Повышение мотивации к логопедическим занятиям посредством игровых приѐмов, в работе учителя-логопеда ДОО
консультация по логопедии

Глинская Юлия Ивановна

Изучив причины слабой мотивации у детей к логопедическим занятиям, я стала применять новые методы и приѐмы, способные дать импульс к повышению мотивации в исправлении речевого дефекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение мотивации к логопедическим занятиям

посредством игровых приѐмов, в работе учителя-логопеда ДОО

Глинская Юлия Ивановна,

учитель-логопед МБДОУ «Детского сада

№ 10 «Теремок»

Работая с детьми, имеющими заключение тяжѐлое нарушение речи, мы сталкиваемся, как правило, с неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Таким детям присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования своей активности.

В своей работе я следую двум направлениям:

Первый - формирую у дошкольника положительную мотивацию к обучению;

Второй - помогаю осознать важность действий и процесса.

И чем красочнее и интереснее будет предложенный процесс, тем скорее мы достигнем положительных результатов.

Изучив причины слабой мотивации у детей к логопедическим занятиям, я стала применять новые методы и приѐмы, способные дать импульс к повышению мотивации в исправлении речевого дефекта.

Индивидуальный план речевой коррекции при работе над исправлением звукопроизношения имеет одну структуру.

Первым этапом работы всегда является развитие артикуляционной моторики. Для учителей-логопедов уже создан комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков. Традиционно дети выполняют артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. И когда упражнения уже хорошо знакомы ребѐнку и усвоены, можно предложить варианты игр:

«Рассмотри карту, отыщи заданный предмет (по названию артикуляционного

упражнения), выполни его». Или «На сенсорный коврик наступай, рядом с ним картинка - упражнение для язычка, его ты выполняй». Схематично изображены артикуляционные упражнения под номерами, ребѐнок бросает кубик, выпавшее число будет соответствовать номеру упражнения, которое необходимо выполнить. В процессе закрепления произношения поставленного звука предлагаю ребѐнку стать доктором, который объясняет взрослому, где в ротике находится язычок, какое положение заняли губки и т. д.

Упражнений на развитие речевого дыхания очень много. Но и в этом процессе есть идеи. Сформировать воздушную струю помогают упражнения:

«Сдуй листочек», «Прокати шарик по желобку» и другие, но я стараюсь связать все задания с лексической темой недели и предлагаю: «Сдуй сухие лепестки роз с картинок», «С помощью сильной воздушной струи отправь карту сокровищ на другой берег в бочонке» (бочонок в данном случае яйцо и киндер-сюрприза, а в нѐм задание) и т.д.

Для развития мелкой моторики рук по лексической теме «Фрукты. Овощи» я предлагаю детям чистить варѐные корнеплоды. Дети очень любят рисовать, предложите рисовать красками, но кистью станут овощи и фрукты в разрезе.

Кинезиологические упражнения, также являются помощниками педагога. Предложите выполнить их, рассказывая сказку. Но совместите ритм с движением и вы добьѐтесь лучших результатов:

Перед нами, друзья, орехи, Они сегодня для потехи.

Две руки одновременно, Выполнят заданье смело. Соедини в кольцо 2 пальца, И бери орех, старайся!

Так по очереди все

Пальчики задействуй во всей красе. Кошку изобрази ладошкой.

Возьми орех и выгни спинку, положи на стол и оставить под спинкой.

 А теперь обводим орехи смело,

Рукой одновременно правой и левой.

Выполняя упражнение «Кулак-ребро-ладонь» с проговариванием звуков, а затем слогов, вы улучшите у ребѐнка слоговую структуру слова, закрепите деление слов на слоги.

На занятиях использую интерактивные игры. Для постановки всех групп звуков мною разработаны  игры  с героями сказок. Герои сказки

«Теремок» помогают ребѐнку в постановке свистящих звуков. Для постановки шипящих помогает поставить звук Жучок из сказки «Муха- Цокотуха». Для постановки звука Р помогает пѐс Рэкс, который учится рррычать и т.д. Интерактивные игры использую в команде, где каждый ребѐнок ощущает радость участия и радость победы: «Кто быстрее доберѐтся до опушки, правильно назвав слова со звуком Л», «Помогите зайцу и ѐжику собрать яблоки и грибы» и т.д.

Использование дидактических игр оживляет логопедическое занятие, делает его интересным и весѐлым, вносит определѐнный соревновательный элемент. Это игры на автоматизацию звуков: «Загадочные следы» (пока пѐс спал, кто-то оставил много загадочных следов), «В гостях у дядюшки Жука» (два ежонка просят мудрого Жука провести для них уроки), «Семеро козлят» (мама Коза и семеро козлят приглашают ребят отправиться в путь и весело со звуком Р поиграть) и другие. Игры по обучению грамоте: «Мышонок- сыщик» (помогает отыскать гласные звуки в словах), «Улица гласных звуков» (транспорт развозит подарки для гласных звуков) и т.д. Игра на дифференциацию звуков: «Весѐлые обезьянки» (обезьянка Маша собирает бананы с картинками со звуком Ш, а обезьянка Настя – со звуком С),

«Мыльные пузыри» (на различение парных согласных в словах) и многие другие игры.

Развитие фонематических процессов является важным этапом в работе

учителя-логопеда.        При        помощи        фонематического        слуха        ребѐнок  может

отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова. Уже к пяти годам у детей формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. В этом нам помогают игры. Например, игра «Сыщик». Перед ребѐнком напальчник с изображением собаки-сыщика. Ему необходимо отыскать гласные звуки, которые спрятались на картинках.

Ребѐнок надевает напальчник, проводит по картинке, проговаривая каждый звук в слове, при этом выделяя голосом гласные. Игра заканчивается, когда сыщик отыщет все гласные звуки в словах-картинках.

