Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме "Профессии смелых Людей"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Светлана Евгеньевна Козлова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности

 по теме «Простое волшебство»

(с детьми старшей логопедической группы) Выполнила: С. Е. Козлова

учитель – логопед МБДОУ ЦРР «Детского сада «Голубок» г. Сорск

Цель: Создать условия для расширения знаний детей о профессиях людей, работающих и выступающих в цирке.

Задачи:

Коррекционно –образовательные:

- обобщать и систематизировать знания детей по лексической теме «Цирк»;

-   продолжать учить образовывать существительные, обозначающие название профессий;

- закреплять навыки образования женского рода имен существительных от существительных мужского рода;

- продолжить формировать навыки словообразования и словоизменения.

- обучать умению связного высказывания с сохранением смысловых звеньев.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать умение координировать речь и движения;

- закрепить в сознании детей понятие о иллюзионистах и фокусниках;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимику, голос.

- развивать речевое дыхание;

- совершенствовать фонематический слух

- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, воображение, память, мышление, эмоциональную отзывчивость.

Коррекционно-воспитательная:

- продолжать воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

- воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:

- магнитофон с записями музыки «Весёлый цирк», шума моря, музыки дудочки, артикуляционной гимнастики см. конспект занятия, таинственной музыки для фокусов;

- костюм фокусницы (цилиндр – внутри 3 ряда скрытые перекрытиями из чёрного картона: 1-платки связанные между собой, 2 перчатки – котятки для пальчиковой гимнастики; 3- змейка мягкая игрушка с высунутым языком, плащ, перчатки, волшебная палочка);

- цветовые иллюминации шар, гирлянда беспроводная (для имитации дудочки, говорящая рыбка (на батарейках) –шум моря, исполнение пожеланий, кружка с имитацией воды, которая не выливается из неё; кружка светящаяся, когда в неё наливают воду, мягкая игрушка змейка с высунутым язычком;

-столик накрытый черной тканью;

- «говорящая» электронная рыбка;

- цветные рыбки из фетра – красная, 2 синих и зелёная;

- платочки 8-9 штук -30 на 30см разного цвета и 1 побольше 60 на 60см.;

- мыльные пузыри на каждого ребёнка;

- сундук.

Предварительная работа: беседа с детьми о профессиях людей, выступающих в цирке; рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением артистов цирка; чтение пословиц и поговорок о цирковых артистах; рисование…; Д/И……; разучивание…; складывание разрезных картинок; речевые игры – «Наоборот», «Он, она, они, оно», «Лишнее слово», «Подскажи словечко», «Много – один др.; подбор родственных слов к разным словам.

Интеграция образовательных областей:

- познание - обогащение знаний детей об артистах цирка;

- здоровьесбережение - (координация движений со словом, пальчиковые

  гимнастики; массажи лица, мимических мышц, психологические мини - паузы);

- коррекция (развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, правильного

  дыхания, мимических мышц);

      - социализация (побуждать детей осмысливать и характеризовать поступки,

        сопоставлять со своими поступками; способствовать развитию эмоциональной

        сферы ребёнка; учить приходить другу на помощь, учить, не смеяться над

        неправильными ответами других);

- коммуникация (речевая активность; вступление в диалог со взрослым и другими

  детьми; внимательно слушать собеседника, отвечать друг за друга, не перебивать

  товарищей);

- чтение художественной литературы –проговаривание чистоговорок.

Деятельность учителя – логопеда:

В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОМЕНТАХ

1.Проводить упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2.Предложить тему беседы.

3.Ставить перед детьми цели для проигрывания игровых заданий.

4.Задавать проблемные вопросы.

В РЕШЕНИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

1.Формулироватьзадания.

2.Задавать серию проблемных вопросов для поиска ответов путем совместных действий, предоставляя помощь.

3. Нацеливает детей на желание отвечать, рассуждать.

В РЕФЛЕКСИИ

1.Подводить к завершению работы.

2. Предлагать радоваться хорошими результатами.

3. Содействовать самоанализу и оценке детской деятельности.

4. Предлагать экспериментальную деятельность (как домашнее задание).

Деятельность детей:

В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОМЕНТАХ

1.Выполнять упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2.Принимать предложение педагога.

