Этап | Задачи |
Этап 1 Узнавание неречевых звуков | - Учить определять наличие/отсутствие звучания (песни stop and go, раскладывать ёмкости с сыпучим материалом и без и т.д.)
- Формировать УДР-условно-двигательную реакцию на звук (есть звук – хлопай, лови рыбку сачком).
- Учить находить источник звука в комнате (игры с дверным звонком, с двумя колокольчиками).
- Учить дифференцировать характер звучания «тихо-громко».
- Учить выполнять действие «быстро-медленно», ориентируясь на звук.
- Учить прислушиваться к бытовым шумам, звукам музыкальных инструментов, звукам окружающего мира, только восприятие звуков.
- Развивать умение различать далёкие по звучанию неречевые шумы и звуки музыкальных инструментов.
- Учить различать близкие по звучанию бытовые шумы, музыкальные игрушки, звуки окружающего мира.
- Учить выполнять действие, ориентируясь на звук (Слышишь погремушку – прыгай, слышишь звонок – хлопай).
- Учить дифференцировать высокие и низкие звучания (на пианино).
- Учить дифференцировать длинные и короткие звучания.
- Учить различать слитные и прерывистые звучания.
- Учить определять количество звучаний:
- Один-много
- Один-два
- Один-два-три
- Учить отбивать ритм согласно ритмическим рядам (1:1, 1:2, 2:1 и т.д.).
- Учить различать музыкальные звучания (марш, колыбельная, плясовая, танцевать по-разному под разную музыку).
- Учить повторять последовательность из 2-3 звучаний на слухо- зрительной основе.
- Учить запоминать и повторять последовательность из 2-3 звучаний на слуховой основе.
|
Этап 2 Различение высоты, силы, тембра голоса | - Учить различать голоса по громкости (определять далеко или близко находится говорящий человек).
- Учить различать речевые звуки по длительности.
- Учить различать высокие, низкие и средние по высоте голоса («Три медведя», «Животные и детёныши»).
- Учить дифференцировать голоса по тембру (тоненький голосок, бас, женские и мужские голоса).
- Учить дифференцировать интонацию говорящего (Кто расстроен? Кто доволен? Кто испугался?).
|
Этап 3 Различение слов, близких по звуковому составу | - Учить определять длину слова, дифференцировать длинные и короткие слова.
- Учить реагировать на определённое слово из ряда непохожих по звучанию слов (слышишь слово, звони).
- Учить дифференциацировать слова с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками (рак – мак, рука – мука); с общим первым звуком и различными конечными звуками (клюв — ключ, ночь — ноль, лев — лес).
- Учить реагировать на определённое слово из ряда похожих (Если услышишь ДОМ, звони. Дом-ком-сом).
- Учить находить ошибки в произношении простых по звуковому составу слов (комок-томок-конок).
- Учить находить ошибки в произношении более сложных по звуковому составу слов.
- Учить находить похожие по звучанию слова.
- Учить подбирать слова – рифмы.
- Учить находить лишнее – непохожее слово из четырёх слов (лак, лак, рак, лак).
- Учить запоминать слова и выкладывать последовательность по памяти (дом-сом-ком).
- Учить подбирать подходящее по смыслу слово из двух слов схожих по звучанию (Мальчик ел кашку, солдат надел каску).
|
Этап 4 Дифференциация слогов | - Учить воспроизводить ряд слогов с изменением ударного слога: ДА-да-да;
- Учить повторять серии слогов с одним согласным и разными гласными: ба-бо-бу.
- Учить повторять серии слогов с общим гласным и разными согласными звуками (начинать с акустически далёких согласных): ка-ма-ва, та-ка-па.
- Учить повторять серии слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов): па-ба, та-да, ка-га-ка.
- Учить повторять серии слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости: па-пя, по-пё, пу-пю.
- Учить повторять слоговые сочетания, содержащие разные согласные и разные гласные: му-на-бо.
- Учить повторять серии слогов с наращиванием стечения согласных звуков: па-тпа, на-пна, ка-фка.
- Учить повторять серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: пта-пто-пту-пты, кта- кто-кту-кты.
