Значение психомоторного развития в дошкольном возрасте.
консультация по логопедии

Буслаева Зинаида Николаевна

По данным различных исследований, стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся множественными нарушениями процесса моторной реализации речевой деятельности. Нарушение моторики у детей со стертой дизартрией носит широкий характер. У этих детей страдают все виды моторики: общая, ручная, пальчиковая, мимическая, артикуляционная.

Развитие психомоторных функций у детей является базой для развития речи, мышления, произвольного поведение и внимания. Особенно это актуально в период раннего детства, когда закладываются основы физического и психического здоровья человека.

Нарушение моторики у детей со стертой дизартрией носит широкий характер. У этих детей страдают все виды моторики: общая, ручная, пальчиковая, мимическая, артикуляционная.

Выявленные психомоторные особенности у детей со стертой дизартрией позволяют делать вывод о том, что рассматривать данную категорию детей необходимо с позиции целостного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_psihomotornogo_razvitiya_v_doshkolnom_vozraste.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Значение психомоторного развития в дошкольном возрасте.

Психомоторное развитие ребенка является основой для его дальнейшего психического развития, полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков.

У детей дошкольного возраста наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большей амплитуды, то есть грубая моторика, а вот развитие способности совершать точные движения малой амплитуды, то есть мелкая моторика, происходит медленнее. Это связано с тем, что в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкой (мелкой) моторике можно отнести пользование ложкой и вилкой, нанизывание бусинок на нитку, рисование, письмо, лепка и др.

Для ребенка одинаково нежелательным является как слишком раннее, так и слишком позднее психическое развитие.

Достижения дошкольников (до 7- летнего возраста) в области моторного развития

(по Г. Крайгу):

Возраст

Грубая моторика

Тонкая моторика

2-3 года

Быстрое увеличение роста и веса. Ходят, широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. Могут карабкаться вверх, толкать и тянуть, бегать, крепко держаться двумя руками за опору. Обладают малой выносливостью.

Берут предметы двумя руками.

3-4 года

При ходьбе и беге ставят ноги ближе, чем раньше, и лучше удерживают равновесие. Передвигаются более плавно и ровно.

Берут предметы одной рукой. Рисуют на бумаге разводы и каракули. Складывают в кучу кубики.

4-5 года

Могут менять ритм бега. Неуклюже передвигаются скачками, умеют прыгать. Демонстрируют большую силу, выносливость и координацию движений.

Рисуют карандашом простые формы и фигуры. Рисуют красками. Делают из кубиков постройки.

5-6 лет

Могут ходить по бревну. Ловко прыгают и стоят на одной ноге. Не

способны связывать отдельные моторные навыки в единое сложное действие.

Могут одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки. Умеют пользоваться письменными принадлежностями, посудой и другими предметами домашнего обихода.

6-7 лет

Плавное, медленное и устойчивое увеличение роста и веса. Устойчивый рост физической силы. Совершенствование двигательных способностей. Улучшение координации и физической ловкости. Могут ездить на велосипеде, прыгать через скакалку, плавать, танцевать, писать, играть на музыкальных инструментах. Могут играть в баскетбол, футбол, бейсбол и т.д. Повышение вариативности исполнения освоенного действия, но без увязывания с другими действиями

Могут разрезать ножом мягкую пищу, завязывать простой узел.

Совершенствуется изобразительная деятельность. Могут рисовать карандашами различные фигуры (круг, квадрат, треугольник), вырезать из бумаги, лепить из глины и пластилина различные фигуры.

Особенности психомоторики у детей со стертой дизартрией.

По данным исследований, проведенных Лопатиной Л.В.  у части детей со стертой дизартрией отмечается замедление темпа раннего психомоторного развития. Эти дети не могут удерживать голову в вертикальном положении до 5–7 - месячного возраста, устойчиво сидеть без опоры до 8–9 месяцев, а иногда и до года, овладевают ходьбой лишь в возрасте 2 лет. У части детей со стертой дизартрией даже при своевременном начале ходьбы отмечались различные особенности: либо излишне долго наблюдались явления пропульсии, ходьба «рывками», перемежающаяся с бегом, либо овладевший уже навыками ходьбы ребенок предпочитал ползать, либо он был излишне осторожен и ходил очень медленно, либо нагружал при ходьбе только передние отделы стопы, длительное время продолжая ходить на носках. В более старшем возрасте, у таких детей моторная неловкость проявляется в быстро наступающем уставании во время ходьбы, в неумении бегать, прыгать на одной и двух ногах, держать ложку в руке, выполнять действия с мячом и т.п. Моторную неловкость, быструю утомляемость в ряде случаев объясняют наличием легкого двухстороннего или одностороннего гемипареза обоих конечностей (Гуровец Г.В., Маевская С.И. ).

Проявления общей моторной недостаточности у детей со стертой дизартрией вариативны и качественно неоднородны. У одних детей наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений одной половины тела. У других – явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов. Неловкость в освоении движений, нарушения координации и гармоничности двигательных компонентов могут выступать как результат недостаточности пирамидной и экстрапирамидной систем.

Исследование артикуляторной моторики, проведенное Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В., показало, что у всех детей со стертой дизартрией имеются нарушения функции мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. При исследовании функции тройничного нерва оказалось, что большинство детей были не в состоянии воспроизвести движения для челюстей в полном объеме. Выполняемые ими движения характеризуются неточностью, приблизительностью, выполняются с наличием синкинезий, выражающихся в дополнительных движениях губ и языка. Часть детей не смогли выполнить движения челюстью из стороны в сторону, заменив их активными движениями губ или языка в ротовой полости. И лишь у незначительного количества детей отмечалось нарушение только объема заданного движения.