3.Решать проблемные вопросы.

В РЕШЕНИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

1.Рассуждать, сопоставлять, находить правильное решение (как правильно отвечать).

2.Высказывать предположения.

3.Выбирать правильный ответ.

4. Находить пути решения методом проб и ошибок.

5. Помогать друг другу.

В РЕФЛЕКСИИ

1.Получат удовольствие от совместной деятельности.

Виды деятельности, использованные в проекте по данной теме:

  • Упражнения не расслабление
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковые игры
  • Координация слова с движением
  • Речевые игры и упражнения
  • Упражнения на развитие дыхания
  • Задания на развитие фонематических процессов
  • Развитие связной речи
  • Развитие грамматических навыков

Структурные элементы

                           Деятельность

Учителя-логопеда

Детей

Организационный момент

1.Проводит упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2.Предлагает поговорить о фокусах.

3. Ставит перед детьми цели в проигрывании игровых заданий.

4. Задает проблемные вопросы.

1.Выполняют упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2.Принимают предложение педагога.

3. То же

          4.Решают проблемные вопросы.

Решение поставленных задач

1.Формулирует задания.

2.Задает серию проблемных вопросов для поиска ответов путем совместных действий, предоставляя помощь.

3. Нацеливает детей желание отвечать, рассуждать, доказывать

1.Рассуждают, сопоставляют, находят правильное решение (как правильно отвечать).

2. Высказывают предположения.

3. Выбирают правильный ответ.

4. Находят пути решения методом проб и ошибок.

5. Помогают друг другу.

Рефлексия

1.Подводит к завершению работы.

2. Предлагает порадоваться хорошими результатами.

3. Содействует самоанализу и оценке детской деятельности.

4. Предлагает окунуться в творческий процесс.

1.Получают удовольствие от совместной деятельности.

           2. Самостоятельный творческий процесс

Этап образовательной деятельности (организация рабочего пространства

Деятельность

 учителя - логопеда

Деятельность

детей

Коррекционная

деятельность

Психолого–педагогические условия (условия социальной ситуации развития)

Подключить эллюминацию и музыку на вход фокусника

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Музыкальное оформление и освещение.

1. Загадка

2. Вопрос - ответ

1.Учитель – логопед входит в группу в обличии иллюзиониста (фокусника):

-Здравствуйте ребята, здравствуйте коллеги –

Я всех людей вмиг удивлю, могу кролика из цилиндра я достать, могу и шпаги я глотать.

Как вы думаете, где я работаю?

А кем я работаю?

1.Встречают, приветствуют.

 

2.Выбирают правильные ответы – фокусник, иллюзионист.

3. Отвечают

.

1.Смысловые цепочки (вопрос – ответ).

2.Зависимость значения слова от контекста.

3.Существительных ед. ч.

Условия для:

-  создания положительного эмоционального настроя;

- развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам;

- доступности и понимания предоставляемой информации и предложенного материала;

- для преемственности речевых и игровых заданий

Основная часть:

Вопрос – ответ

Речевая игра «Он – она»

1.Подтверждает правильность ответа: «Правильно – фокусник.

2. «Но, я же женщина, значит, я как меня правильно назвать?»

3. «Фокусник, фокусница – от какого слова образовались эти слова?»

1.Подбирают правильные ответы – а) фокусница; б) фокус

1.Согласование существительных женского и мужского рода.

2. Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Условия для:

- корректирования и предупреждения речевых нарушений

Ритмический рисунок – хлопки в ладоши.

1.«А я не просто к вам пришла, я фокусы вам принесла».

2.«Представьте, что Вы сегодня зрители в цирке, присаживайтесь на свои места».

3. «А зрители в цирке не просто смотрят и веселятся. Но и дарят работникам цирка, что?

4. Предлагает ритмический рисунок.

1.Рассажваются на стульчики.

2.Осмыслевают предложенное.

3. Отвечают – аплодисменты.

4. Воспроизводят ритмический рисунок

1.Коммуникативных навыков.

