Составление описательных рассказов с использованием моделей-схем
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Составление описательных рассказов с использованием моделей - схем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisatelnyi_rasskaz.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление описательных рассказов с использованием моделей-схем (подготовительная группа 6-7 лет)
Использование современных образовательных технологий: проектная технология (моделирование); здоровьесберегающая технология (логоритмика)
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Цели: развивать творческое воображение; совершенствовать умение составлять описательный рассказ о птицах; отбирать содержание, определять последовательность изложения, используя в качестве плана – схемы, подбирать образные слова и выражения; уточнить и закрепить представления детей о птицах, обитающих в разной среде(на земле, в воздухе, на воде) и передвижения(летают, плавают, прыгают, ходят); формировать умение отражать в рассказе простейшие связи: строение клюва и характер пищи, строение лап и способ передвижения, среда обитания и окраска перьев; воспитывать умение рассказывать эмоционально, выразительно.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу о птицах, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; проявлять любознательность, интерес к исследовательской деятельности, может самостоятельно придумать и рассказать рассказ с опорой на модели-схемы.
М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е: предметные картинки с изображением птиц (курица, ворона, воробей, утка, дятел, цапля, чайка, снегирь, голубь); модели для составления описательных рассказов о птицах – карточки с изображением клюва, перьев, лапок, радуги, гнезда, тарелки с ложкой, человека, пустая карточка. Игровой персонаж – Незнайка.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а: наблюдение за птицами в уголке природы и на прогулке; задание для родителей (посетить павильон с птицами в зоопарке); чтение рассказов В. Бианки, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, К. Чуковского о птицах; рассматривание картинок с изображением разных птиц.
С о д е р ж а н и е о р г а н и з о в а н н о й д е я т е л ь н о с т и д е т е й .
Дети стоят возле стола воспитателя. На занятие приходит Незнайка.
Незнайка. Я к вам спешил, чтобы рассказать про птичку. Я увидел её возле детского сада. Она большая. Сидела на дереве. Не кричала. Но что это за птичка я не знаю.
Воспитатель. А вы дети, узнали, что это за птица? Нет? Почему? (плохо рассказал, непонятно).
Незнайка. Научите меня рассказывать про птиц.
Воспитатель. Научим Незнайку.
Пока дети садятся, на доске выставляются картинки с изображением птиц.
Ребята как надо представить птичку, чтобы мы её узнали? Правильно, надо рассказать про неё. А что мы можем рассказать о птице? (большая она или маленькая, какого цвета оперенье, какой клюв, какие лапки). Ещё можно рассказать, как она двигается, как ест, как добывает пищу, какой у неё нрав – весёлая ли, певунья ли? Что бы рассказ получился связным надо рассказывать всё по порядку. Для этого составляем схему из модулей. Каждый из вас будет рассказывать про ту птичку, которая ему нравиться, более знакома. (воспитатель показывает на картинки с изображением птиц). Поэтому какую карточку ставим первую? Правильно, карточку без изображения, потому что каждый из вас назовёт свою птичку (вопитатель или кто нибудь из детей прикрепляет первую карточку на фланелеграф).
О чём ещё нужно рассказать, чтобы Незнайка узнал птицу и не перепутал её с другой? (дети могут предложить разные варианты рассказа, воспитатель обсуждает их совместно с детьми и выбирает лучший). Итак, сначала расскажем какая птичка, какие у неё перья, клюв, лапки. Чтобы не забыть поставим карточки (выставляется модель: «перо», «клюв», «лапки» крепятся к таблице за первой карточкой). А по каким признакам Незнайка узнает птичку? Расскажем, где она живёт? А ещё лучше, чтобы не забыть прикрепим модель домика, (воспитатель прикрепляет карточку с изображением домика).
Незнайка. Не понял, почему птички живут в разных местах. Они же всегда живут на деревьях.
Воспитатель. Ребята разве птицы обитают только на деревьях? Расскажите Незнайке, где можно встретить пернатых?
Правильно, некоторые птицы умеют плавать, у них лапки с перепонками, курица ходит по земле, поэтому лапки у неё сильные, а крылья короткие. Кто расскажет про воробья? У воробья лапки короткие он прыгает и летает, маленький и юркий.
Незнайка. Если они все такие разные значит, и кушают они по-разному?
Воспитатель. конечно птицы кушают разную пищу так как живут в разных местах. От того у них и строение клюва разное. Чтобы не забыть рассказать об этом прикрепим карточку. Как вы думаете, что на ней изображено? (конечно, тарелка). Нам осталось прикрепить последнюю карточку. (показывает последнюю карточку с изображением человека). О чём будем рассказывать в этом случае? Правильно, о том, как человек относится к птице, как помогает ей. И какую пользу птица приносит человеку.
Так путём обсуждения с детьми постепенно составляется модель-схема описательного рассказа о птице. Последовательность рассказа и значение каждой карточки необходимо повторить. Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждый придумывает своё изложение, рассказывает по-своему и старается подбирать образные сравнения.
Воспитатель. Незнайка, ты понял, как надо придумывать рассказ про птичку?
Незнайка. Понял, только забыл с чего начать.
Воспитатель. (показывает на первую карточку). Что обозначает эта карточка? (Аналогично обговариваются варианты рассказов по всем карточка). Незнайка, о какой птичке тебе рассказать?
Незнайка. (указывает на картинку с изображением чайки). Про эту!
Воспитатель даёт рассказ-образец.
Незнайка. Хорошая птица – чайка! Обязательно расскажу про неё своим друзьям. А вот про эту чайку вы можете мне рассказать? (показывает на петуха).
Воспитатель. Разве это чайка? Ребята что это за птица? Кто придумает рассказ про петуха?
Рассказы детей о птицах, представленных на картинках. Каждый ребёнок самостоятельно выбирает птицу, о которой собирается рассказать зайчику. Рассказ оценивает воспитатель от лица Незнайки вместе с детьми. Слушают 3-4 рассказа. Критерии оценки: образные представления, соблюдение последовательности, выразительность речи. Лучшие рассказы записываются в самодельную книжку, иллюстрированную детскими рисунками.
Динамическая пауза между частями занятия по мере утомления детей.
По двору петух гуляет, | Дети ходят по помещению. |
Лапой землю загребает. | Имитируя движения. |
Если зёрнышко найдёт - | Наклоняют головы вниз. |
Сразу он его склюёт. | |
Крыльями замашет, | Поднимают и опускают руки. |
Весело запляшет, | Попеременно поднимают ноги, согнутые в коленях. |
Закричит «Ку-ка-ре-ку!» | Голова приподнята, руки вытянуты назад, кричат «ку-ка-ре-ку», вытянув шею. |
Ах, как вкусно петуху! | Круговые движения живота по часовой стрелке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"
Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема: "Составление описательного рассказа использованием схемы" ...
«Составление описательного рассказа с использованием схемы «Игрушки»
Занятие для детей логопедической и массовых групп старшего возраста....
«Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки».
Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними....
Конспект нод по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе «Ателье мод»
Материал способствует умению правильно составлять описательный рассказ об одежде, опираясь на схему; закреплению названий профессий людей, изготавливающих одежду (модельер, художник по тканям, з...
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМЫ РАССКАЗА.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...
Составление описательных рассказов с использованием моделей-схем
Использование современных образовательных технологий: проектная технология (моделирование); здоровьесберегающая технология (логоритмика)Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игро...