Построение развивающей предметно - пространственной среды логопедического кабинета.
консультация по логопедии

Евдокимова Александра Евгеньевна

Материал для молодых логопедов об обустройстве логопедического кабинета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razviv._sreda_logokabineta.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Отчёт

о построении развивающей предметно – пространственной среды                

                         логопедического кабинета

Мой кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Он оснащён наглядно – дидактическим материалом, мебелью, зеркалом и демонстрационной магнитной доской. Также в моём распоряжении находится ноутбук. В кабинете проведена пожарная сигнализация.

Организуя предметную среду помещения, я руководствовалась принципами:

- доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, материал и документация логопеда – в столе и на верхних открытых полках;

- системности: весь материал систематизирован по разделам; каждому разделу отведена отдельная полка; составлен паспорт логопедического кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования;

- здоровьясбережения: проведена пожарная сигнализация; столы и стульчики соответствуют росту детей; стены кабинета окрашены в тёплый, спокойный светло – зелёный цвет, столы и полки светлые;

- природосообразности, учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы;

- мобильности: зеркало по мере необходимости закрывается шторами; магнитная доска съёмная и может переноситься на другое место; детские столы на время подгрупповых занятий отодвигаются для удобства детей;

- вариативности: наглядно – методический материал и многие пособия многовариантны в зависимости от возраста детей и задач обучения;

- эстетичности: наглядно – методические пособия и игры сделаны из современных, ярких материалов, эстетически оформлены. Много игр и пособий фабричного изготовления.

                               По оснащению и применению кабинет разделён на зоны:

- индивидуальной работы;

- учебный;

- сенсомоторный;

- хранения наглядно – дидактических пособий и документации;

- рабочее место логопеда.

Зона индивидуальной работы. На стене зеркало размером 50 х 120 см, перед ним стол для индивидуальной работы. Рядом на полке хранится инструментарий для постановки звуков, материалы для обработки (вата, спирт, салфетки, бинт), в папке фрагменты артикуляционных упражнений. Учебная зона. Здесь расположены настенная магнитная демонстрационная доска, столы и стулья для подгрупповых занятий.

Сенсомоторная зона содержит материал игр на развитие мелкой моторики, дыхания, лексико – грамматического строя (мозаики, шнуровки, пазлы, кубики, пирамидки, прищепки, вертушки, настольно печатные игры).

Центр хранения наглядно – дидактических пособий и документации находится в отдельном шкафу возле стола. Здесь же расположена методическая литература. Весь материал системазирован по разделам и темам: звукопроизношение, развитие фонематического восприятия, лексико – грамматического строя, связной речи, обучение грамоте.

Наглядно – методический материал по лексическим темам хранится в папках. Дидактические игры и пособия по разделам расположены в папках и коробках. Среди них имеются авторские разработки логопедических игр, которые придумала или совершенствовала, изготовила и успешно использую в своей работе для автоматизации разных групп звуков. Дети с удовольствием в них играют не только на логопедических занятиях, но и в группе в вечернее время. Воспитателям остаётся только координировать тот вариант игры, который необходим для проговаривания конкретному ребёнку.

Основная цель этих игр – автоматизация  и дифференциация поставленных звуков,  создание условий для наиболее эффективной коррекции речи, способствующих активизации речедвигательного аппарата и мимической мускулатуры, развитию мелкой моторики пальцев рук, коммуникативных функций, процессов высшей нервной деятельности, фонематического слуха, навыков связной речи.

Для реализации этой цели я поставила следующие задачи:

              - Активизировать интерес детей к занятиям, чтобы «скучное стало интересным», тем самым увеличивая продуктивность речевых упражнений.

             - Достигнуть такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивал бы ребенку необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах – в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.

           - Развивать творческие способности дошкольников через учебно-игровое эмоционально окрашенное логопедическое занятие.

           - Создавать у детей радостное и позитивное отношение к своим собственным успехам.

          - Сформировать навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам реализации речи.