Условия для:

-развития воображения;

-для соблюдения правил поведения

Включить музыку на фокус

1.Фокус:

шапка – цилиндр

внутри, которой 3-4 скрытых дна

(перекладываем картоном)

Дыхательная гимнастика педагог (на каждый фокус предлагает детям делать глубокий вдох через нос и медленно выдыхать его через «Трубочку», помогая колдавать)

1. «А теперь смотрите, да ничего не пропустите».

2.Показывает цилиндр, делая быстрые движения из стороны в сторону - внутри, он «пустой».

2.Проговаривает слоговые сочетания (заклинания), просит детей запомнить, а затем повторить:

- Пла-пла-пла (кистями рук делает круговые движения);

3. Достаёт из кармана 1большой платок и медленно его спускает в цилиндр, проговаривая:

- Тки-тки-тки – (потирает резко ладонями друг о друга)

- Вот они платки.

3. С помощью хитрости вынимает из цилиндра много маленьких платочков связанных между собой в узелки.

1. Рассматривают приходят к выводу, что цилиндр пустой.

2. Наблюдают.

3. Выражают свои эмоции.

4. Проговаривают слоговые сочетания быстро, при этом сохраняя чистоту звуков и не крича, а лишь с усилением силы голоса.

1. Связность высказываний

2. Продолжить формировать быстроту восприятия и освоения сложных звукосочетаний.

3. Развивать:

- слуховое внимания,

 - сосредоточенности;

- фонематический слух.

Условия для:

- проявления речевой активности;

- вызывания интереса в происходящих событиях;

- взаимодействия детей друг с другом;

- обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов

Речевые игры: 1. «Один и много» (Что? Чего?)

2. «Посчитай платочки»

1.Задаёт вопрос –«Был один, что…?»

«А стало много чего…?»

2. Посчитайте платочки: «Один платок……»

2.Выбирают правильные ответы – фокусник, иллюзионист.

3. Отвечают

1.Существительные ед. числа и мн. числа.

2. Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Условия для:

- поиска правильных ответов

Включить музыку для дудочки, подключить гирлянду на дудочке, запись артикуляционной гимнастики

1. Фокус: со змеёй.

(у фокусника

(логопеда) в руках дудочка на которой она играет, от дудочки по занавешенный чёрной тканью стол направленна невидимая леска, за которую вытягивается игрушечная змея с высунутым языком)

2. Звучит музыка для фокусов.  

3. Артикуляционная гимнастика «Цирк»

(запись)

(змея как появилась по музыку, так и исчезает…)

1Дальше буду колдовать попрошу вас помогать.

2.С помощью хитрости из-под ткани на столе

извлекает змею с высунутым языком.

3.Предлагает обратить внимание на её язычок: «Не случайно змея высунула свой язычок, она предлагает нам с ним поиграть».

4. Показывает правильную артикуляцию каждого упражнения.

5.Цирк по улице идет,

Все стоят, разинув рот!

Цирковое представленье

Нам поднимет настроенье!

Мишка ходит по канату!

Он получит мед в награду.

На качели куры сели,

Вверх под купол полетели:

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Две Мартышки-акробатки

Ловко скачут на лошадке

8.Убирает змейку так же под музыку.

1.Удивляются.

2. Отхлопывают ритм вслед за логопедом

3. Принимают предложение…

4. Работают язычком, повторяя за учителем-логопедом

-  округляют губы, изображают

наивысшую степень удивления.

- длительно удерживают губы

растянутыми в улыбке

- облизывают верхнюю губу широким кончиком языка

-ритмично опускают и поднимают кончик языка

- цокают языком

1.Укрепление мышц артикуляционного аппарата.

2. Развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе

3. Развитие умения воспринимать и воспроизводить различные ритмические структуры.

Условия для:

-правильности выполнения упражнений;

-  стимулирование

данной деятельности;

-поощрение успехов правильно выполняемых действий;

- воспроизведения ритмического рисунка

Музыка на фокус, запись Пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика:

(перчатки, оформленные в виде котяток)

1. «В цилиндр снова загляну и помочь вас вновь я попрошу…».

2. Проговаривает слоговые сочетания (заклинания), просит детей запомнить, а затем повторить:

Чатки-чатки-чатки (каждый пальчик обоих рук - поочерёдно встречается с большим) (педагог сама в это время одевает незаметно в цилиндре перчатки)– вот они перчатки – А перчатки не простые, на них котята озорные,

На вас они глядят,

С пальчиками поиграть хотят…»

2. Показывает пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре!

