, а потом летать устали. (Остановились)                                            Перестал дуть ветерок – мы уселись все с кружок. (Сели в круг)                                          Ветер снова вдруг подул ( вдох-выдох на листочки)                                                                     и листочки быстро сдул. Все листочки полетели(побежали по кругу)                                                                               и на землю тихо сели. (сели)

8.Дидактическая игра: « Соберем приметы»

Издревне люди копили народные мудрости: пословицы и приметы всех времен года. Мы с вами тоже знакомились и знаем приметы и пословицы об осени.                                                                                                                                           «В круг ребята становитесь,                                                                                                                   Крепко за руки держитесь,                                                                                                      Мы шкатулочку возьмем,                                                                                                  И приметы соберем».

Дети берут копилочку и называют приметы:                                                                               Коли ясно, то и осень прекрасна.                                                                                          Осень идет и дождь за собой ведет.                                                                                    Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.                                                                                     Красна весна цветами, а осень пирогами.                                                                         Гром в сентябре- теплая осень.                                                                                          Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.                                                                                Когда гусь улетает – снег выпадает.

Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась народными пословицами и наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени. Присаживайтесь.

9. Осенние дары

Осень: Я прошла по лугам, по лесам, по полям. Припасы я заготовила вам.А теперь мне помогите все припасы разделите.Игра «Овощи и фрукты»

Логопед: Ребята давайте разделим овощи и фрукты в разные корзинки, а то у осени они все вместе в одной корзине.

10. Коллективное рисование «Листопад»   (нетрадиционной техникой «Отпечаток» )                                                                                                   Логопед: Ребята, давайте с вами сделаем для Осени подарок . Нарисуем все вместе картину «Листопад», необычным способом «Отпечаток».

11. Итог занятия. Сюрпризный момент.

Осень: Мне очень понравилась ваша чудесная картина. Будто в сказке побывала. И решила Вам подарить осенние дары. (раздают угощения).Вот и пришла пора нам прощаться, теперь мы с вами увидимся только через год, ребята.

Логопед: Ребята, давайте поблагодари Осень за чудесные угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе "В гости к лету"

Игра-путешествие по лексическим темам: "Домашние животные и птицы", "Цветы", рассуждение детей о своем городе Саратове...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «В гостях у тетушки Совы».

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе  «В гостях у тетушки Совы».Закрепление правильного произношения звука [С] в словах, фразовой речи....

Музыкально - логоритмическое занятие в старшей логопедической группе "В гостях у осени"

Создание условий для совершенствования знаний об осенних явлениях.Формировать двигательные навыки и умения под музыку и речевое сопровождение.Развивать дыхание, моторные функции....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень»

В данном занятии, помимо основных образовательных и воспитательных, решаются такие коррекционно - развивающие задачи, как: Разитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания,...

Праздник осени для старшей логопедической группы «В гостях у Осени»

Сценарий для проведения Утренника с элементами театрализации, песнями и стихами. На основные роли можно пригласить взрослых...