         - Воспитывать умение отбирать для высказывания слова в соответствии с общепринятыми значениями. Узнавать слова в соответствии с их значением.

        - Учить строить грамматически правильные высказывания, соответствующие закономерностям языка.

       - Применять разные виды высказываний, соответствующие коммуникативному намерению (мотиву), условиям и целям сообщения.

      - Развивать умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания.

      - Осмысливать интонационную сторону высказывания и тем самым определять его цель.

       - Узнавать и различать слова близкие по звучанию.

В играх решаются и другие задачи: определение и называние предыдущего и последующего предметов, ориентировка на листе бумаги, закрепление знания цветов, их оттенков, названий геометрических фигур, классификации предметов. В играх также развиваются слуховая и зрительная память, воображение, воспитывается стойкий интерес к индивидуальным логопедическим занятия.

Эту игру я назвала «Мини – домино», потому что для её изготовления нужно не 7 одинаковых картинок, как в обычном домино, а всего 2. При нынешних возможностях ксерокопирования – это не представляет затруднений. Подбирать нужно обязательно чётное количество картинок на определённый звук. Если нашлось 14 нужных картинок, то и карточек нужно готовить 14. Если картинок получилось 22, то и карточек окажется тоже 22. Распределяем картинки по карточкам, как вам необходимо: закрепляемый звук в начале слова (в конце, в начале, в сочетании с согласными, в ударном и безударном слоге), наклеиваем и играем. Все карточки раздаются детям. Первого игрока можно выбрать по правильно рассказанной логопедической рифмовке. Он кладёт на середину стола любую карточку и называет картинки на ней. Следующий игрок ищет у себя картинки, которые есть на этой карточке (если нет – пропускает ход) у себя и кладёт свою карточку, совмещая две одинаковые картинки. Таким образом, игроки, а их может быть несколько, могут класть свою карточку (как в обычном домино) в верхнюю  или нижнюю часть игрового поля. Как правило, в этом варианте игры «проигравших» нет, чему дети весьма рады. Поскольку налицо большое количество разных картинок, в конце любых представленных игр я задаю детям вопросы. Назови всех диких (домашних) животных, посуду, растения и т.д. Назови картинки, где автоматизируемый звук слышится в начале (конце, середине) слова и т.д.

Домино в привычном исполнении я использую не только для закрепления произношения, но и для закрепления названий геометрических фигур, цветов и их оттенков. Например, для автоматизации звуков [ л ] – [ р ]  я взяла овал, квадрат, круг, ромб и цвета: голубой, розовый, красный, чёрный, оранжевый, белый, жёлтый. Произносить нужно не только фигуру, но и название цвета.

Есть у меня и домино, изготовленное из  картинок от обёрток  конфет. Тут, естественно, не обходится  без выяснения кто что пробовал…

«Весёлый шарик» Эту игру я подсмотрела у других логопедов, будучи на курсах и изготовила её на разные группы звуков. На дно коробки из – под конфет в вырезанные ячейки наклеить картинки с соответствующими звуками. Ребёнок бросает шарик  или пуговицу (она не вылетает назад) и называет картинку в ячейке. Недостаток того, что шарик чаще попадает в середину игрового поля, я компенсирую вопросами: назови то, что слева (справа), внизу (вверху).

«Назови правильно» В центре игрового поля расположен кружок яркого цвета. На него ставится вертящаяся стрелка из киндер – сюрприза. По краям игрового поля размещены картинки с нужными звуками. Дети крутят стрелку, называют картинки, на которые стрелка указывает, а также предыдущую и последующую картинки.

В игре «Прогулка по стрелкам» использую множество картинок на отрабатываемые одной группы звуки, помещённые на полотно картона и соединённые между собой стрелками. Начинать игру можно с загадки. Ребёнок отгадывает загадку и с этой картинки по стрелке называет следующую картинку. Стрелки могут быть разного цвета и указывать другое направление. Другие варианты начала игры: бросание кубика, с картинки в центре, с картинки в правом (левом), верхнем (нижним) углу. Также использую вопросы. Например, что (кто) следует за стрекозой, что было перед стрекозой? Назови предыдущую (последующую) от стрекозы картинку. Назови две последующие (предыдущие) от стрекозы картинки.