В нашем цирке кошки жили

С мячиком они дружили

На арену выходили

Кошки с мячиком играли,

Затем спинки выгибали

И друг друга обнимали

Аплодисментов они ждали

1.Наблюдают за деятельностью

фокусницы

- скользящие удары ладонями друг о друга

- поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую

- соединяют пальцы рук и делают вращательные движения

- трут ладошки друг о дружку скользящими движениями

-пальчики ладонями к себе и зажимают несколько раз в кулачки

-параллельные пальцы рук, перекрещивают поочерёдно

-хлопают в ладошки

1.Тренировка мелкой моторики рук.

2.Становление речевых навыков.

3.Развитие:

- внимания;

- воображения;

- фонематического восприятия слуха

- ритма

Условия для:

- создание необходимого эмоционального настроя;

-  стимулирование

данной деятельности;

-поощрение успехов правильно выполняемых действий

Закрепление пройденного материала

Игра «Посчитай слога и назови первый звук в слове…»

(считать слога разными способами – хлопками, о подбородок…, шагами и др.) – 2-3 слова дрессировщик, жонглёр, клоун…)

1.Предлагает:  «Давайте, ребята, вспомним, какие ещё профессии есть в цирке кроме фокусников» - посчитать слога в словах, обозначающих профессии, связанные с цирком;

- произнести первый звук произнесённого слова, а затем последний (… с какого звука начинается слово и каким звуком заканчивается слово…). Молодцы!

1.Вспомонают слова….

2.Считают слоги, отвечают и объясняют, как посчитали слоги в слове.

3.Называют первый звук и последний звук слова.

1.Закрепить умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове.

2.Уточнить знания о способах деления слов на слоги.

3.Развиваить:

- слуховое внимание:

- фонематический слух:

- умение определять место звука в слове.

Условия для:

- развития мышления, памяти, речи;

- развития коммуникативных навыков

Фокус с загадочной кружкой с имитацией воды, которая не выливается из неё.)

1.Проговаривает слоговые сочетания (заклинания), просит детей запомнить: Лью-лью-лью (выкидывание обоих рук вперёд с широко расставленными пальцами).

3. Просит детей повторить.

4. Говорит: «Сейчас, я здесь всех оболью»

5.Берёт 1 кружку и «обливает»

6. «С вами я просто пошутила, но не в этом моя сила…».

1. Проговаривают слоговые сочетания быстро, при этом сохраняя чистоту звуков и не крича, а лишь с усилением силы голоса.

2.Повторяют движения руками.

1. Продолжить формировать быстроту восприятия и освоения сложных звукосочетаний.

2. Развивать:

- слуховое внимания,

 - сосредоточенность;

- фонематический слух.

Условия для:

- развлечения;

- внимания;

- получения положительных результатов при проговаривании скороговорок

Музыка на фокус, музыка льющейся воды, светящаяся кружка, шум моря.

Фокус «Волшебная кружка»

Ребята, а вам, бы хотелось самим стать настоящими фокусниками?

Тогда … неси графин с водой … неси кружку, которая стоит возле графина, а все остальные становитесь в круг…

3.Предлагает

одному из детей налить в кружку воды, а все остальным снова заклинания

повторять слова:

«Носиком вдыхаем, язык к верхним зубкам чашкой поднимаем»:

Тихо- дра-дра-дра

Ещё тише – дро-дро-дро

Совсем тихо - дры-дры-дры

Просит того… у кого кувшин с водой, налить немного воды в кружку

Остальные… -Шёпотом: дру-дру-дру

- «Кружка начинает светиться друзья»

4. «Продолжаю колдовать – буду дальше удивлять…».

1.Высказывают своё мнение.

2.Слушают.

3. Закрывают глаза и загадывают желание.

4. Выполняют задание.

-указательными пальцами обоих рук гладят крылья носа

- тыльной стороной ладоней обоих рук гладим попеременно подбородок от левого уха к правому и наоборот

- круговыми движениями ладоней гладят себя по щёчкам

- берутся все за руки и

крепко сжимают друг другу ладошки

1.Внимание.

2.Воображение

3. Самомассаж

4. Проговаривание чистоговорок.

