Составление рассказа с использованием моделей
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Феофанова Татьяна Викторовна

Составление рассказа с использованием моделей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_rasskaza_s_ispolzovaniem_modeley.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

КОНСПЕКТ  

непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

Тема: Составление рассказа с использованием моделей.

Программное содержание:

  • Закрепить и повторить характерные признаки осени.
  • Учить детей составлять полные предложения к схематической картинке; объединять предложения в единый рассказ, опираясь на  модели.
  • Продолжать учить отвечать полными предложениями.
  • Закреплять правильное использование в речи предлогов «под», «на», «в».
  • Развивать умение подбирать определения к существительному.
  • Упражнять в произношении звука «Ш».
  • Воспитывать умение выслушивать сверстников, не перебивать отвечающих.
  • Развивать внимание, логическое мышление, воображение.

Оборудование: модели -  9 схематических картинок, расположенные на листьях «деревьев», карточки с аналогичными моделями (по одной модели на ребёнка), фишки для оценивания рассказов детей.

Ход:

Дети проходят в кабинет к ним обращается логопед: «Ребята, напомните, какое сейчас время года? (ответ детей). Да, верно. Расскажите, какой бывает осень? Осень какая? (дети подбирают прилагательные к слову осень: дождливая, холодная, золотая, яркая, жёлтая и т.д.)

Логопед хвалит детей за верно подобранные слова и читает стихотворение:

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой, -

Как хорош ты, лист цветной!

        А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

        И на деревья пёстрые подул, подул, подул!

Давайте и мы подуем как ветерок дует на листочки. Губки вытягиваем вперёд, язычок за верхние зубки и дуем, слышите, как шумят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш-ш).

        Красный, жёлтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно…

Листьев нет, лишь ветки видно.

Логопед предлагает детям рассказать какие листочки оборвал ветер и поиграть с пальчиками:

        Раз, два, три, четыре, пять

Будем листики считать.

Листья берёзы, листья осины,

Листики тополя, листья рябины.

Листики дуба мы соберём.

Маме осенний букет принесём.

Логопед обращает внимание детей на листочки: «Похоже, что и к нам залетал осенний ветер. Посмотрите, сколько здесь листочков. Давайте мы с ними поиграем. Мы их соберём. Нужно принести листочек и рассказать, с какого он дерева и где вы его нашли.»

Дети выполняют задание.

После выполнения задания логопед хвалит детей: «Молодцы, все листочки собрали. Ой, а листочки то у нас необыкновенные, а с картинками. Что же это за картинки? На что похоже?

Дидактическая игра «На что похоже?»

Логопед: Как много картинок, если рассказывать о них по порядку, то может получиться рассказ. Интересно какой рассказ у нас получиться?

Логопед предлагает детям пройти на стульчики.

Логопед: Начну я рассказывать вот с такой картинки (выставляет первый лист – картинка – знак вопроса) и скажу , что наступила осень.

2 картинка (солнце спрятано за тучей) – Как вы думаете, о чём мы теперь расскажем?

3картинка (капли) – А теперь о чём? Что часто бывает осенью? А какие осенью идут дожди?

4 картинка (линия разделенная ассиметрично) – когда мы видим вот такую картинку, о чём можно рассказать?

5 картинка (дерево) – о чём вам напоминает такая картинка, что происходит с деревьями осенью?

6 картинка (корзина) – как вы думаете, что это за фигурки? На что они похожи? Что вы можете рассказать об овощах и фруктах?

7 картинка (птицы) - о ком будем рассказывать? А какие птицы улетают в тёплые края?

Физминутка.  Логопед предлагает ребятам превратиться в птиц. Мы полетим как гуси и утки вереницей, друг за другом. А теперь как грачи и скворцы  - стайкой.

А теперь как кукушки – поодиночке. Раз, два, раз, два снова все мы  - детвора.

8 картинка: (животное) о ком нам может напомнить вот такая подсказка? Чем занимаются животные осенью?  Как готовится к зиме зайчик? А как готовится к зиме белочка? Как готовится к зиме медведь?

9 картинка (снежинки): о чём напоминает нам вот такая подсказка? В какое время года больше всего снежинок? Как вы думаете скоро ли придёт зима? А всё ли готово к приходу зимы?

О чём получился у нас рассказ? О каком времени года? Как вы думаете, о какой осени мы будем рассказывать: о ранней, золотой или поздней? Как назовём наш рассказ?

Сейчас мы все вместе расскажем о том, как природа готовится к зиме.

Дети берут карточки –подсказки и проговаривают предложения в соответствии со схемой.

А кто сам может рассказать? (1-2 рассказа)

Итог занятия: Что мы сегодня с вами делали? Вам понравилось рассказывать об осени? Вам было трудно или легко? Почему? Какое время года наступит после осени?

Оценивание деятельности детей. Дети получают фишки по результатам рассказывания.

Подготовила учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 7»

                                                                          Новожилова М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательных рассказов с использованием моделей-схем

Составление описательных рассказов с использованием  моделей - схем...

Учебно - методическое пособие "Составление рассказа с использованием мнемосхемы"

Дорогие коллеги! Мы все, работая в дошкольном учреждении, строго придерживаемся принципов при изучении материала: от простого к сложному и принципа сезонности. Тема составления рассказа о каком - то...

«Зимующие птицы».Составление рассказа с использованием ИКТ ( для детей старшего дошкольного возраста с ОНР).

Составление рассказа, опираясь на картины на слайде. Загадки, физкультминутка, игры на внимание. Привитие любви к птицам и воспитание бережного отношения к ним....

Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В данной статье рассказывается о составление рассказов с использованием опорных картинок и схем, о структуре занятия....

Тема: Составление рассказа с использованием моделей.

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности для учителя-логопеда по развитию связной речи в старшей группе с использованием метода моделирования в рамках лексической темы &quo...

Составление описательных рассказов с использованием моделей-схем

Использование современных образовательных технологий: проектная технология (моделирование); здоровьесберегающая технология (логоритмика)Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игро...