Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателей по лексической теме "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Феофанова Татьяна Викторовна

НОД тема "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Перелетные птицы

Цели: Развитие слухового внимания и восприятия. Пополнение словаря.        Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; усвоение категории родительного падежа; усвоение глаголов с разными приставками.        

Дети должны знать:

 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:   ГРАЧ, СКВОРЕЦ, ЛАСТОЧКА, СТРИЖ, КУКУШКА, ЖУРАВЛЬ, ГУСИ, ЛЕБЕДИ, ЖАВОРОНОК, ДРОЗД, ГНЕЗДО, СКВОРЕЧНИК, САМЕЦ, САМКА, ПТЕНЦЫ, ЯЙЦА, ПЕВЕЦ, НАСЕКОМЫЕ, ЛИЧИНКИ, ОПЕРЕНЬЕ, СТАЯ, СТРАНЫ, НОГИ, ШЕЯ, КРЫЛО, ГЛАЗА, ХВОСТ, КЛЮВ, ГОЛОВА, АИСТ, ЦАПЛЯ.

ГЛАГОЛЫ:   ЛЕТЯТ, УЛЕТАЮТ, ПРИЛЕТАЮТ, ВОЗВРАЩАЮТСЯ, СТРОЯТ, ЧИСТЯТ, ОТКЛАДЫВАЮТ, ВЬЮТ, ВЫВОДЯТ, ВЫСИЖИВАЮТ, КОРМЯТ, ПОДРАСТУТ, ОКРЕПНУТ, ПИЩАТ, ПОЮТ, КУРЛЫЧУТ, ПОКИДАЮТ, ПРОЩАЮТСЯ, СОБИРАЮТСЯ, ПОЕДАЮТ, КЛЮЮТ, УНИЧТОЖАЮТ, СВИТЬ, ЩИПЛЕТ, СКЛЕИТЬ, СЛЕПИТЬ.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:   БОЛЬШАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ПЕВЧАЯ, ЧЁРНЫЙ, ТЕПЛЫЕ (КРАЯ), БЕЛЫЙ, ПОЛОСАТОЕ, ЗАБОТЛИВЫЕ, ХЛОПОТЛИВЫЕ, ВЕСЕННЯЯ, ЧУЖИЕ, ПУШИСТЫЕ, ЗВОНКАЯ, ПОЛЕВОЙ, ДАЛЬНИЕ, КРАСИВОЕ, ДЛИННОНОГИЙ, ВОДОПЛАВАЮЩИЕ.

 

  1. Развитие фонематической стороны речи.

Пн. Игра «Отгадай на чем играю»

Оборудование: музыкальные инструменты

Ход игры: взрослый предлагает детям вспомнить как звучат музыкальные инструменты, затем за ширмой звучит один из них, а дети отгадывают инструмент. (чем больше инструментов, тем лучше)

Вт. Игра «Тихо - громко!»

Оборудование: музыкальные инструменты.

Ход игры: Воспитатель  играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети топают. Услышав тихое звучание, хлопают.  В этой игре можно  выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

Ср. Игра «В мире звуков»

Ход игры: взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду, затем на улице. Опросить каждого ребенка. что он слышал.

Чт. Игра «Дятел», «Прохлопай, как я»

Оборудование: музыкальный инструмент

Ход игры: воспитатель отстукивает ритмы на музыкальном инструменте, каждый  ребенок по очереди отхлопывает: /- /, / -//, //- //, ///-//.(загадывать можно любой ритм). Игра проводится 3 раза с усложнением.

Пт. Игра «Какой звук первый?»

Ход игры: взрослый называет слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук.

Нос, дом, аист, слон, замок, луна.

  1. Лексико-грамматические игры и упражнения.

Пн.  Продолжи предложение

Зимой мы не увидим журавля,.. Осенью улетают в жаркие края стаи журавлей,..(а так же кукушку, лебедя, скворца, соловья, трясогузку, утку)

Вт.  Чьи крылья?

Журавлиные – у журавля

Лебединый - ...

Соловьиные - ...

Утиные - ...

       

Ср.  Подскажи словечко

Закурлыкали вдали, улетая...(журавли)

Чт. Что лишнее и почему?

Аист, крыло, журавль, стриж

Скворец, скворечник, грач, дрозд.

       

Пт. «Определи лишнее и объясни почему?»

СОРОКА, ВОРОНА, СИНИЦА, ЛАСТОЧКА

(ЛАСТОЧКА – ПЕРЕЛЁТНАЯ ПТИЦА, ОСТАЛЬНЫЕ ЗИМУЮЩИЕ)

УК, БАБОЧКА, ПТЕНЕЦ, КОМАР

(ПТЕНЕЦ – ПТИЦА, ОСТАЛЬНЫЕ НАСЕКОМЫЕ)

  1. Связная речь

Пн. Составить описательный рассказ про журавля и трясогузку (по картинке). Составить предложение по сюжетной картинке «Белая трясогузка»

Вт. Составить описательный рассказ про кукушку и соловья (по картинке). Составить предложение по сюжетной картинке «Кукушка»

Ср.  Составить описательный рассказ про лебедя и утку (по картинке).Познакомит с потешками и скороговорками:

-Где ты лебедь побывала?        У лебедя и лебёдушки

- Я на юг зимой летала.        Белее белого пёрышки.

- Хорошо ли там зимой?

- Да, но хочется домой.

            ***

- Приходи к нам,  уточка.        У курицы – цыплята.

-Только на минуточку.        У утицы – утята.

-А зачем тебе спешить?

 -Малых деток накормить.

 Чт. Чтение, ответы на вопросы. Улетают журавли (И. Соколов –Микитов)

Пт. Пересказ пройденного рассказа.

Вопрос на засыпку.

Чего больше  - крыльев или птиц?

Чего больше – крыльев или ног у птицы?

  1. Моторика.

Гуси

Гуси-гуси, га-га-га (пальцы рук щепоткой то раскрываем, то опять вместе)

 Есть хотите, да-да-да (пальцы щепоткой киваем вниз)

 Хлеба с маслом, нет-нет-нет (пальцы щепоткой, киваем в стороны)

 А чего вам? Нам конфет (раскрываем пальчики ладошками вверх)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме - "Профессии на транспорте"

Представлены рекомендации воспитателям  для закрепления речевых навыков у детей по лексической теме "Профессии на транспорте"....

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме "Дикие животные". Материал по логопедии (старшая группа)

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме "Дикие животные". Материал по логопедии (старшая группа)...