5. Автоматизация звука «Р» - в слогах со стечением согласных.

6. Тоже см. выше

Тоже см. выше

Знакомство с новым.

Звуковой анализ слова – маг (цветные рыбки)

(мольберта оборудованный материалом для звукового анализа)

Вопрос – ответ

Фокус «Разноцветные рыбки»

1. Берёт светящуюся кружку и колдует над цилиндром: «Эту кружку я возьму в свой цилиндр из неё воды немного я налью… (а там рыбки разных цветов) ….

2.Обращает внимание детей, на то, что все рыбки разного цвета.

3. Уточняет каких цветов рыбки.

4.Спрашивает: «Каким цветом, какие звуки согласные звуки (мягкие, твёрдые, гласные) обозначаются?»

1.Проговаривает слово - маг по одному звуку и просит детей ответить, какое слово они услышали.

3.Спрашивает: «Сколько звуков в этом слове и почему они так думают»»

4. Предлагает напечатать слово – маг с помощью цветных рыбок.

5. Предлагает:

- определить порядок слогов и звуков в слове;

- выделить отдельные звуки по месту их нахождения в слове;

- выделить основные качественные характеристики звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»)

1.Слушают.

2.Оюращают внимание на разноцветных рыбок.

3. Называют цвета рыбок…

4.Отвечают (звуки).

1.Выполняют задания.

1.  Развивать:

- фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза звукового состава слова;

- умение составлять звуковую схему слова.

Условия для:

- постепенного перехода от более простых заданий к более сложным;

- овладения навыков фонетического анализа

Заключительная часть….

1.Говорит: «Вот и вы стали маленькими волшебниками, ведь из простых рыбок вы составили слово.

Но наше волшебство на этом не заканчивается:

1.Слушают.

1. Развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Условия для:

- желания радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.

Музыка на прощание с клоуном «Цирк», подарить мыльные пузыри

Фокус «Говорящая рыбка»

1.«Ребята, а умения есть самая настоящая волшебная рыбка, которая умеет исполнять желания» - только вы мне помогайте: носами дружно вы вдыхайте, язычок к нёбу чашкой поднимайте, снова слоги повторяйте…» -

Дры-дры-дры – говори-ка рыбка ты….

2.Рыбка начинает «говорить» -

«Приветик, все, когда ни будь мечтали о волшебной рыбке, а ты теперь её счастливый обладатель, так и быть, я выполню несколько твоих

желаний…»

3. «Ребята, скорей закрывайте глаза и загадывайте желание»

4.  «Ребята все ваши желания рыбка конечно исполни, а вот одно уже исполнила» – дарит детям мыльные пузыри.

Тоже см. выше

Тоже см. выше

Тоже см. выше

Итог:

1.Прощается:

- «Ваши желания ребята обязательно исполнятся»

- «Мои фокусы на сегодня для вас закончились. Надеюсь они вам понравились»

- «Спасибо вам за внимание и гостеприимство».

2. Уходит… .

1.Прощаются с фокусницей.

2.Пускают мыльные пузыри.

1. Развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Условия для:

- желания радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.

Желаю удачи!!!



Предварительный просмотр:

   Недельное планирование учителя-логопеда по лексической теме «Профессии смелых людей» - (для подг. группы)

1. Расширить представление детей о многообразии профессий: пожарного, врача, полицейского, военного, о том, что их деятельность напрямую связана с ежедневным риском.

2. Формировать представление о профессиональном труде взрослых.

3. Воспитывать уважение к людям данных профессий, ответственность, желание прийти на помощь людям.

Коррекционно-образовательные задачи: расширять словарь по теме,

Коррекционно-развивающие цели: развитие диалогической речи, речевого слуха, артикуляционной и мелкой моторики, координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умение работать в коллективе.

Игры и упражнения со звуками и буквами «К» - «Кь»

Понедельник:

Стихотворение (для запоминания):

У машины - красный цвет,

Есть сирена, яркий свет.

Наготове в ней всегда;

Шланги, лестница, вода!

 

Если где-то есть пожар,

И огня опасен жар -

Ей дорогу уступают!

Это правило все знают.

 

Героический расчёт

Службу трудную несёт!