При знакомстве с понятиями «мягкие согласные звуки», «твѐрдые согласные звуки» приношу пѐрышко, которое называю Фить и камень Бум, что позволяет использовать тактильные, зрительный анализаторы при определении различия предметов, сопоставляем - мягкий, как пѐрышко «пи»,

«ме», «лю» и др. слоги, твѐрдый, как камень -«па», «до», «зы» и т.д.

В работе с предлогами перед детьми изображение поляны, на которой река, поле. Для детей подготовлены напальчники с наклеенными на них бабочкой, осой, синичкой, стрекозой. Повторяя за педагогом стихотворение, дети совершать движения пальчиком над соответствующей картинкой.

Не забываю о развитии познавательных процессов. Предлагаю рассмотреть облака и назвать, на что или на кого они похожи. Прошу найти и назвать предметы одного цвета или формы. Ищем в группе «сокровища» по списку. Подвижные игры помогут запомнить походку животных, голос, параллельно говорим о месте обитанию, семействе. Игра «Изобрази действие» помогает закрепить глагольный словарь, соотнести с картинкой и предметом.

Задания стараюсь подбирать к лексическим темам, для развития и закрепления сенсорной интеграции, мелкой моторики, лексики, грамматики, связной речи. Так, игру «Выложи дорожки из различных материалов с

помощью пинцета» я предлагала детям после знакомства с темой «Весна.

путями, посредством выкладывания круп, бусин. Главное условие – назови, кем питаются птицы.

А знаете ли Вы, что же в 4-5 лет ребѐнок может не только отгадывать, но и сам сочинять загадки. Начинаем с самого элементарного- загадывания предмета по его частям. Игра «Кто в домике живѐт?». Показать не весь предмет, а только его часть. Сначала отгадывают дети, затем они сами загадывают взрослому.

Актуальной проблемой в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является работа над развитием связной речи. Вот некоторые из игр: при сравнении животных игру начинаю стихотворением: «Перед тобою два предмета, у каждого свои приметы, на них внимательно ты посмотри, их различия назови, фишку определѐнного цвета на нужную картинку наложи!». В помощь картинки: места обитания (лес, пустыня, океан, северный полюс), части тела и продукты питания. Для описания предлагаю на выбор двух животных. Но главное – это фишки 2 цветов: красная фишка накладывается на предмет, который объединит животных (например, по месту обитания), синяя – укажет на отличия (например, в питании).

В игре «Весѐлый телевизор» говорю: «Мы готовим передачу, ведущим тебя назначим. В телевизоре сюжет, ты подробно расскажи, все события опиши». Сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно ребѐнок описывает картинку.

Большим интересом у детей пользуются диалоги животных Н.И. Сладкова. Диалоги помогают отработать не только чистоту произношения, но и интонационную выразительность речи. В моѐм арсенале наборы бумажных кукол. Включение в занятие театра кукол направлены на развитие всех компонентов речи, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики.

У  детей  дошкольного  возраста  наглядно-образная  память,  и

запоминание носит в основном непроизвольный характер. Память дошкольников с нарушениями речи устроена таким образом, что в ней

крепче фиксируются зрительные образы. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Я представляю новый интересный способ по заучиванию стихотворений воспитанниками посредством использования движущихся изображений - анимации.

При заучивании используйте готовую анимацию, выполненную в программе презентация MicrosoftPowerPoint.

Основной принцип заключается в том, что ребенку предлагается необходимая для запоминания опора - анимация, движущие изображения. Анимации способны услышанное подкрепить показом в действии. На экране передаѐтся смысл стихотворения, показаны герои, настроение.

Образ, сохранившийся после прослушивания, сопровождается просмотром, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

В процессе игр я зарождаю в детях интерес к деятельности, использую их врожденную любознательность, акцентирую внимание на успехах каждого ребенка, максимально поддерживаю активность дошкольников, их инициативу. Помогаю и учу детей преодолевать страх, выдаю авансы успеха («у тебя получится»), даю высокую оценку даже частям деятельности. Подключаю личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливаю мотивацию («это необходимо нам для…»).

В конце каждого занятия включаю упражнения в технике расслабления, чтобы повысить внимание ребенка, сконцентрировать его, успокоить расторможенных детей.

Для определения эффективности предложенной системы работы была проведено логопедическое обследование в начале учебного года, а также в конце учебного года. Заключительная диагностика показала, что у всех детей наблюдается положительная мотивация к исправлению речевого дефекта и ко всему коррекционному процессу в целом.

Предложенные приѐмы и методы работы способствуют повышению

мотивации к учению, развитию коммуникативных навыков у детей, игровой

деятельности и общению со сверстниками.

Предложенный материал станет ещѐ одним дополнением к педагогической копилке специалистов и поможет добиться положительных результатов в коррекционной работе.

Список используемой литературы:

  1. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР», Москва, 2005г.
  2. Сергеева О. А., Шульга А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 682-684. - URL https://moluch.ru/archive/86/16396/ (дата обращения: 04.04.2019).
  3. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии», Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: ил. - ISBN 5-09- 000901-5
  4. Программыдошкольныхобразовательныхучрежденийкомпенсиру ющеговидадлядетей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др. - М.: Просвещение. - 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в практической работе учителя – логопеда с детьми с ОНР

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя - логопеда.

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий  в коррекционной работе учителя - логопеда....

Игры и игровые упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда с применением биоэнергопластики.

        Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии д...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у старших дошкольников с использованием ИКТ.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.На сегодняшний день не все логопеды знают о возможностях ИКТ и применении их в логопедической работе. Наша ...

Повышение мотивации к логопедическим занятиям

Приемы повышения мотивации к логопедическим занятиям ...