Развитие фонематического слуха
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Как же бывает здорово, например, оказавшись в городском парке или в лесу окунуться в мир разнообразных звуков природы. Мир звуков, которые слышит человек многолик и прекрасен! Что же такое слух и какой бывает слух?
Если ребёнок слышит, как тихо мурлычет кошка, или он отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.
А теперь, представьте, что у ребенка в руках бубен. Если малыш не нарушит ритмического рисунка русской народной песни «Жили у бабуси два веселых гуся», то у него восхитительный музыкальный слух. А вот если дошкольник, в возрасте 5-7 лет без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – со звуком (Ш) в начале слова, а в другую – со звуком (Ж), – у ребенка сформированный фонематический слух.
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Упражнения и игры предлагаются в строгой последовательности и, условно, если мы представим себе лестницу, по которой мы поднимаемся вверх, подразделяются на шесть «ступенек»:
1. Узнавание неречевых звуков;
2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3. Различение слов, близких по звуковому составу;
4. Различение слогов;
5. Различение звуков;
6. Анализ звукового состава слова
1-я ступень - узнавание неречевых звуков
Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.
1. Предложите малышу послушать звуки за окном: Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?
2. Используйте следующие игры:
Игра «Дождик или солнце?»
Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном, будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!
Игра «Маленький или большой»
Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) - большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
2-я ступенька - различение высоты, силы, тембра голоса
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Игра «Близко – далеко»
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.
Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «близко» - «далеко».
Аналогично можно играть, различая, где гудит пароход («у-у-у») - далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет - большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет - мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).
Игра «Угадай, как надо делать»
Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый.
3-я ступень – различение слов, близких по звуковому составу
Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.
Игра «Не ошибись»
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака». Игра интересна детишкам, и они всегда радостно откликаются на нее.
Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным.
4-я ступень - различение слогов
Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно для игр на различение слогов брать звукоподражания.
Игра «Кто как кричит?»
Взрослый показывает картинки и говорит: «Посмотрите на
картинки, послушайте, кто как кричит и повтори»
- Девочка заблудилась в лесу и кричит: «ау»
- Малыш плачет: «уа»
- Филин сидит на суку: «фу- фу»
- Довольный поросенок лежит в луже: «уф-уф»
Запомнил, кто как кричит? Теперь я буду показывать картинку, а ты говори.
Игра «Будь внимателен»
Взрослый произносит несколько слогов (на-на-на-па), а ребенок определяет, что здесь лишнее (па). Затем ряды усложняются (на-но-на); ка-ка-га-ка; па-ба-па-па.
5-я ступень- различение звуков
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, сом, лом, том). Такой звук - называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
Каждый помнит такую характеристику звука, как - согласные и гласные звуки. Начинать нужно с различения гласных звуков.
1. Взрослый дает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и.» Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
Игра «Прогулка на велосипедах»
- Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Подкачаем еще насосом: ссс... (Дети имитируют) Слышите, воздух шипит: шшш…»
- Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: ссс..., а если с изображением шины - шшш...
Подобным образом проводится игра «Комар и жук» со звуками (З) и (Ж).
Игра «Угадай, кто поет»
- Поехал поезд в далекий путь: «т-т-т». Птичка песенку поет: «ть-ть-ть».
Взрослый поочередно, не спеша, многократно произносит слоги, где звуки т и ть сочетаются с разными гласными (ты-ты-ты; ти-ти-ти; тё-тё-тё; то-то-то; ту-ту-ту; тю-тю-тю; та-та-та; тя-тя-тя), а дети показывают соответствующие картинки. Потом взрослый показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.
6-я ступенька - анализ звукового состава слова
Игра «Пропустим мы во двор слов особенных набор»
Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх: «Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».
Игра «Мяч не трогать иль поймать – постарайся отгадать»
Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется.
Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков в слове, их количества.
И в заключении хотелось бы сказать, что играя в предложенные игры с ребенком, поднимаясь «по ступенькам» вверх у него будет развиваться фонематический слух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....