Телефон их "01"

Знает каждый гражданин.

Догадались, ребята, о ком говориться в стихотворении?

(О пожарных)

Правильно ребята.

Чаще всего пожар случается из-за невнимательности людей, из-за не осторожного обращения с огнём. Причиной лесного пожара может быть плохо затушенный костёр, брошенная горящая сигарета, молния во время грозы и даже осколок стекла.

А вы знаете, что работа пожарных очень сложная и опасна?

Значит пожарные это какие люди? (… смелые и т.п.)

Какие ещё профессии сильных и смелых людей вы можете назвать? (…врача, полицейского, военного, спасателя…)

Дыхание: «Стрельба» - и.п.: о.с. 1 — имитировать стрельбу из пистолета (вдох); 2 — на выдохе произносить: «К-г-к-г!». Повторить 3 - 4 раза.

Мимические упражнения: выразить эмоциональное состояние (настроение): солдаты выиграли бой.

Артикуляционная гимнастика:

«Стрельба» - четко произносить чередование звуков [к], [г];

«Гудит пароход» - рот открыт, губы в улыбке, кончик языка опустить вниз, длительно произносит звук [ы];

«Танк» - многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне с произнесением звука [д]: д-д-д…

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы» - движения пальцами по тексту:

— Для того чтобы метко стрелять из, автоматов и пулеметов, нужны крепкие пальчики, давайте их потренируем.

Пальцы наши все бойцы,

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых,

И солдат в боях бывалых,

Два – гвардейца – храбреца.

Два – сметливых молодца,

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных.

Два – мизинца-коротышки.

Очень славные мальчишки.

1, 2, 3, 4, 5. 6, 7. 8. 9, 10

Встали пальцы дружно в ряд –

Десять крепких солдат.

Слоговая структура слова: (скороговорка):

Должен каждый офицер
Говорить отлично «
Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.          (проговаривают 3 раза убыстряя темп.)

Фонематическое восприятие: учитель-логопед предлагает детям вспомнить и произнести команды в которых есть звук «Р»?

Дети. «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!»

Координация слова с движением «Дозор» - координировать речь с движением, развивать творческое воображение.

Свой ремень мне подарил старший брат.

Целый день я мастерил автомат.

А потом – надел пилотку,

Изменил слегка походку:

- Левой! Левой! – через двор.

У берёзы встал в дозор

Вечер.

Звёзды.

Тишина.

За спиною вся страна.

- сводят и разводят кулаки перед грудью

- ритмично ударяют кулаки друг о друга

- надевают пилотку

- ставят руки на пояс

- маршируют на месте, ритмично двигая руками

- останавливаются, «держат автомат» двумя руками справа

- делают поворот головы вправо

- влево

- смотрят вперёд

- прикладывают правую руку к виску – «отдают честь»

Речевая игра «Отгадай загадку» - развивать творческое воображение, мышление, сообразительность:

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает.     (врач)

Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником –

Станешь …

                           (пограничником)

После взрыва, наводненья,

Бури и землетрясенья,

Если откололась льдина

Или с гор сошла лавина,

Если рухнул где-то дом,

Мы кого зовем?            (спасателя)

Кто на пожары приезжает. Огонь залив, людей спасает? (пожарный)

Самолёт парит, как птица,

Там – воздушная граница.

На посту и днём, и ночью

Наш солдат – военный…

                                 (лётчик)

Зонтик я – весь белый-белый,

Я большой и очень смелый.

Я по воздуху летаю,

С облаков людей спускаю 

                                (парашют)

За порядком кто следит, и Хулиганить не велит?

                                   (полицейский)

Закрепление звука и буквы с предыдущей недели.

Вторник:

Дыхание: «Солдаты» - и.п.: ноги на ширине плеч, руки на диафрагме. 1 —вдох; 2 — на выдохе произносить протяжно: «Ур-а-а!». Повторить 3 - 4 раза

Артикуляционная гимнастика: см. понедельник

Пальчиковая гимнастика: см. понедельник

Фонематическое восприятие: «Послушай и запомни»

Лётчик, моряк, танкист, радист, пограничник, а затем опр6делить какое слово самое длинное.

