"Использование нетрадиционных приёмов создания игровой мотивации на логопедических занятиях"
статья по логопедии (старшая группа)

Вихрова Светлана Валентиновна

Коррекция нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет большое значение в жизни ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netrad._metody_prov._gim.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающим и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Для правильной артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему органов артикуляции, научить ребёнка удерживать артикуляционную позу, подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

В  коррекционной работе с  дошкольниками, имеющие речевые нарушения   можно столкнуться с  трудностями. Недостаточный опыт игровой деятельности, неполноценные знания об окружающем мире, низкий уровень физических способностей, неустойчивое внимание, низкая работоспособность. Для решения подобных проблем в своей повседневной работе  использую различные варианты проведения артикуляционной гимнастики, как традиционные, так и нестандартные.

К традиционным приёмам, способам выполнения артикуляционной гимнастики относятся:

1. Подготовка к выполнению артикуляционной гимнастики;

2. Знакомство с органами артикуляции;

3. Самомассаж;

4. Артикуляционная гимнастика в стихах;

5. Артикуляционная гимнастика с использованием логопедических зондов, шпателей.

Нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики:

1. Применение в логопедической гимнастике, пластиковых и деревянных палочек, трубочек, сосок.

Предлагается ребенку удержать палочку на верхней губе (палочка зажимается между губой и носом), зажав губами « в улыбке» (губы не натягиваются на зубы), зажав губами «в трубочке», зажав зубами (губы в улыбке), на языке (палочка кладется на язык горизонтально, нужно удерживать ее на широком языке), на языке, подняв кончик языка вверх, но не прижимая его к губе, под языком прижав к нижней губе.

Можно попробовать дотянуться языком до палочки в определенной точке на губах (левый верхний угол, правый верхний угол, нижний левый угол и т.д.)

2. Биоэнергопластика – содружественные движения органов речи и пальцев рук.

Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Выполняя артикуляционное упражнение или удерживая определенную позу, ребенок имитирует это же движение одновременно одной или двумя руками. Соединяя движения артикуляционного аппарата с движением кисти руки, эффективность исправления дефектных звуков возрастает, так как, работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика - это своего рода творческая игра со сказочным сюжетом.

3. Артикуляционная гимнастика по страницам стихов, мультфильмов. Помогают в освоении артикуляционных упражнений любимые герои воспитанников: забавные смешарики, веселая Маша, фиксики. Использую в работе эпизоды мультфильмов, презентации, карточки с изображением героев и игрушки.

4. Истории о путешествиях Язычка.

Каждая история содержит в себе комплекс упражнений, уже отработанных ранее и объединенных в один сюжет. Иногда я использую уже готовые сказки про веселого язычка или придумываю свою, включив в нее упражнения, необходимые на данном этапе коррекции речи.

Пример сказки «Про веселого Язычка»:

Погулять язык собрался (открываем рот).

Он умылся (кончиком языка быстро проведите по верхним зубам),

Причесался (несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте вперед и засуньте его обратно).

На прохожих оглянулся (проведите языком по губам).

Вправо, влево оглянулся (поверните язык в соответствующие стороны).

Вниз упал, наверх полез (опустите язык вверх, затем поднимите его вверх).

Раз, и в ротике исчез (прячете язык).

5. Артикуляционная гимнастика с использованием разнообразных игрушек.

Приглашаю в гости к ребятам лягушку – квакушку, крокодила, бегемотика Боню и другихЭто мягкие игрушки с раскрывающимся ртом, у которых четко выделены артикуляционные органы: губы, зубы, язык. Надев игрушку на руку, «управляю» языком и нижней челюстью. Кукла создает эмоционально - положительный фон, при этом наглядно демонстрируя основные артикуляционные упражнения.

6. Логопедическое пособие «Кубик - бросай, язычком выполняй». На каждой грани кубика изображены символы артикуляционных упражнений. Ребенок выполняет то упражнение, на которое указал кубик.

7. Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение (детские песни, песни из мультипликационных фильмов).

8. Артикуляционная гимнастика в содружестве с песочной терапией.

Детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику, играя с песком. Например, выполняя известное упражнение «Лошадка» ребенок щелкает языком и хлопает пальцами по песку («скачет»). Во время выполнения упражнения «Качели» можно ритмично двигать вверх - вниз, указательным пальцем ведущей руки или двух рук в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

Аналогично адаптирую и другие упражнения для игр с песком.

9. Использование интерактивных технологий при выполнении артикуляционной гимнастики. Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой».

Проведение артикуляционной гимнастики нетрадиционными способами помогает удерживать интерес ребенка, повысить мотивационную готовность детей, поддерживает эмоциональный настрой на протяжении всего занятия. У детей нормализуется мышечный тонус органов артикуляции; активизируется речевая функция; повышается работоспособность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание игровой мотивации на логопедических занятиях

Дидактическое содержание наглядного пособия по формированию фонематических процессов у детей старшего и подготовительного возраста "Звуковой планшет"...

Игровые приемы на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения ( из опыта работы).

Игровые приемы на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения. Общеизвестно, что от своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и нормальное речево...

Сборник игровых упражнений для логопедических занятий.

Данный сборник содержит практический материал в помощь логопеду. Преимущество в том, что здесь подобраны игры и упражнения для логопедический занятий....

Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям, коррекционной деятельности у детей с ОНР.

Материал будет полезен педагогам логопедических групп. Затронута важная проблема мотивации дошкольников с ОНР к логопедическим занятиям, проанализированы возможности формирования положительной мотивац...

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя - логопеда.

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий  в коррекционной работе учителя - логопеда....

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В статье обосновывается роль мотивации в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи. Предлагаются конкретные способы повышения мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с первичн...

Статья Особенности формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей с ТНР

Л.Е. КудряшоваУчитель - логопедМБДОУ – ЦРР «детский сад №9 – «Родничок» г. Няндома Особенности формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям у детей...