- Учить повторять серии слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении: пта-тпа пка-кпа фпа-пфа и т.д.
- Учить реагировать действием на определённый слог (далёкие по звучанию: ка-па-ВА, близкие: фа-Ва-фа).
- Учить находить лишний слог из четырёх (звуки далёкие по звучанию: на-на-па-на).
- Учить находить лишний слог из четырёх (звуки близкие по звучанию: па-ба-па-па).
- Учить определять одинаковые или разные слоги.
|
Этап 5 Дифференциация фонем | - Учить соотносить гласный звук с символом по Т.А. Ткаченко, выделять звук из ряда других.
- Учить узнавать гласный по беззвучной артикуляции.
- Учить выделять гласный из ряда других гласных звуков.
- Дифференцировать гласные: а, и, у, э, о, ы (по Швачкину Н.Х. выделение [а] из ряда других, и-у, э-о, и-о, э-у, наиболее сложные пары: и-э, у-о, и-ы).
- Учить повторять сочетания из 3-5 гласных звуков, находить схему сочетания (по Т.А. Ткаченко).
- Ввести зрительные или жестовые символы согласных звуков.
- Учить выделять согласный звук в потоке других согласных звуков.
- Дифференцировать согласные.
Онтогенетическая последовательность по Н.Х. Швачкину: - сонорные – шумные (м – б, р – д, н – г, j – в и т.д.);
- твердые – мягкие (с тактильной опорой);
- соноры внутри группы (1. Различение между назальными и плавными + jot: м – л, м – р, н – л, л – р, н – j, м – j. 2. Различение назальных: м – н. 3. Различение плавных: л – р);
- шумные внутри группы (различение губных и язычных: б – д, б – г, в – з, ф – х, взрывных и придувных: б – в, д – з, к – х, д – ж; различение переднеязычных и заднеязычных д – г, т
– к, с –х, ш – х); - глухие – звонкие;
- шипящие – свистящие;
- различение плавных и jot (р, л – j).
- *Л.С. Волкова советует дифференцировать звуки по мере постановки, каждый новый поставленный звук дифференцировать со всеми артикуляционно и акустически близкими сначала на слух, а затем в произношении.
|
Этап 6 Развитие навыков звукового анализа и синтеза | - Учить определять количества слогов в слове.
- Учить отхлопывать двухсложные и трёхсложные слова.
- Закреплять умение выделять звук из ряда других звуков.
- Учить определять наличие или отсутствие звука в слоге, слове.
- Познакомить с понятием «гласные звуки», ввести символ гласных – красный круг.
- Учить определять первый ударный гласный звук в слове: утка, осы.
- Учить определять первый гласный звук в безударной позиции: индюк, урожай.
- Учить определять первый и последний гласный в слове: улитка.
- Учить выкладывать схему из двух-трёх гласных звуков (можно использовать символы по Ткаченко): ау, иа.
- Познакомить с понятием «согласные звуки», ввести символ твёрдых согласных звуков – синий круг.
- Учить выделять в слове последний согласный звук (сначала взрывные согласные в сильной позиции «кот»).
- Учить выделять в слове первый согласный звук: торт, ноги.
- Учить проводить звуковой анализ слогов без стечения согласных с твёрдым согласным и гласным: ам, но.
- Учить проводить звуковой анализ слогов со стечением согласных: амп, кно.
- Учить выделять согласный звук в середине слова.
- Учить выделять гласный звук в середине слова.
- Тренировать в определении позиции звука в слове. Начало – середина – конец слова.
- Познакомить с понятиями «твердый», «мягкий» звук, с тактильной опорой, ввести символ мягких согласных – зелёный круг.
- Учить проводить звуковой анализ коротких слов без гласных второго ряда, перечислить звуки, посчитать, обозначить звуки кругами определённого цвета.
- Учить определять ударный гласный в слове.
- Учить выполнять звуковой синтез (собери слово из букв, угадай слово по количеству букв).
- Учить проводить звуковой анализ слов из трёх-шести звуков в следующей последовательности:
- односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.);
- двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
- двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
- односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
- односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
- двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
- двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
- трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).
|