Координация слова с движением: см. понедельник

Речевая игра «Подбери действия» (не менее трех действий):

- Милиционер (что делает?) — … -  Пожарный — …  летчик — … милиционер — …  врач —…пожарный — …

Закрепление звука и буквы с предыдущей недели.

Среда:

Дыхание: «Салют» - и.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох; 2 —  произносить на длительном выдохе: «Салю-у-у-у-т». Повторить 3 - 4 раза.

Артикуляционная гимнастика:

За забором гарнизон

Там солдаты служат

Далеко их отчий дом

---

Но грустить не нужно

На посту стоит солдат

На лице улыбка

В день рожденья получил

Часикис открыткой

---

Был до службы маляром

Рабочею лошадкой

Ходил с друзьями на футбол

Стихи писал украдкой

---

Когда гитары брал аккорд

То встряхивал кудрями

«сейчас расчёска не нужна»-

Смеясь, писал он маме.

---

Мы чистим зубы по утрам,

Стих на посту слагаем.

Безусый озорной солдат.

Он родину прославит.

Пальчиковая гимнастика: «Капитан» 

Это – Мишка – капитан.           

Обошел он много стран.            

Обошел он много стран.

Обошел их не пешком

                                                                   

На кораблике с флажком.

- сжимают и разжимают пальцы

- потирают ладони друг о друга

- поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук

Фонематическое восприятие: «Какой первый звук в словах» -

армия, лётчик, танкист, парашют, граната, враг, воздух, оружие, артиллерист, огонь и т.п.

Координация слова с движением: «Четыре роты» -

С песней шли четыре роты

Замечательной пехоты,

Бодрым шагом шли и шли

И растаяли в дали.

Долго я шагал за ними,

Делал я шаги большими,

Но отстал и не догнал,

Потому что я устал.

- шагают на месте

- поочередно сгибают руки к плечам

- шагают на месте

- провожают взглядом, рука возле лба

- идут по кругу маленькими шагами

- идут по кругу, делая большие шаги

- останавливаются

- вытирают пот со лба

Речевая игра: «Посчитай» - один врач, два врача, три врача, четыре врача, пять врачей… до 10 (тоже со словами полицейский, пожарный, лётчик, спасатель)

Четверг:

Дыхание: «Ружье стреляет» - и.п.: о.с.. 1 — имитировать стрельбу из ружья (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Пиф-паф! Пиф-паф!». Повторить 3 - 4 раза.

Артикуляционная гимнастика: см. среда

Пальчиковая гимнастика: см. среда

Фонематическое восприятие:

Ат- ат - ат- любим мы смотреть парад -дети хлопают в ладоши,

Аты – аты - аты – дружно шагают солдаты - хлопают ладонями по коленям,

Еть – еть – еть – любим мы на них смотреть - ритмично приставляют к глазам то одну ладонь, то другую,

Ать – ать - ать – мы тоже так хотим шагать - дети маршируют.

Координация слова с движением: см. среда

Речевая игра «Назови профессию» (образование существительных…) – Кто ставит уколы? (врач), Кто тушит пожар? (пожарный) Кто ловит преступников? (полицейский) Кто помогает людям выбраться из опасной ситуации? Кто лечит людей? (врач)

Пятница:

Дыхание: «Пулемет» - и.п.: лежа на полу. 1 — имитировать стрельбу из пулемета (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Д-д-д-д-д-д!». Повторить 3 - 4 раза

Артикуляционная гимнастика: см. понедельник

Пальчиковая гимнастика: см. среда

Фонематическое восприятие: на выбор см. недельное планирование

Связная речь:

Рассказ учителя-логопеда по серии сюжетных картин об отважном солдате.
— Однажды солдат сидел на лавочке и читал книгу. Вдруг на берегу реки он увидел девочку, которая кормила уток. Неожиданно девочка наклонилась и упала в воду. Солдат увидел это, подбежал и спас девочку. Солдат-настоящий герой!
Беседа по рассказу.
— Кто сидел на лавочке? 
— Что он делал?
— Кого увидел солдат на берегу реки?
— Что делала девочка? 
— Что произошло с девочкой?
— Как поступил солдат?
— Что ты можешь сказать об этом солдате?
— Как бы ты поступил на его месте?
Самостоятельное рассказывание детей текста по картинкам.