 «Магнитные карточки» На нижнюю часть игрушек от киндер – сюрпризов наклеила кусочки магнитов (например, от застёжек дамских сумочек и от игрушек – магнитиков на холодильник), а на оборотную часть карточек с картинками - кусочек металла. Дети по очереди «приклеивают» магнитом выбранной игрушки карточку, а называет и забирает её тот ребёнок, который собирает картинки на определённый ему звук. Выигрывает тот ребёнок, у которого в конце игры оказалось больше картинок или он собрал больше картинок за определённое время.

 «Логопедическое лото» Всем известно, что комар «звенит», жук «жужжит», насос или вода в кране «свистит», ветки деревьев на ветру «шуршат», собака «рычит рррр…», маленький щенок рычит по другому рьрьрь…, большой самолёт гудит ллл…, маленький самолётик гудит льльль… Контуры предметов: комара, жука, насоса, дерева, самолёта, маленького самолётика, собаки, щенка наклеила каждый на отдельный лист картона. Затем лист разлиновала на одинаковые ячейки. По размеру и количеству ячеек изготовила карточки с соответствующими каждой группе звуков картинками. Удобство такого лото в том, что можно работать одновременно над разными категориями звуков, охватывая несколько детей и распределяя главные игровые поля по принципу «кому что нужно».

«Собери, узнай картинку» Эта игра представляет собой  картинки на отрабатываемые звуки, разрезанные на несколько частей.  Особенность состоит в том, что на обратную сторону каждой картинки наклеены разные геометрические фигуры (фишки) разного цвета, в названии которых присутствует отрабатываемый звук. Эти же фишки приклеены на отдельные демонстрационные карточки. Все разрезные картинки раскладываются на столе фишками вверх. Я показываю карточку с геометрической фигурой. Ребёнок должен назвать цвет и форму, выбрать  все части будущей картинки, перевернуть их, собрать и назвать картинку. Например, для звуков [рь], [р] я выбрала цвета: красный, чёрный, коричневый и оранжевый и геометрические фигуры – квадрат, треугольник и прямоугольник.

Игра «Телевизор» Картинку телевизора наклеила на картон, сделала надрезы по бокам экрана. Затем изготовила полоски картона таким образом, чтобы их можно было протягивать через надрезы в экране телевизора. Наклеила на полоски картинки на отрабатываемые звуки… и можно играть, «просматривая» и называя звуки, требующие автоматизации.

Также я использую для автоматизации звуков «Рабочие карточки». Это множество картинок, наклеенных на лист картона. Работаю с ними по вопросам самого разного характера (по систематизации, по ориентировке,  обобщениям  т.д.)

Для детей подготовительной группы изготовила кроссворды.  Дети  называют картинки с автоматизируемым звуком, вписывают слова в кроссворд и читают ключевое слово.

Рабочее место учителя – логопеда оборудовано столом, стулом, ПК с набором ЦОР, есть также магнитофон с фонотекой звуков окружающего мира, детскими песнями.

Учитель – логопед                                                                   Евдокимова А.Е.

Заведующий                                                                           Пискунова Н.А.

Заместитель заведующего по ВМР                                       Зернюкова И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в детском саду

Всем известно, что на развитие ребёнка дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это та среда, в которой соз...

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета МБДОУ в условиях реализации ФГОС.

Вопрос организации  развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ на сегодняшний день  особо актуален. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного...

Отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды логопедического кабинета, игровой площадки, теневого навеса.

Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – многокомпонентный по структуре процесс. На развитие ребенка с фонетико...

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда               логопедического кабинета в соответствии с ФГОСучителя-логопеда высшей к...

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в условиях ФГОС

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной средеРазвивающая  предметно-пространственная  среда   логопедического кабинета:     1. Обеспечивает мак...