Таким образом, по данным различных исследований, стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся множественными нарушениями процесса моторной реализации речевой деятельности. Поэтому изучение состояния психомоторики детей со стертой дизартрией целесообразно осуществлять с позиций уровневой теории организации движений, что позволяет разложить сложный двигательный акт на составляющие его компоненты.

Упражнения для развития мимической моторики.        

Упражнения для мышц лба:

1. Поднять брови, расслабить;

2. Нахмурить лоб, поднять брови вверх, расслабить.

Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и прежде всего – учебной. Для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга (Сиротюк А.Л. [14]).

 Упражнения для мышц глаз (глазодвигательные упражнения):      

 1. «Солнечный зайчик» - поочерёдно закрывать глаза, зажмурить глаза, открыть, закрыть, прищуриться, открыть.

2. «Поймай глазами» - следить глазами за движущимся предметом.

3. «Горький лук» - морщатся, прищуривают глаза.

4. «Филин» - закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4, широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6.

5. «Далеко - близко». Дети смотрят в окно. Логопед называет вначале удаленный предмет, а через 2 — 3 секунды предмет, расположенный близко. Дети стараются быстро отыскать предметы, которые называет логопед.

6. «Стрельба глазами» - вправо-влево, вверх-вниз (по 6 раз).

7. «Цифры» - глазами «написать» цифры от 0 до 9.

8. «Имя» - глазами «написать» свои имя и фамилию.

Упражнения щек:

1. «Сытый хомячок» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
2. «Голодный хомячок» - втянуть щеки.

3. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 Мимические упражнения:

  1. «Хоботок» - сложить губы в трубочку, потом расслабить.
  2. «Кружочек» - открыть рот, соединить губы в тугой кружочек, расслабить.
  3. «Бобёр» - показать зубы верхней челюсти, расслабить, показать зубы нижней челюсти, расслабить.
  4. «Заборчик» - максимально оскалить зубы.
  5. «Толстячки и худышки» - надуть щёки, расслабить, втянуть щёки, расслабить.

Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз.

Упражнения для развития артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, по 3-5 минут несколько раз в день. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Выполняется артикуляционная гимнастика сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки (у ребенка должна быть прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги должны находятся в спокойном положении.)

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
6. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

7. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Коррекционная работа по развитию артикуляционной и мимической моторики способствует снятию излишней напряжённости лицевой мускулатуры, выработке необходимых мышечных движений для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, что приводит к нормализации речи детей, интонационной и мимической выразительности речи детей со стертой дизартрией.

Упражнения для развития мелкой моторики:

При коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

1.С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения, а затем сопровождающиеся стишками, потешками.

2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.

3.  Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.; складывание из палочек, бусинок геометрических фигур, изображений, букв; нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание; игры с мозаикой, раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков) и др.

4. Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

5. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

6. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.

7. Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей), раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, вырезание цветных полосок, фигурок по контурам, поделки из природного материала и т.д.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук:

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы), 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.

3. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

4. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

5. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки, или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

6. Игры - шнуровки Марии Монтессори:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.

Упражнения для развития общей моторики.

Для развития общей моторики у детей с речевыми нарушениями используются подвижные игры, которые развивают у детей умение ориентироваться в пространстве, менять темп движений, ритмично и ловко двигаться.

На логопедических занятиях проводятся упражнения для развития координации движений. Они совмещают в себе разнородные движения в направлении, скорости, напряженности.

Упражнения для развитие крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

  1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
  2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. "Письмо в воздухе". И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои. Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед школьной доской или тетрадью.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

5. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

6. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).

7. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).

 8. Ползанье на спине без помощи рук и ног ("Червячок").

 9. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения своего тела в пространстве.

10. "Паучок". Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

11. «Лучик» - и.п. – лежа на спине. Поочередное напряжение и расслабление: шеи, спины, правого плеча, левого плеча, правой руки, левой руки, правой ноги, левой ноги и т.д.

Упражнения для развития пространственных представлений.

  1. "Зеркало". Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.
  2. "Телевизор". Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо).
  3. "Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.
  4. Графические диктанты на листочках в клеточку.
  5. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности.
  6. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.)

Коррекционная работа строится на двигательных методах, которые активизируют психическую деятельность (эмоции, восприятие, память и др.). Следовательно, создается база для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Таким образом, благодаря специально подобранным играм и упражнениям, дошкольники приобретут навыки и умения необходимые для овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной подготовке к школе и адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание как средство психомоторного развития ребенка дошкольного возраста

Статья о влиянии плавания на психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста. Психомоторика соединяет воедино моторное и психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Одно не отделимо от друг...

Технология работы с дидактическими пособиями, направленными на психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Воркшоп (по К. Фопелю) – учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе. Учебный процесс, на котором в центре внимания – переживания участников, ...

Педагогический проект "Логоритмика как средство психомоторного развития детей дошкольного возраста"

Настоящий проект направлен на психомоторное и речевое развитие детей методами логоритмики. Рекомендовани для использования воспитателями и специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования, уч...

Современные методы психомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Методическое пособие, в котором представлен цикл занятий, которые помогут детям в возрасте 5-7 лет с нарушениями ОДА преодолеть трудности в овладении своим телом.Упражнения, составляющие основу каждог...

" Психомоторное развитие детей дошкольного возраста"

Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, ...

Методика работы по психомоторному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ с примерными комплексами занятий

Теоритический материал с примерными комплексами занятий по психомоторной коррекции...

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Мастер-класс для педагогов ДОУ с доступными для применения в условиях дошкольного учреждения методиками определения психомоторного развития детей....