Закрепление звука и буквы с занятия по обучению грамоте (четверг)



Предварительный просмотр:

Лексическая тема       «Профессии смелых людей» - (для подг. группы)

1. Расширить представление детей о многообразии профессий: пожарного, врача, полицейского, военного, о том, что их деятельность напрямую связана с ежедневным риском.

2. Формировать представление о профессиональном труде взрослых.

3. Воспитывать уважение к людям данных профессий, ответственность, желание прийти на помощь людям

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ НЯТИМИНУТКИ:

  1. Игровое упражнение «Четвёртый лишний».

Воспитатель: - Я буду называть инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один из этих инструментов к этой профессии не относится. Назовите это слово.

Кому нужны эти инструменты?

Пожарная машина, вода, каска, шприц (пожарный)

Пила, таблетки, градусник, шприц.   (врач)

Дубинка, пистолет, краски, наручники (полицейский)

Аптечка, верёвка, сувенир, лестница.

- Определите на слух самое короткое слово?

- Как вы определили? Посчитали количество слогов в каждом слове.

  1. Игровое упражнение «Исправь ошибку!» -  воспитатель просит детей послушать предложения и исправить ошибку:

Спасатель лечит, а врач выносит человека из обрушившегося дома..

Лётчик ездит, а водитель летает.

Полицейский заливает, а пожарный ловит.

Звуки «К» - «Кь» -игры и упражнения.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы» - движения пальцами по тексту:

— Для того чтобы метко стрелять из, автоматов и пулеметов, нужны крепкие пальчики, давайте их потренируем.

Пальцы наши все бойцы,

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых,

И солдат в боях бывалых,

Два – гвардейца – храбреца.

Два – сметливых молодца,

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных.

Два – мизинца-коротышки.

Очень славные мальчишки.

1, 2, 3, 4, 5. 6, 7. 8. 9, 10

Встали пальцы дружно в ряд –

Десять крепких солдат.

Слоговая структура слова: (скороговорка):

Должен каждый офицер
Говорить отлично «
Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.          (проговаривают 3 раза убыстряя темп.)

Координация слова с движением «Дозор» - координировать речь с движением, развивать творческое воображение.

Свой ремень мне подарил старший брат.

Целый день я мастерил автомат.

А потом – надел пилотку,

Изменил слегка походку:

- Левой! Левой! – через двор.

У берёзы встал в дозор

Вечер.

Звёзды.

Тишина.

За спиною вся страна.

- сводят и разводят кулаки перед грудью

- ритмично ударяют кулаки друг о друга

- надевают пилотку

- ставят руки на пояс

- маршируют на месте, ритмично двигая руками

- останавливаются, «держат автомат» двумя руками справа

- делают поворот головы вправо

- влево

- смотрят вперёд

- прикладывают правую руку к виску – «отдают честь»

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ:

Речевая игра «Закончи предложение» (употребление винительного падежа имени существительного) - Врач лечит (кого?) ... . Пожарный тушит что? ... . Спасатели спасают кого? ... . Полицейские ловят кого? … . Лётчик заводит что? … .

Речевая игра «Что кому нужно для работы? И Зачем?» - пожарному…, врачу…, полицейскому…, спасателю… .

Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,

Заучивание стихотворений:

                ***

Они придут на помощь к нам,

Когда бушует океан,

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут –

Такой у них опасный труд

Загадывание загадок:

Он в небо синее

Поднимает самолет

И летит за облаками

Над горами и лесами.                (Пилот)

С огнем бороться мы должны —

С водою мы напарники.

С нами будут не страшны

Газы вам угарные.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? — ...                      (Пожарные).

Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?                      (врач)

Заучивание и объяснений смысла пословицы:

Глаза страшатся, а руки делают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по реализации коррекционных задач (на примере лексической темы «Космос»).

Эффективное развитие интегративных качеств детей с ТНР возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работевсех ...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме - "Профессии на транспорте"

Представлены рекомендации воспитателям  для закрепления речевых навыков у детей по лексической теме "Профессии на транспорте"....

Методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного работника."

Предоставляется методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме "Дикие животные". Материал по логопедии (старшая группа)

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме "Дикие животные". Материал по логопедии (старшая группа)...